В Таганроге действует православная дружина, которая следит за порядком в городе. Директор ростовского отделения правозащитного центра при ВРНС, благочинный Таганрогского округа протоиерей Тимофей Фетисов в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал об успехах дружины, об интересе к местному центру подготовки молодежи "Пересвет" со стороны силовых структур, о межнациональных проблемах в Ростовской области.
- Отец Тимофей, Вы создали в Таганроге православную дружину. Как Вам пришла в голову эта идея?
- Идея создания дружины по охране общественного порядка возникла не на пустом месте. Дело в том, что православный центр военно-патриотической подготовки молодежи "Пересвет" в Таганроге существует уже более восьми лет. За это время более тысячи подростков прошли в нем допризывную подготовку, познакомились с жизнью и вероучением Церкви, получили азы юридических и военных знаний, овладели мастерством специального рукопашного боя по системе Кадочникова. Многие из них были направлены на службу в ростовский спецназ ГРУ, который является шефом нашего центра, удостоились чести служить в Президентском полку, принимали участие в боевых действиях в Южной Осетии и контртеррористических операциях на Северном Кавказе, за что один из наших воспитанников получил благодарность президента Медведева. Немало ребят учатся в военных вузах. Имея за плечами столь серьезный послужной список, центр "Пересвет" стал, по сути, кузницей кадров для силовых структур нашего региона, ведь основной проблемой сегодняшней армии является отсутствие физически и духовно здоровых молодых людей, не только способных, но и всей душой желающих быть защитниками Отечества. Задолго до появления в СМИ идеи создания православных дружин к нам начали обращаться представители МВД с просьбой осуществлять совместное патрулирование городских улиц в вечернее и ночное время.
- Насколько эффективны такие дружины?
- Уже вскоре стало понятно, насколько эффективным может быть такое сотрудничество с Церковью. Общий уровень преступности в патрулируемых районах значительно снизился. Горожане получили возможность выходить темным вечером на улицу, не боясь за свою жизнь и кошелек, были выявлены точки распространения наркотиков, с молодыми людьми, распивающими в подъездах спиртные напитки, велись увещевательные беседы, при этом пример их сверстников, ведущих здоровый образ жизни пересветовцев, действовал куда более убедительнее, чем банальное нравоучение.
Были и более серьезные случаи, когда наши ребята задерживали по горячим следам преступников. Один из них был опасным рецидивистом. Не случайно, министр МВД России во время своего визита в Ростов-на-Дону на заседании Общественного совета, посвященного воспитанию молодежи, отметил благодарностью деятельность таганрогского центра "Пересвет" и пожелал нашим воспитанникам дальнейших успехов, а федеральные телеканалы посвятили несколько весьма доброжелательных видеосюжетов данной инициативе.
С этого года наша дружина получила признание местной власти, а вместе с признанием - официальный статус "добровольной народной дружины муниципального образования Таганрог". Предвижу здесь возмущение некоторых "профессиональных правозащитников". Специально для них спешу пояснить, что данный факт совсем не означает, что появился "православный талибан", что государство нарушило принцип светскости своих структур. Просто случилось так, что наиболее подготовленной для службы по охране правопорядка в Таганроге стала именно православная молодежь, те самые брошенные ребята, которые когда-то были безразличны государству, но не Церкви. Мы пригласили их с улиц и подъездов, отучили пить, курить и ругаться матом, воспитали их как граждан своей страны, а потом вновь вернули государству. Кстати, то, что народная дружина не носит специальное имя православной, нисколько нас не смущает, ведь ее основу в любом случае составляют православные верующие люди. Как бы там ни было, когда человека спасают на улице от грабителя, в тот момент ему безразлично, кто их защитник по вероисповеданию, так же как православный дружинник в экстремальной ситуации не будет запрашивать национальность и конфессиональную принадлежность гражданина, прежде чем рисковать своей жизнью.
