Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Священнослужители о 282-й статье УК

Священнослужители о 282-й статье УК

E-mail Печать

altВ резолюции только что прошедшего в Москве Пятого съезда Федерации еврейских общин страны предлагается увеличить сумму штрафа для осужденных по ст. 282 Уголовного кодекса РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) – не менее 1 млн рублей, а если преступление совершено с применением насилия или с угрозой его применения, с использованием служебного положения, либо организованной группой - не менее 5 млн.

"Крупные штрафы будут особенно болезненны для лиц, пропагандирующих ксенофобию с использованием СМИ, в том числе электронных, и издателей ксенофобской литературы. Одновременно штрафы, в отличие от тюремных сроков, не позволят сделать из "пострадавших" мучеников", - сказано в резолюции.

Прот. Всеволод Чаплин, глава Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, считает, что возбуждение ненависти должно служить отягчающим обстоятельством при конфликтах между представителями разных национальностей. "Одно дело - просто драка. А другое дело - драка, при которой один кричит: "Русская свинья!", а второй кричит что-то подобное в адрес выходцев с Кавказа. Почему это должно быть отягчающим обстоятельством? Потому что драка или экономический конфликт, связанные с межнациональной враждой и снимаемые на камеру, способны взорвать всю страну", - заявил он в эфире радио "Комсомольская правда".

Вместе с тем, в обществе звучат и призывы отменить 282-ю статью вообщечастности, такой лозунг выдвигала «снежная оппозиция» во время акций в Москве). Претензии к этой статье можно свести к трем пунктам:

1) Некоторые содержащиеся в ней понятия (например, «социальная группа») не определены, что дает возможность трактовать критику властей как «разжигание ненависти». Уже есть примеры обвинительных приговоров за разжигание ненависти с социальным группам «сотрудники милиции» и «власти Татарстана». По этому признаку статью сравнивают с печально известной сталинской 58-й.

2) Сложившаяся практика ее применения такова, что русофобские заявления по ней почему-то не преследуются, зато любые неприязненные высказывания в адрес национальных меньшинств караются (статью даже прозвали «русской»).

3) Статья как таковая нарушает свободу слова. Человек вправе иметь и высказывать любые взгляды, в том числе и ксенофобские, пока он не призывает к противоправным деяниям.

«Как вы относитесь к предложениям сделать более строгими наказания за «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признаку принадлежности к национальной, религиозной, расовой или социальной группе»? Нужна ли вообще, на ваш взгляд, эта статья в законе?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:

Справедливое применение этой статьи и справедливое доказательство вины по такому обвинению мне не представляется возможным.

Чаще всего 282-ю используют, чтобы разделаться с политическими или идеологическими противниками. Ни для кого это не секрет.

Очевидно, что никто никогда не будет поддерживать никакой национальной или религиозной розни в такой большой стране, как наша. Мы это все уже пережили и знаем, что национальная ненависть несовместима с нашей жизнью, нашей историей.

Но национальная карта постоянно будет разыгрываться до той поры, пока подобающее и достойное место в нашей действительности не займет русский народ.

Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище:

Главное требование - это беспристрастность суда.

С предложением повысить штрафы я, в общем-то, согласен. Как христианин я считаю, что вообще никого ни по какому признаку оскорблять или обижать нельзя. Самое главное, чтобы это применялось не выборочно. А то действительно получается, что кого-то можно безнаказанно оскорблять, а кого-тонельзя.

Другое дело, что нельзя это доводить до абсурда, и выносить на суд что-то вроде ссоры «Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем».

В первую очередь надо усовершенствовать юридическую базу, расставить все точки над i, чтобы не было никаких неясностей - и только после этого действительно ужесточать наказания.

Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря:

Любое унижение человека по расовому или религиозному признаку должно, конечно, пресекаться.

Другое дело, что действительно на высказывания против национальных меньшинств следует незамедлительная реакция, а русофобские высказывания игнорируются. Что такое «социальная группа» - вообще непонятно. Закон, который должен бы защищать мир в обществе, сплошь и рядом используется в политических целях. Поэтому прежде чем ужесточать наказания, надо добиться, чтобы сама эта статья хорошо работала.

А пока в стране все зыбко и законы работают плохо, - любое их ужесточение нежелательно: они и без того толкуются вкривь и вкось. Зачем же увеличивать возможность злоупотреблений? Надо сначала наладить нормальную работу правовой системы.

И потом, почему у нас всегда делается упор именно на какие-то карательные меры, вместо того, чтобы решать проблему изнутри? Почему не уделяется должного внимания нравственному воспитанию, воспитанию терпимости? Одни карательные и запретительные меры мало помогут.

Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном:

У нас, к сожалению, есть заинтересованные в разжигании межнациональной розни. Поэтому статья нужна - вопрос в ее применении.

Последовательности в применении законов у нас нет: «Закон, как дышло». И это беда не только нашего времени. Законами вертели всегда. В нашей ситуации и штрафы будут для одних больше, а для других меньше - хотя высокие штрафы, как показывает американский опыт, могут быть очень эффективным средством борьбы с самыми разными преступлениями.

