По новой федеральной программе молодой медик, приехавший работать в село, имеет шанс получить подъемные - миллион рублей
В Саракташском районе Оренбургской области таких миллионеров уже с десяток. Хотя истинный земский доктор, конечно же, он, Олег Иванович Белозеров, главный районный врач, даже если по возрасту миллиона ему и не полагается.
Никаких подъемных, когда он приехал сюда в 1973 году молодым специалистом, и в помине не было. Отслужив в армии, он вернулся в свой Саракташ, а в 1985 году, аккурат в канун великого перелома, названного перестройкой, возглавил центральную районную больницу. И провел ее филигранно, как опытный капитан свой корабль, через штормы 1990-х и рифы 2000-х.
- Досталось тогда по полной программе, - вспоминает Олег Иванович. - По семь месяцев не выплачивали зарплату, было на неопределенный срок заморожено строительство поликлинического корпуса. Но даже тогда мы реконструировались, покупали новый транспорт и оборудование. Жизнь-то она ведь не стоит на месте. Тогда были одни сложности, сейчас – другие.
Новый поликлинический корпус начинали строить в 1995 году под речи кремлевских чиновников об улучшении амбулаторно-поликлинической помощи населению.
- Проектный институт делал документацию. Лист сделал – начинаем строить. Еще лист… А тут дефолт. И все встало.
Больно было смотреть, как разрушалась, растаскивалась, разваливалась мечта. Тогдашние власти убеждали Белозерова ее поуменьшить, что ли, привести в соответствие с реалиями. «Ну, зачем тебе, - говорили, - четыре этажа? Вполне достаточно трех или даже двух. Зачем дорогостоящая плитка? Помажь снаружи глиной, побели – и все тип-топ». «Нет, - упирался Белозеров, - только четыре этажа и только плитка. И вообще, это должно быть медицинское учреждение XXI века. На меньшее не согласен».
Ах, не согласен, ну и сиди на развалинах своего долгостроя, как старуха у разбитого корыта.
Строительство возобновилось лишь в 2008 году. Когда приехавший в Саракташ и проникшийся мечтой главного земского доктора губернатор области выделил на дострой «учреждения XXI века» 320 миллионов рублей из областного бюджета. И в конце 2011 года оно было сдано под ключ. Сегодня это красивое четырехэтажное здание, под крышей которого разместились две поликлиники – детская и взрослая с женской консультацией и стоматологией. У каждой отдельный вход, своя регистратура. Создана хорошая диагностическая база, установлен компьютерный томограф, есть даже элементы санаторно-курортного лечения – спелеошахта для больных с дыхательной патологией, гразе- и водолечебница. В последние годы в рамках модернизации здравоохранения в больницу стало поступать новое оборудование. На 30 миллионов рублей уже получили (один томограф стоит больше 20 миллионов), ожидают новых поступлений. И все это не лежит мертвым грузом, как в других регионах, где мне доводилось бывать, а работает. Главный земский доктор посылает своих коллег учиться обслуживать новое оборудование в Оренбург и даже Москву.
«Кстати, в Москве мы были единственными слушателями из провинции», - не без гордости говорит Олег Иванович. Москва-то их и подвела.
К тому времени казалось, что все рифы уже пройдены. Удалось погасить конфликт и уравнять зарплату участковых врачей и педиатров с одной стороны и узких специалистов с другой – за счет диспансеризации и профилактических осмотров населения. Благополучно прошли через так называемую оптимизацию, когда во многих регионах скопом закрывались участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты, стационары. Здесь сумели сохранить не только большинство круглосуточных стационарных коек, но и все участковые больницы, ФАПы. Даже в поселении, где обслуживается всего 50 человек, отстояли полставки фельдшера. Сейчас в районе работают 43 ФАПа, 3 врачебных амбулатории, 2 участковые больницы. Созданы четыре пункта скорой помощи, ведется реконструкция пятого.
Конечно, все это не без помощи главы района Бахчана Жанбаева и министерства здравоохранения Оренбургской области. Кстати, Жанбаев в своем районе не только ни одного ФАПа не закрыл, но и ни одного сельского клуба, отстоял большинство сельских школ. Да и в экономической сфере здесь полный порядок: вся земля засевается, все фермы работают, по молоку и зерну район первый в области.