Подытоживая вышесказанное, идея председателя синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволода Чаплина о повсеместном создании подобных народных дружин апробирована практическим опытом, она, несомненно, послужит на пользу и дружинникам, и поможет лучше защитить простых людей в современной России, их право на жизнь и здоровье.
- Нередко высказывается мнение, что приходы должны уделять особое внимание военно-патриотическому воспитанию. Вы согласны с этим?
- На собственном опыте могу подтвердить, что создание военно-патриотических клубов при наших приходах является самой насущной необходимостью как для Церкви, так и для самих молодых людей. Если бы Вы знали, сколько благодарностей мы слышим от родителей, которые начинали "терять" своих детей в так называемом переходном возрасте и уже от отчаяния обратились к нам в центр. В последней надежде большинство из них впервые переступили порог храма. Немало случаев, когда дети попадают сначала к скинхедам. Тогда приходится тратить очень много усилий и времени на их духовную реабилитацию. Благо, что православное воспитание дает отличное противоядие против национализма. Конечно, для молодежи на приходе должны существовать разнообразные формы самореализации, но военная тематика, спорт, несомненно, привлекает очень большое количество мальчишек. Это огромный миссионерский ресурс, которым нельзя пренебрегать.
К примеру, в нашем центре занимаются сейчас 220 подростков и студентов. С трудом представляю, каким иным образом я бы смог собрать столько молодежи на постоянные занятия? Безусловно, для реализации таких программ необходимы немалые усилия и энтузиазм настоятелей и их помощников, спортзалы, полосы препятствий, специальное оборудование, организация поездок и лагерей и самое главное - талантливые педагоги и тренеры. Все это стоит немалых средств. Однако когда есть желание, все возможно. Так, недавно филиал "Пересвета" открылся в одном из небогатых сельских приходов в селе Мелентьево. Теперь там занимаются уже около 30 подростков.
- В последнее время на повестку дня часто встает вопрос о вызывающем поведении представителей народов Северного Кавказа в русских городах. Есть ли такая проблема в Ростовской области?
- Действительно, после известных событий трудно отрицать или замалчивать существование проблемы межнациональных отношений в нашей стране. Ростовская область - не исключение. Более того, близость северокавказских республик делает ситуацию в этой сфере еще более взрывоопасной. В 2011 году мы были свидетелями волнений молодежи в Ростове-на-Дону, вызванные трагической смертью русского студента, над которым долго и безнаказанно издевался студент из национальных диаспор. После этого местные власти предприняли ряд мер по предупреждению подобных инцидентов: стали более избирательно относиться к набору студентов с Северного Кавказа, запретили получивший широкое распространение обычай вызывающего исполнения в ночное время лезгинки под свист и громкие хлопки на центральных улицах городов области. Этот обычай, конечно, не мог не возмущать жителей независимо от их национальности, потерявших элементарный покой. Но, увы, этих мер в любом случае недостаточно.
- Что Вы думаете о межнациональных народных дружинах?
- Предпочел бы говорить о том, что знаю. К сожалению, опыт существования подобных дружин мне неизвестен. Вообще, мы должны понимать, говоря о преступлениях на межнациональной почве, что они, проявляясь на улицах, прежде всего имеют глубокие мировоззренческие и социальные предпосылки. Данная проблема, на мой взгляд, слишком серьезная, чтобы ее решать таким факультативным способом, как создание межнациональных дружин. Тут требуется комплекс продуманных мер в сфере национальной политики, профилактическая работа с локальными национальными диаспорами, ежедневное точечное внимание правоохранителей, для чего должны быть созданы соответствующие отделы в МВД и ФСБ и так далее. Я глубоко убежден, что признаком наступившего межнационального здоровья будет не только отсутствие этнических конфликтов и безмятежное существование многочисленных кавказцев в традиционно русских городах, но и возвращение изгнанных русских граждан в свои жилища и на свои рабочие места в республиках Северного Кавказа и Средней Азии и их счастливая и спокойная жизнь там.
По материалам interfax-religion.ru