В то время, когда в Петербурге зажёгся свет знаменитых белых ночей, Вильнюс радушно встречал богатую культурно-просветительскую программу учёных, педагогов и артистов из Северной Столицы. Это стало ещё одним шагом в реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом.
С 18 по 21 июня в Литве прошёл цикл мероприятий, подготовленных правительством Санкт-Петербурга в рамках программы «Соотечественники». Сегодня город на Неве является площадкой для живого диалога представителей разных этносов, сторонников традиционных форм искусства и ярких новаторов. Взаимопроникновение культур способствует развитию взаимопонимания между коренным населением города и его гостями, а также соседями, ближайшими из которых являются страны Балтии.
Уже много лет Санкт-Петербург, этот удивительный, пленяющий своей магической красотой город, с честью подтверждает звание культурной столицы. Чтобы насладиться богатейшим культурным наследием, сюда съезжаются туристы из всех уголков мира. В период белых ночей культурная жизнь расцветает, приобретая новые краски: здесь проводится большое количество международных театральных и музыкальных фестивалей, открывают свои двери выставочные и концертные залы, музеи готовят развлекательные интерактивные программы. Всё это делает город на Неве центром притяжения любителей искусства, прекрасной возможностью приобщения к прекрасному, источником незабываемых впечатлений.
Культурно-просветительская программа в Вильнюсе открылась обзорной презентацией о том, что представляет собой современный Петербург во всём многообразии его творческой, социальной, научно-образовательной деятельности. Петербург предстал русскоязычным жителям Литвы как один из крупнейших образовательных центров, в котором произошло зарождение российской науки. В наши дни здесь действуют десятки научных фондов и общественных организаций. Особое внимание приковано, конечно, к театральной жизни города: международные фестивали играют значительную роль в развитии взаимоотношений с нашими западными соседями, помогая наладить и укрепить культурные связи между творческими людьми разных стран. Например, международный театральный фестиваль «Балтийский дом» уже несколько лет подряд собирает под своей крышей самые яркие театральные труппы из России и стран Балтии. В Петербурге он всегда становится важным и долгожданным театральным событием, которое традиционно проходит при полных залах, получает сотни восторженных отзывов театральных критиков и зрителей. Это позволяет театралам обменяться профессиональным опытом, поучиться друг у друга, но и дарит возможность неформального общения в актерской среде. Лучшего сближающего и объединяющего фактора, чем совместное творчество, пожалуй, и придумать нельзя. Именно за кулисами театров рождаются необыкновенные истории, становящиеся легендами театрального мира, которые впоследствии передаются из поколения в поколение.
Своим театральным мастерством и отличным настроением с Литвой решили поделиться выдающиеся актеры Санкт-Петербургского театра «За Чёрной речкой». Они привезли в Вильнюс и Висагинас прекрасный, полный лирических зарисовок поэтический спектакль «Вуаля Пушкин». Действо представляет собой причудливый коллаж из стихотворений, воспоминаний, прозаических отрывков авторов Пушкинского круга в изысканном музыкальном обрамлении. Этот спектакль позволяет зрителям увидеть, каким на самом деле был один из величайших поэтов, раскрыть хотя бы несколько сторон его завораживающего, многогранного творчества.
С Петербургом связана треть жизни Александра Сергеевича, он гулял по набережным и мостовым, восхищался петербурженками XIX века и городом, романтической атмосферой которого навеян его проникновенный роман в стихах «Евгений Онегин». Петербург был для поэта источником красоты и вдохновения, он регулярно обращался к нему в своем творчестве.
Неслучайно многие замечают, что Петербург – это город, в который всегда приятно возвращаться. Он встречает своих гостей торжественной атмосферой, великолепием парков и садов, величием архитектурных ансамблей и низким серебристым небом, которого касаются золоченые кресты соборов. Многие красивейшие места стали памятными для литовцев, чьи судьбы неразрывно связаны с Санкт-Петербургом. Об этом повествует презентация кандидата исторических наук, доцента Факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Марины Логуновой. С Петербургом ассоциируются имена таких выдающихся деятелей культуры и искусства, как Йонас Мачулис, Миколас Вайткус, Антанас Смятона, Аугустинас Вольдемарас, Юозас Зикарас, Миколас Сонгайла и, конечно, Микалоюс Константинас Чюрлёнис. В лекции предлагалось пройтись по этим памятным местам и, безусловно, такая экскурсия вдохновила многих слушателей.
Литовцы не только внесли ощутимый вклад в развитие культурной жизни двух государств, но и смогли своей деятельностью повернуть маховик истории. Марина Олеговна Логунова выступила автором ещё одной увлекательной лекции - «Литовский след в русской истории. История российско-литовских связей». В лекции освящался целый ряд вопросов, связанных с влиянием представителей Великого княжества Литовского на русскую историю. Марина Олеговна сделала особый акцент на таких персонах, как литовская княжна и русская великая княгиня Софья Витовна, её отец – Витовт Кейстутович, её сын – великий князь Василий Тёмный. С интересом восприняли её рассказ о литовском князе Гедимине – основателе Вильнюса и прародителе многих русских аристократических родов. К так называемым Гедиминовичам относились, например, княжеские роды Голицыных, Куракиных, Трубецких.
«Начиная со средневековья, я проследила некоторые аспекты взаимодействия и контактов России и Литвы в области политики, культуры, религии, вплоть до наших дней, - поясняет Марина Логунова. – Порадовало, что мои слушатели отметили информативность и разносторонность материала. Причем те, кто присутствовал на первой лекции, посетили и вторую».
