Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Духовно-идейные основы Почему мы уезжаем?

Почему мы уезжаем?

E-mail Печать

altНеофициальное разъяснение для друзей и хороших знакомых.

Мотивы людей, поставивших себе цель сменить среду обитания с искусственно-замкнутой на естественно-свободную, можно свести к трем основным факторам:

 

1. Духовный: [Я не считаю себя достойным учить кого-либо христианской духовности, поэтому вкратце расскажу исключительно о своих собственных, вполне субъективных мыслях и переживаниях. Не думаю, что каждый их поймет и поддержит, не считаю, что сказанное мной есть «универсальный рецепт» для всех, но вполне допускаю, что кто-то со мной и согласится. Для тех и пишу…]

----------------

Сам Господь говорит нам в Евангелии: «Горе миру от соблазнов: ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18:8-9).

Учитель церкви, Святой Иоанн Златоуст, помогает нам более точно уяснить смысл сказанного: «Спаситель говорит здесь не о членах тела, но о друзьях и о сродниках наших, которые составляют как бы необходимые для нас члены. Об этом Он говорил и прежде, и теперь говорит. Действительно, ничто столько не вредно, как общение с людьми порочными и развратными. Чего не может произвести необходимость, то часто производит дружество — и ко вреду, и к пользе. Вот почему Спаситель с особенною силою и повелевает нам удаляться людей вредных, разумея под ними тех, которые вводят соблазны. Видишь ли, как Христос предотвратил вред, могущий произойти от соблазнов? Во-первых, Он предсказал, что соблазны непременно произойдут, чтобы никто не предавался беспечности, но все, ожидая их, бодрствовали; во-вторых, показал, что соблазны великое зло (он не без причины сказал: “Горе миру от соблазнов”, но чтобы показать великий вред, от них происходящий); в-третьих, — и еще более, — показал это тем, что назвал несчастным того, кто вводит соблазны (словами: “горе тому человеку” Спаситель означает то, что этот человек подвергнется тяжкому наказанию). И не только этими словами, но и присоединенным к ним сравнением увеличивает страх. Но не довольствуясь этим, Он показывает и путь, которым можно избежать соблазнов. Какой же это путь? Прекрати, говорит Он, дружество с людьми нечестивыми, хотя бы они были для тебя весьма любезны, и представляет тебе на это неопровержимое доказательство. Если, говорит, они пребудут твоими друзьями, то ты и им не принесешь пользы и себя погубишь. Если же прекратишь с ними дружество, то по крайней мере, сам приобретешь спасение. Итак, если дружество с кем-либо для тебя вредно, удались от него. Если мы часто отсекаем члены тела своего, когда они бывают больны неизлечимо и вредны для прочих членов, то тем более должно поступать так с друзьями».

(Св. Иоанн Златоуст, толкование на Евангелие от Матфея, беседа 59)

В «Толковании Евангелия на каждый день года» протоиереем Александром Шаргуновым сказано еще более радикально:

«Мы должны быть готовыми расстаться с глазом, с рукой и ногой – со всем, что дорого для нас, если это является соблазном ко греху для нас. Что мы смотрим, что делаем, куда идем – искушения, исходящие из нашего сердца и внешние поводы для греха должны быть беспощадно отсечены. Не может существовать ничего и никого столь дорогого для нас, что мы не решились бы оставить – ради сохранения нашей совести чистой. Ибо «лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный»[1].

--------------------------------------------------------

Возможно, есть достаточное количество замечательных людей, которых совсем не соблазняет современное общество - увы, я не из их числа. Некоторым оправданием моей слабости может стать пример монашествующих, большинство которых живет в среде себе подобных, отгородившись от соблазнов внешнего мира крепкими монастырскими стенами и твердым уставом, правила которого предписывают не покидать территории монастыря без особой надобности. И даже те действующие обители, которых угораздило стать памятниками архитектуры и которые буквально стонут от наплыва туристов, отнюдь не являются «проходным двором» - непосредственно монашеские уголки наглухо скрыты от посторонних глаз и контактов. И если в более благочестивые времена монастырский затвор создавал условия для духовно возвышенного, над-мирного бытия, то сегодня «стены» в виде бескрайних и малолюдных просторов российской глубинки остро необходимы нам, духовно-надломленным мирским людям, хотя бы для того, чтобы просто жить по-христиански, какая уж там высота…

Жизнь вне городских соблазнов однозначно более упорядочена, менее суетлива, и, что самая главное, внешняя человеческая среда вымирающей русской деревни (такая же развращенная, как в городе) в своей безнравственности и соблазнительности несравненно менее агрессивна, чем городская, именно вследствие своей малолюдности и пространственно-территориально-бытовой свободы. К примеру, деревенский разврат, апофеозом которого является колхозная дискотека, ограничен пространственно-временными рамками самой дискотеки (пляжа, свинарника, etc.) Грех есть, но нет его активной, настойчивой пропаганды. Живя особнячком где-нибудь на хуторе и не участвуя в сомнительных самогонных приключениях, можно вполне гарантированно избежать агрессивного психо-визуального воздействия. Шанс получить благодатный дар «мирного и безмолвного жития во всяком благочестии и чистоте» еще более увеличивается, если местное население находится за пределами прямой видимости либо когда количество сознательных уклонистов от сельской разновидности блудного и алкоголического «досуга» достигает критического уровня (для данного социума около 10-20 %) и формирует среду себе подобных.

