Согласно одной из версий названия "Ряженое" происходит от слова "рядиться" - "наряжаться". Люди, поселившиеся издавна у впадения реки Каменка в Миус, занимались охотой, рыбной ловлей и разбоем на дальних дорогах. Легенда гласит, что они наряжались специально в устрашающие одежды (часто из шкур животных) и нападали на купеческие обозы, грабили их. Недалеко от Ряженого проходила (да и сейчас проходит) дорога из Бахмута к Азовскому морю. Эту дорогу называли шляхом (как любую дорогу), но с уточнением "Воровской шлях", а людей, грабивших купцов, - "ряжеными". Так, якобы, и укоренилось название всего Миусского урочища "Ряженое", а затем - расположенного там села. (цитируется по электронной книге П.Я. Богомаза).
Природа там очень красивая: чеховская степь с ее холмистыми просторами и неохватным небом, свежий воздух, тишина – словом, для проживания жизни как таковой - расположение села благодатное. Некоторые участки выходят прямо к речке – можно утром вставать с кровати и идти умываться на речку, или искупаться, прыгнув в мутно-зеленый поток прямо с собственного огорода.
Практически все жители знают друг друга лично, особенно это касается тех, кто родился и вырос в селе. И у многих есть клички. Обычно кличка достаточно ярко и точно характеризует человека, например, кличка «грек-художник» подчеркивает не столько профессию и национальность, а скорее то, что он – пришлый. Потому что для селян это важно – чужаки приживаются долго. Клановое мышление – часть менталитета жителей деревни. Эти – кузнецовские, те матвеевские… А эти – понаехали!
Другие клички «Кипяток», «Буча» - по ним ясно, что это местные жители, поскольку кличка отражает только сторону характера - горячность или угрюмость.
История села Ряженое, которую можно найти во всемирной паутине, написана патриотом родного края Петром Яковлевичем Богомазом. Среди обычных сведений об основании поселения в 1776 году военным комиссаром надворным советником Григорием Ивановичем Коваленским, об этимологии названия села и речки, на которой оно стоит (Миус), удивительны следующие факты: перечисление полных имен знатных жителей села: до революции это фамильные кузнецы, плотники, каменщики, сапожники, писари и гармонисты, после революции – несправедливо сосланные кулаки, председатели, слишком жестоко проводившие коллективизацию, после войны – уважаемые учителя, бухгалтера, агрономы и председатели совхоза.
Чтобы стать видным деятелем города, нужно нечто большее, чем простое умение отлично шить сапоги или класть печи, а для села такое умение – факт, заслуживающий того, чтобы войти в анналы истории. А ведь на самом деле хорошо делать свое дело – очень важно, в городе, особенно сейчас, существует даже понятие «офисный планктон» - сотрудники, которые абсолютно бесполезны и никчемны как специалисты, просиживают штаны! И «менеджеры» даже не обижаются, когда их так называют, лениво зевают в сторону обидчика и отворачиваются дальше к монитору компьютера, чтобы продолжить играть в пасьянс или сидеть в социальных сетях… В деревне же называют вещи своими именами.
Как и век назад Ряженое - село, в котором люди умеют и любят хорошо работать, трудяги, которые на первое место в своей системе ценностей ставят труд и любовь к дому, домовитость – также важная черта селян. И еще всегда поражает по приезде в деревню, что когда бы ни приехал в село, встречающиеся по пути незнакомые дети здороваются – это нормально: проявить уважение к старшему. В Ряженом к старикам почет и уважение проявляют особенное. У этих явлений корни казаческие – ведь именно у казаков было принято особенно почитать старших, трудиться, быть патриотичными и прямолинейными, а казаки оказали ведущее влияние на формирование народонаселения села в заповедные времена. И украинские корни также ярко представлены в фамилиях селян, отсюда их умение отлично острить, смекалка в работе и южная хитрость.
В маленьком сообществе законы общинной жизни проявляются ярче: положительные стороны – внимание друг к другу, прямолинейность, взаимопомощь; отрицательные – более жесткое отношение к жизни, так называемая «правда» жизни, законы выживания там не прикрыты налетом культурного эстетизма…
Свобода выражения личности, уважение друг к другу – имеют интересную форму в селе. Например, если селянин, приняв лишнего, устал и прилег в тени раскидистой вишни или яблони, то это воспринимается нормально, это не «валяется на улице», а «отдыхает в тени». Когда все знают друг друга, осуждение ближнего принимает иные, менее злые формы, ведь близким мы можем позволить больше, чем чужакам.