Но настало время, когда ни глава района, ни министр уже не могли помочь главному земскому врачу, да и сам он оказался бессилен перед новыми вызывами.
А появились они вроде бы из ничего. Отправили врача-кардиолога на учебу в Москву. Четыре месяца она там проучилась и вернулась. Но вернулась лишь за тем, чтобы уволиться и уехать обратно. Следом за ней покорять столичный регион ринулись еще полтора десятка человек. Опытных специалистов, составлявших костяк врачебного коллектива больницы. И больница забуксовала, как машина в хлябине. И «шофер», кажись, опытный, да силенок маловато.
Надо было срочно восполнять потери. В первую очередь за счет выпускников медицинских вузов. Для саморекламы создали свой сайт в интернете. Использовали средства массовой информации. Но главной рекламой должна была стать сама больница. Требовалось сделать ее привлекательной как для самих больных, так и для врачей, которые собирались здесь работать. Хотя и этого было мало. Главной проблемой оставалось жилье. Главный земский доктор компенсировал приезжающим врачам плату за съем квартир. Вместе с главой района использовали другие имеющиеся на то время федеральные и областные программы, такие как «Сельский дом», «Молодая семья», «Молодой специалист», «Ветхое жилье».
А тут подоспела и кремлевская инициатива. Владимир Путин, будучи еще премьер-министром, заявил, что для привлечения в сельскую местность молодых специалистов разработана новая федеральная программа «Земский доктор».
Она входит в состав пяти федеральных проектов: «Равные возможности», «Ипотека для молодых преподавателей», «Учительский дом», «Высокотехнологичные операции». Каждый медик, пожелавший остаться работать в селе, будет получать миллион рублей подъемных, деньги на это уже заложены в бюджет. Мало кто поверил в эти слова. Они больше походили на предвыборную риторику. Ну не может правительство выделить такую огромную сумму, когда денег остро не хватает везде. До этого-то делалось как раз обратное – все оптимизировалось, сокращалось, урезалось, а тут на тебе, миллионы.
Но когда в начале этого года обещанные деньги все-таки в регионы пошли, программой заинтересовались даже студенты, проживавшие в городе. И первым врачом-миллионером не только в Оренбургской области, но и в России, стал 29 февраля хирург центральной больницы Октябрьского района Владимир Чермек. Примчавшимся по этому поводу журналистам он смущенно объяснял:
- Я вообще-то городской человек и приехал в село не за деньгами, а набираться практики. Но получилось так, что теперь не уеду отсюда никуда.
На сегодня больше всех миллионеров оказалось в Саракташском районе. Только за четыре первых месяца года 6 молодых врачей получили деньги на свои личные счета, двое заканчивали оформление необходимых бумаг, еще двое стояли на очереди. Итого 10 человек. С учетом тех, кто приехал сюда на работу раньше, потери, возникшие в результате исхода ведущих специалистов в Москву и Подмосковье, были с лихвой перекрыты.
Как можно распорядиться полученными миллионами, закон не регламентирует, это личное дело каждого. Впрочем, понятно, что растаскивать их по мелочам вряд ли кому придет в голову. Большинство предполагает вложить их в жилье.
К примеру, одни из первых земских миллионеров Саракташа Ренат Макаев с женой Линазой. Он анестезиолог-реаниматолог, она стоматолог. Он из местных, в Саракташе живут его родители, она городская, из Оренбурга. Пока снимают частное жилье. Теперь будут покупать жилье собственное.
- Хотели бы дом, но на него двух миллионов маловато, а других накоплений у нас нет, зато квартиру можно купить хорошую, - говорит Ренат.
А участковый терапевт Юлия Халяпова будет покупать отдельный коттедж. К полученному миллиону она добавит сертификат на материнский капитал (у нее двое детей), родители обещают помочь.
И это собственное жилье, конечно, еще крепче привяжет молодых специалистов к тем больницам, в которые они приехали, как выразился Владимир Чермек, набираться практики.