В городе же разврат всюду, он буквально лезет в душу, и зрячему человеку порой очень трудно оградить свой внутренний мир от воздействия похотливых образов (соблазнов), упакованных в роскошную гламурную упаковку. Причем это касается не только ТВ, наружной рекламы и «срамных песен», но в первую очередь личных встреч и контактов.

2. Нравственный:

И Святые Отцы, и классики марксизма-ленинизма едины во мнении: внешняя среда накладывает глубокий отпечаток на внутренний мир человека. Это утверждение, вполне справедливое по отношению к взрослому человеку, становится непререкаемой психологической аксиомой, когда речь идет о внутреннем мире ребенка. И если мы хотим видеть будущее наших детей, поступки которых определяются категориями обыкновенной, но все же человеческой нравственности, категориями чести и разума, а не хаотично-бессодержательными позывами звериных инстинктов, нам необходимо самым срочным образом сформировать соответствующую человеческую среду с человеческими ценностями и нормами поведения. Среда подразумевает под собой нечто более широкое, чем тесный круг семейных отношений: это не только дом, но и школа, и самое главное – улица. Создание человеческой среды в городе невозможно вследствие постоянного контакта нас и наших детей с носителями иного (как правило, превратного) понимания нравственности, при котором пить, курить, блудить и соблазнять не только допустимо, но даже похвально, а смысл жизни сводится к развлечениям, наслаждениям и без труда получаемым материальным благам. Сомневающимся рекомендую посетить любую общедоступную детскую площадку нашего города (особенно после окончания рабочего дня). Если вы найдете хоть одно место, где не будет людей с традиционной «баночкой» или сигаретой (как правило, это родители!) - считайте меня ригористом.

Пользуясь случаем, хочу развенчать одно устоявшееся обывательское заблуждение – дескать, дети, воспитанные в семьях со строгим понятием о нравственности, вступают во взрослую жизнь абсолютно неподготовленными, эдакими забитыми и боязливыми тихонями, которых жестокий мир лжи и разврата тотчас же поглощает. Это лживая ложь лживого мира! Как законы физики («неживой природы») самым кардинальным образом отличаются от законов биологии («живой природы»), так и понятие биологического («животного») иммунитета нелепо копировать в области социальных («человеческих») отношений. Внутренний мир человека абсолютно не нуждается в «закаливании» сквернословием, пьянством и лицезрением скотских похотливых сцен. Подавляющее большинство тех, кто не просто не сломился, а своей железной волей сам сломил, прогнул под себя весь этот «изменчивый мир», воспитывались в семьях с воспитателем-моралистом, в семьях, где к папе с мамой обращались строго на «Вы». Такие исключения как Сталин при внимательном изучении биографий лишь подтверждают это правило. Да и среди обыкновенных людей воспитанные в условиях «теплично-строгой» горской нравственности студенты или солдаты чеченской национальности, как правило, превалируют над большинством «нравственно закаленных» русских однокурсников\сослуживцев. Дикие люди? Но и те, кому довелось обучать своих чад в цивилизованной Англии, могут рассказать, какие порядки царят в тамошних закрытых интернатах (как правило, с раздельным обучением), где готовят будущую английскую элиту – несгибаемых Кромвелей, хладнокровных Черчиллей и «железных леди» а-ля Маргарет Тетчер. Как вы думаете, можно ли тамошним девушкам ходить с голым пупком или в юбках выше колена, а юношам покидать общежитие после 21.00? (про пить-курить и все такое прочее говорить излишне)[2].

Воссоздание человеческой среды в городе чисто теоретически возможно. Но для этого необходимо не менее миллиарда (!) долларов и согласие мэра на строительство закрытого элитного квартала.

И еще один «нравственный» мотив – инициативному, предприимчивому, трудолюбивому человеку в условиях большого города очень трудно жить честным трудом. Ведь даже самая безобидная, без апелляции к инстинктам реклама содержит в себе элемент лукавства, а большинство «схем», «откатов», «распилов» и «дельт» и вовсе основано на лжи и воровстве. Банковский сектор, финансово-кредитные отношения, иными словами – ростовщичество, совсем не попадает под категорию «трудов праведных». Праведен труд, а не его имитация.

