Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Духовно-идейные основы Теология как наука

Теология как наука

E-mail Печать

В последние дни развернулась полемика о признании теологии полноценной академической наукой.

Потоком полилась ехидная брань материалистов. Защита православных кругов звучит при этом как оправдание или извинение. Все дело в том, что полноценное православное мировоззрение в нашем обществе отсутствует даже в церковных кругах, не говоря уже о том большинстве народа, признающем себя православным. Прекрасно, что они веруют в Иисуса Христа Сына Божьего и Святую Троицу, в Единую святую соборную и апостольскую Церковь. Но православное мировоззрение — это нечто намного более глубокое и обширное. Это полноценная развитая и довольно детализированная картина мира. В основе этой картины лежат как раз богословские основания — огромный духовный и интеллектуальный философский пласт святоотеческого предания, аскетики, космологии, ангелологии, мистики, антропологии, сотериологии, эсхатологии и многих других дисциплин и направлений, о которых, я думаю, большинство современных православных христиан либо вообще не слышали, либо весьма отдалённо. А между тем христианство имеет свои ответы вообще на все вопросы — включая бытие, сознание, материю, космос, вещество, свет, а также общество, природу, человека, политику и экономику. Мы просто не догадываемся, что такое глубина и широта православной христианской мысли. И, соответственно, что такое наука — в ее христианском православном понимании.

Самым главным научным фактом для христианина является факт смерти. То есть мысль — знание, уверенность в конечности земного телесного бытия. Это и есть самый последний и самый неопровержимый научный факт. Называется он в аскетике «память смертная». Каждый из тех, кто смотрит сейчас телеканал «Царьград» и «Директиву Дугина», умрёт. Как умру я. И умрут все, кто родился, включая тех, кто не смотрит телеканал «Царьград». Умрёт молодой и старый, больной и здоровый, богатый и бедный, влиятельный и ничтожный. Все остальное — гипотезы. Только смерть — истина. С этого начинается научная картина мира христианина. Если всё смертно и все смертны, и главное, если человек осознаёт смерть как судьбу, как явление, как неизбежность, и боится ее, бьется с ней осознанно и методично, то должно быть что-то, что делает мысль о смерти невыносимой и трагичной. Как будто в этой смерти есть что-то злое, что-то неприемлемое, что-то противоестественное. Животное гибнет, но оно не возмущается смерти, оно принимает ее покорно — как должное. Только человек переживает смерть как вызов, как патологию. Значит, у него есть внутренняя воля к бессмертию. И отсюда — вера в Бессмертие, как в то, что выше смерти, что стоит над ней.

Это и есть основа теологии и построенной на ней научной картине мира. Необходимость бессмертия есть такой же факт, как и наличие смерти. Но не бессмертие научно — необходимость его научна. Бог не научен, он сверхнаучен. А вот вера в него научна. Она вытекает из самых последних глубин мышления человека как вида. Из мысли о смерти и из внутреннего несогласия с ней. Бог бессмертен. Есть ли Он или нет, это недоказуемо опытным путём. Он просто ДОЛЖЕН быть. И это долженствование создаёт научную онтологию веры, бытие, построенное и основанное на вере.

И если есть вера как научный факт, то есть и то, на что она направлена. С той стороны от мыслящего смертного существа — Бессмертие протягивает ему, как на фреске Микеланджело, руку. Это Откровение. Это подтверждение веры. Это — онтология чуда. Чудо научно в христианской картине мира, потому что оно необходимо для человека как существа верующего, как существа, осознающего свою смертность и восстающего на свою смертность. Чудо — это ответ Бога, ответ Бессмертия на фундаментальное движение человеческой мысли. Но именно на этой мысли основана наука. И дальше между двумя полюсами — смертным и мыслящим человеком, восстающим на свою конечность, не соглашающимся с ней, и бессмертным Богом — выстраиваются сложные отношения, зеркалом которых и является космос, природа, история и в конце концов материя. Материя, природа, космос — все это конструкции человеческого сознания. Христианское сознание выстраивает эти конструкции в соответствии со своими внутренними структурами, в основе которых лежит пара смерть-Бессмертие. И отсюда вочеловечивание Сына, спасение, домостроительство Святого Духа, этапы Творения и конец времен. Все это чисто научные истины, но смысл они приобретают только для христианина и его христианского мира. Для научных онтологий цивилизации антихриста, отрицающего основы христианской картины миры, это объекты насмешек. Но дьявол и есть пересмешник. Атеистическая и материалистическая картина мира — это просто опрокинутое зеркало, пародия и симулякр христианской науки. Уберите Бессмертие, Бога, спасение, Христа, Дух, и вы получите адское отражение мира, где царствует смерть, рок, гибель и разложение. То есть на языке современной богоборческой антихристианской науки — энтропия.

Материалистические науки ненаучны, если они игнорируют смерть как базовый факт бытия человека. Но также ненаучны они, если они с этой смертностью пассивно соглашаются. По-настоящему научна только религия. Остальное — это систематизированный бред, замаскированный под рациональность троллинг.

 


Яндекс цитирования