Впрочем, как показала практика, иногда и квартира не становится преградой, если в другом месте платят на порядок больше да еще дают служебное жилье. И диспаритет в зарплатах врачей, скажем, в Московской и Оренбургской областях, пока не в пользу последней. Ожидания врачей отстают от реальных ставок. Так, молодые специалисты, по словам главного врача Саракташской ЦРБ Олега Белозерова, хотели бы получать не менее 20, а квалифицированные – от 60 до 100 тысяч рублей в месяц, на деле выходит 30-40, максимум 50 тысяч.
Но есть условия, которые выходят за рамки сугубо личных интересов. Каждый участник программы «Земский врач» обязан отработать в сельской местности не менее 5 лет. А если решил он уехать в Оренбург или Москву раньше этого срока, должен будет вернуть в областной бюджет сумму пропорционально отработанному времени. Как и тот, с кем сама больница – в случае нарушения дисциплины или низкого профессионального уровня – решит сама расторгнуть договор.
Увиденное в Саракташском районе я попросил прокомментировать пресс-службу министерства здравоохранения Оренбургской области:
- Главное достижение министерства здравоохранения и правительства области в том, что удалось сохранить в районах всю сеть лечебных учреждений. Помимо 35 районных действуют 78 участковых больниц, 97 врачебных амбулаторий, 1028 ФАПов. Около 500 фельдшерско-акушерских пунктов работает в селах, где численность населения ниже норматива в 300 человек. Запланировано построить 87 модульных ФАПов, производственные мощности для этого в области есть. 250 ФАПов будут отремонтированы. В планах правительства увеличить число фельдшерско-акушерских пунктов до 1034, а также создать 81 домовое хозяйство первой помощи в селах с минимальным число жителей. В прошлом году через ФАПы и амбулатории было реализовано сельскому населению медикаментов на 52 млн. рублей. Сегодня в этой работе участвуют 942 ФАПа и 71 врачебная амбулатория. Оренбургский опыт хорошо оценен на федеральном уровне и рекомендован другим российским регионам.
И хотя обеспеченность медработниками сельских учреждений здравоохранения по-прежнему отстает от городских в 1,6 раза, стараемся исправить эту ситуацию. Ведется работа по привлечению и закреплению специалистов на селе. Так, в результате достаточно жестких мер доезд до места работы молодых врачей, обучавшихся по целевой контрактной подготовке, в 2011 году вырос с 14 до 34 процентов. В полной мере используем областные целевые программы «Социальное развитие села», «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области». В муниципалитетах действуют собственные целевые программы привлечения молодых кадров. Хорошими мерами поддержки на уровне муниципальных образований становится обеспечение молодых медработников жильем, предоставление компенсационных выплат за съемное жилье, другие меры материальной поддержки. Правительством области разрабатывается областная целевая программа по поддержке молодых специалистов, затраты на которую в сфере здравоохранения составят более 75 млн. рублей.
Существенным подспорьем в решении кадрового вопроса на селе стал проект «Земский доктор». Мы достаточно высоко оцениваем шансы повлиять на ситуацию благодаря выплате 1 млн. рублей подъемных для тех, кто выберет для работы сельскую местность.
Законом установлены следующие требования к получателям: возраст медицинского работника с высшим образованием до 35 лет, прибытие в 2011-2012 годах на работу в сельское лечебное учреждение, где он обязуется отработать не менее пяти лет. Для этого заключается трехсторонний договор между министерством здравоохранения области, сельским лечебным учреждением и молодым специалистом.
Получателями миллиона подъемных уже стали 50 специалистов, прибывших в 24 территории области. Как показывает практика, многие «миллионеры» планируют направить деньги на решение жилищной проблемы.
Проектом «Земский доктор» нашему региону предусмотрено 69 млн. рублей федеральных средств. Однако мы рассчитываем на резервный фонд и надеемся, что благодаря действенной федеральной инициативе в сельские больницы Оренбуржья будет привлечено не менее ста молодых врачей.
Ну, что ж, можем, когда захотим…
Александр Калинин
По материалам stoletie.ru