Нужна жесткая последовательность в исполнении закона. Никаких исключений по национальному признаку быть не должно, а сами законы должны быть сформулированы очень четко, чтобы не было возможности их перетолковать.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной Семинарии:
Нам надо в целом совершенствовать всю систему наказаний.

Уголовное законодательство и практика защиты населения от преступлений обычно опираются на опыт других стран. Так почему бы нам не учиться на чужих ошибках?
В целом наш Уголовный Кодекс очень слабый, не способен действительно изолировать преступника от общества на серьезный срок, что служило бы устрашением для других. Штрафы и сроки лишения свободы у нас смехотворно малы по сравнению, скажем, с США. В США и в России сроки лишения свободы тоже различаются раз в 10.

И в данной ситуации, если ФЕОР предлагает закон совершенствовать и модифицировать, то над этим надо работать, и духовенству в том числе. А что касается необходимости статьи в законе, то приведу пример: недавно в одной из телепрограмм журналист Александр Невзоров высказался крайне оскорбительно о православии, за что многие хотели привлечь его к ответственности именно по 282 статье. Так вот если бы он позволил себе сказать то же самое в любой европейской стране, то получил бы за это большой срок. И это правильно, поскольку люди тогда больше бы думали, меньше говорили лишнего и больше бы соображали.

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир-хазрат Крганов:

Оскорбляя или унижая кого-нибудь, человек должен понимать: он понесет за это наказание.

В любом культурном обществе, и тем более в таком многонациональном государстве как России, никому не позволительно разжигать ксенофобию. Закон должен быть на страже стабильности и спокойствия в стране. А если совесть и порядочность в человеке не воспитаны, надо применять закон.

Некоторым радикалам-националистам все слишком легко сходит с рук. Поэтому я поддерживаю предложение о том, чтобы серьезно «ударить рублем» за попытку разжигания межнациональной или межрелигиозной розни. Нарушитель должен понимать, что необходимо отвечать за свои слова и поступки. Кстати, здесь очень актуально предложение Владимира Путина о том, чтобы судебные заседания велись в он-лайн трансляции.

Над законом должны поработать специалисты и эксперты, необходимо привлечь гражданское общество к этой теме, поскольку я согласен с тем, что в данном случае законодательство несовершенно.

Ахмад-хазрат Ахметов, имам-мухтасиб северных районов Омской области:

К сожалению, ярлык за разжигание межнациональной розни чаще всего вешают на мусульман.

Закон должен быть одинаков для всех, но почему-то чаще всего обвиняют именно мусульман, а для иудеев или христиан всегда в законе найдутся лазейки. И когда мы начинаем защищаться, то на нас вешают еще большее количество ярлыков.

У каждого религиозного течения есть свой «моральный кодекс», и те мусульмане, которые действительно придерживаются своей религии, выступают за толерантность. А уж если кто-то совершит преступление, то к преступнику надо применять наказание в соответствии с законом.

За драки и провокации на межнациональной или межрелигиозной почве я бы наказывал лидеров и зачинщиков, поскольку, как правило, в толпе с обеих сторон можно выявить людей разных национальностей – не только русских и выходцев с Кавказа или Средней Азии. И за такое положен серьезный тюремный срок, а не штраф.

 Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган:
 
Наказание, предусмотренное существующим законом, вполне адекватно.

Меня смущает эта статья именно тем, что она не очень конкретна, и под нее можно подвести все, что угодно. Но нельзя потворствовать ксенофобам и любой форме ненависти. Поэтому статья нуждается в изменениях и дополнениях, - главным образом, в более четком определении, что именно является источником разжигания ненависти. Каждый человек должен понимать, где находится та граница, которую нельзя переходить.

ФЕОР, конечно, имеет право предложить такой вариант наказания, но их резолюцию следует рассматривать скорее как призыв к дискуссии. Здесь должны высказаться и другие религиозные лидеры, юристы, и вообще граждане.

Я опасаюсь, как бы ужесточение наказания не привело к обратной реакции, жертвами которой может стать и Федерации еврейских общин, поскольку организация иногда довольно резко высказывается, например, в адрес мусульман, что тоже можно расценить как попытку разжигания межрелигиозной розни.

 Роман Силантьев, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора:

Я бы предложил вообще депортировать тех людей, которые нарушают 282 ст. УК РФ.

Безусловно, 282 статья необходима, но ее надо корректировать, чтобы поменьше было пунктов, которые можно двояко интерпретировать. А вот насчет реальной пользы от предложенной суммы штрафа я сомневаюсь - особенно в случае ареста ваххабитских группировок, которые отнюдь не бедные и всегда могут «скинуться» на штраф.

Я бы лично депортировал тех, кто нарушает эту статью. Если люди не хотят жить в обществе по принятым правилам, значит, жить в нем не надо. Мне кажется, лишение гражданства и депортация – вполне хороший способ. Тем более что по этой статье сегодня предусмотрены небольшие сроки, и нарушители быстро возвращаются вновь к преступной деятельности.

По материалам regions.ru
 

 
Loading...


Яндекс цитирования