3. Экономико-прагматический:

-Системный кризис уже привел к краху «экономики услуг» в США и особенно в Великобритании. В России, «благодаря» тому, что средний уровень жизни значительно ниже, чем в странах Запада, этот сектор не так хорошо развит, но последствия эпохального цивилизационного сдвига несомненно коснутся и нашей страны. Уже сейчас виртуальный продукт (то, что «производят» финансисты[3], юристы, визажисты и т.д.) стремительно теряет свой вес, в отличие от продукта реального. Реальный продукт – это в первую очередь те высоколиквидные товары и услуги, без которых невозможна жизнь и труд простого, «массового» человека. В иерархии реального продукта ведущие позиции занимают еда и тепло. Можно уверенно прогнозировать, что с уменьшением значимости виртуального продукта, львиная доля которого «производится» в городе, жизнь на земле (по крайней мере в ее экономической ипостаси) в самое ближайшее время станет куда более привлекательной. Ведь не только людские потоки, но и деньги текут туда, где лучше себя чувствуют.

-Экономический кризис спустя самое короткое время неизбежно приведет к росту социальной напряженности. В условиях возможной потери контроля за ситуацией эффективно защитить себя, а тем более свои семьи можно лишь при компактном соседском проживании (про возможность соседского проживания в городе читайте выше).

-Демографический кризис так же неизбежно приведет к острейшим межнациональным конфликтам. Уже сегодня в крупных городах школьники и студенты сталкиваются с вопиющими проявлениями расовой агрессии со стороны народов с более здоровой нравственностью. При компактном соседском проживании нам не только удастся оградить своих детей от национального экстремизма, но и закалить их характер в духе «малых народов» с обостренным чувством религиозно-культурного самосохранения и групповой солидарности.

и отдельным пунктом:

– проблемы самореализации. Природная русская непредприимчивость, отсутствие товарищеской и семейно-родственной поддержки, засилье коррумпированной бюрократии и обилие мошенников не позволяют многим по-настоящему талантливым людям успешно реализовать свои по-настоящему выдающиеся таланты. И речь здесь идет не только о ремесленном, инженерном или конструкторском мастерстве, но и о более широких, в т.ч. творческих и педагогических сферах. В процессе реализации творческого потенциала, при условии его грамотной и честной организации, громадную пользу смогли бы получить не только сами талантоносители, но и все участники программы, имеющие личную заинтересованность в успехе своего соседа-единомышленника. В отличие от зависти или непонимания со стороны «мира конкуренции», в «мире солидарности» мастер будет окружен искренним уважением и всеобщей поддержкой.

В данном случае взаимовыгодный тандем «умных» и «организованных» не только реален, но и неизбежен.

Общий итог: Если человек не разделяет базовых ценностей того общества, в котором живет, рано или поздно он неизбежно вступает с этим обществом в жесткий конфликт. Уровень моих, да и не только моих противоречий с окружающим миром приближается к той критической точке, за которой - либо война, либо разъезд по параллельным путям, которые почти никогда не пересекаются. Не имея возможности это общество переделать и не имея желания провести свою жизнь в бесперспективной идеолого-политической борьбе, я принимаю решение о «цивилизованном разъезде».

Вот собственно и все. С Богом!
______________________________________________________________________________________

[1] С сайта «Православие ру».

[2] Еще одно распространенное заблуждение – считать, что вкусившая или хотя бы воззревшая на «запретный плод» молодежь никогда не вернется в условия строгой нравственности. Ошибочность подобных установок (такие случаи достаточно редки и касаются лишь сверхмалых социумов, таких как секты или малодетные семьи) доказывает позитивный опыт социальных групп, сумевших создать свою собственную нравственную среду. И это не только хорошо знакомые нам горские народы Кавказа, но и более экзотичные примеры, такие как Амиши. Амиши – это радикальное протестантское движение в США, представители которого, начиная с 18 в., максимально ограничили свои контакты с окружающим миром, занимаются исключительно земледелием и до сих пор практически не пользуются такими благами цивилизации как электричество, мобильная связь, автотранспорт и т.д. Благодаря высочайшей рождаемости количество амишей в США на сегодняшний день достигло уровня небольшой народности (порядка 200.000 чел.). Можно себе представить, какое понимание нравственности царит у людей, которые в самой развитой стране мира до сих пор принципиально ездят на телегах, стирают в реках белье и говорят на немецком диалекте.

Так вот, когда молодой амиш достигает шестнадцатилетнего возраста, его буквально принудительно отправляют на испытание – в течение пяти лет (!) он приобщается и вкушает «блага цивилизации». После таких длительных проверок назад в общину возвращается 85-90% молодых людей! И это без учета тех амишей, которые продолжают следовать строгим нравственным нормам, по тем или иным причинам оставаясь «в миру». Для сравнения –люди без «заморочек», соединенные вполне добровольно по зову любящего сердца, не обремененные строгими, порой даже жесткими обязательствами, живущие в более комфортных условиях - только в двадцати случаях из ста сохраняют семейные отношения, а остальные 80 процентов расходятся! (статистика разводов по России).

[3] Вследствие системной коррупции часть финансового сектора России еще сколько-то побарахтается за счет «обслуживания» сумм, выделяемых государством на поддержку экономики и на различные социальные программы. Но это уже особенности национальной экономики. Падение цен на нефть связано прежде всего с ее «виртуальной» составляющей в виде всевозможных фьючерсов и лишь затем со спадом производства и потребления.

Источник материала. 

 


Яндекс цитирования