Но с другой стороны жизнь в селе, в закрытом социуме, более правдивая, и, как и сама правда, более горькая. Поясню рассказом-былью. Жила-была в селе Татьяна, у нее был муж не только алкоголик, но и лентяй, что в селе осуждается. Выносил все из дому, хозяйство запустил, жену побивал, соседям долги не отдавал, крал, что плохо лежало и т.п. И вот он заболел и больше не смог ходить, Татьяна же, натерпевшись, не стала являть чудеса гуманизма, а попросту не обращала на него внимания, поесть ему давала, но не убирала за ним, врачей не звала, не ухаживала. В доме стоял стойкий смрадный запах.
Врачи знали, что происходит, но признав его не жильцом, тоже не считали важным проявлять рвение в заботе над болящим. Грешник скончался. Татьяна, похоронив мужа, стала заниматься собой – привела в порядок дом и хозяйство, подстригла и покрасила волосы, накупила новых нарядов. «Расцвела-то как наша Танька!», - говорили на селе с восхищением. - «Мужа-то умирила и смотри как расцвела!» И стали к ней женихи ходить, а бабы завидовать! Такие вот акценты…
А что молодежь? Молодежь зачастую предпочитает уезжать в город, и стоят двухэтажные дома кузнецовых и матвеевых полупустые, грустно бродят растерянные предки по большому двору, причитая, что все сделали для своих чад, а те умотали в город и носа не кажут. Да, их дети выбирают Город: предпочитают кинотеатры, дискотеки, большие магазины, съемное жилье и работу в продуктовых сетях «Магнитах» и «Пятерочках» - уходу за свиночками и курочками на свежем воздухе.
Пополняют же село горе-фермеры. Уставшие от городской суеты, они наивно полагают, что, приехав в село, могут легко разбогатеть с помощью пасеки, разведения уток, кур и и др. живности… Лучшее, что с ними случается, это то, что им удается вернуть хотя бы без больших потерь вложенные в дело капиталы.
Пополняется деревня и интеллигенцией. Двумя путями.
Первый: молодые врачи и учителя. По традиции, их в деревне очень уважают, кроме того, доплачивают сельские. И некоторые предпочитают быть первыми в деревне, чем последними в городе. Почему нет?
Второй: молодые специалисты по работе с новой компьтеризированной сельскохозяйственной техникой. Первое время, закупив новое оборудование, начали отправлять переучиваться селян, затея не была успешной. И тогда приняли решение набирать персонал в городе, обычно выпускников вузов, учить их с нуля и предоставлять им льготные условия для работы. К слову сказать, в Ростовской области, где и находится село, есть только один город, которые позволяет молодежи начать строить карьеру с далеко идущими профессиональными и финансовыми планами – Ростов-на-Дону, остальные города – ох, и небогатые… Поэтому горожане охотно едут в село на работу, вызывая негодование у местных, не справившихся с этой работой. Почему селяне не проявляют должного усердия и не переучиваются? Вопрос пока без ответа…
Простая трудовая жизнь. Прекрасная природа. Вьющая как ус казака речка: предание гласит, что название реки Миус возникло, якобы, от слов запорожского казака, сказавшего, что "ця ричка вьется, як мий ус". «Можно только представить этого казака, въехавшего на взмыленном коне на крутой холм нынешней ряженской Михайловки, откуда перед его взором предстала широкая голубая лента, извивающаяся между густыми пойменными лесами. Он был очарован увиденным и, обращаясь к подъезжавшим товарищам, произнёс ставшие пророческими слова» - пишет П.Я. Богомаз.
На вопрос «А в город не хотите?» отвечают на своем мелодичном южно-российском диалекте с фрикативным «Гэ»: « Не-е-е, та шо мы там забули у вашем городе?! Тильки заботы одни, а в нас гляди - благодать яка! Шо ще нужно чиловеку?».
И правда. Что еще нам нужно? …
(Ряженское сельское поселение располагается на юге Матвеево-Курганского района Ростовской области в 15 км от райцентра. Граничит с северо-восточной стороны с Матвеево-Курганским поселением, с юго-восточной стороны с Неклиновским районом, с юго-западной стороны с Малокирсановским сельским поселением.)
Екатерина Василиади
По материалам russ.ru