Автор занятий с удовольствием отметила, что на её презентациях собирались люди разных национальностей, профессий, возрастов, объединяющим началом для которых стал искренний, живой интерес к заявленной теме, к возможностям сотрудничества России и Литвы, желание больше узнать о русской истории и культуре.
Надо отметить, что у многих наших соотечественников за рубежом, к счастью, сложилась размеренная, насыщенная событиями жизнь. Поэтому программы, которые позволяют им почувствовать свою связь с Родиной, должны быть не только максимально информативными, интересными, но и такими, чтобы они с легкостью могли вписаться в устоявшийся график и привычный жизненный круг. При этом каждый должен получить возможность найти себе занятие по душе и вынести для себя много нового, захватывающего и полезного.
Культурно-просветительская программа проходила всего на протяжении четырёх дней, но за это время российские соотечественники за рубежом успели посетить не только образовательные мероприятия, но и получить заряд положительных эмоций, отдохнуть душой. Вместе с тем, основной целью проведения этих мероприятий являлось не только развлечение и возможность пообщаться на родном языке, но и получить действенный инструментарий для сохранения русского языка за рубежом. Это традиционно является одним из приоритетных направлений реализации программы «Соотечественники».
Петербургские ученые, педагоги поделились с преподавателями русского языка в Литве новейшими методиками по изучению русской литературы, рассказали о том, как современные школьники в Литве могут получить всесторонние знания по формированию и развитию читательских навыков. Ведь для того, чтобы почувствовать красоту и силу родной речи, необходимо иметь интерес к чтению, анализировать, применять полученные знания в читательской практике.
Русский язык – это уникальное явление, вобравшее в себя рациональность скандинавских, эмоциональность и страсть романских, самобытность и размеренность восточных языков. Многие дети наших соотечественников, родившиеся и выросшие за границей, нуждаются в дополнительных образовательных программах, направлённых на углубленное изучение родного языка. Богатая, чистая, правильная русская речь во всей своей красоте и силе представлена в произведениях русских классиков. Но для того, чтобы охватить весь спектр невероятного богатства, которое раскрывает русская классическая литература, необходимы специальные знания и умения.
Лекционный цикл кандидата педагогических наук, доцента Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Ирины Рихардовны Николаевой «Приёмы и методы формирования читательских умений» в развернутом виде рассказал о преимуществах литературного образования. Это уникальная возможность приобрести блестящие языковые навыки через призму изучения литературных произведений. Результаты проведения лекции подтвердили, что многие преподаватели признают необходимость изучения методик анализа художественного произведения, в том числе, и в начальной школе. К примеру, выразительное чтение вслух тоже может выступить методом анализа текста, поскольку помогает читающему ребенку расставить смысловые акценты. С самого начала образовательного пути необходимо научиться читать обдуманно, используя литературоведческие приемы – такие, как стилистический, композиционный анализы, анализ системы образов-персонажей, встречающихся в тексте. Огромную роль в процессе понимания и переосмысления произведения играет творчество, когда ребёнок становится не просто пассивным восприемником рассказа, а его соавтором. Конечно, это намного интереснее!
Из лекции Ирины Николаевой преподаватели вынесли новые знания о том, какие творческие способы анализа текста применяются в современной начальной школе, как можно адаптировать их для образовательной ситуации в Литве. Дети могут «рисовать словами», создавая живописное полотно с помощью русского языка, или составить киносценарий в попытке связать видеоряд с его словесным выражением. Все эти методики, включая, например, драматизацию или инсценирование, призваны стать эффективным способом формирования читательских умений.
Неудивительно, что внимание как средств массовой информации, так и участников мероприятий было приковано к развернутому лекционному циклу под названием «Умное чтение», который представила кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Юлия Малкова. Она взяла за основу своего педагогического исследования русскую прозу XIX века – произведения Льва Толстого, Ивана Тургенева, Федора Достоевского и Антона Чехова. Эти хрестоматийные авторы создали десятки неповторимых, ярчайших образов, которые оживают во многом благодаря диалогичной структуре текста. В уста своих героев автор вкладывает рассуждения об устройстве жизни, внутренние противоречия, тем самым предлагая читателю самому сделать выбор. Так, одинаковый текст получает совершенно разное прочтение, обретает ту многогранность и глубину, которой славятся творцы Золотого Века русской литературы. Фундаментальность классики может стать отличной почвой для создания красочной эмоциональной картины мира у каждого ученика. В результате занятий по этой методике происходит постепенное количественное накопление лексического багажа, развиваются навыки мгновенного включения точного слова в речевой контекст. Преподаватели русского языка в Литве охотно интересовались творческими заданиями для закрепления этих умений: «портреты чувств», «кардиограммы эмоций», игра в цветовое выражение чувств и многое другое. Многие сошлись во мнении, что именно игровая форма придаёт тот азарт, который так необходим детям для развития интереса к чтению, особенно на начальном этапе.
Основополагающую роль в процессе становления маленького читателя играет семья. Этот вопрос проявляется не столько в социальных и языковых моментах, сколько в культуре, ведь именно воспитание в семье формирует личность человека, его вкусы и привычки. В условиях, когда наши соотечественники растят ребёнка вдали от исторической Родины, семья становится тем очагом русской культуры, который не даёт ему потерять свою национальную самоидентификацию, забыть родную речь. Ограниченные возможности изучения русского языка и литературы за границей не только стимулируют преподавателей к постоянному повышению своей квалификации, поиску новых методических решений и тактик, но и заставляют родителей стать активными участниками образовательного процесса. Конечно, это требует дополнительных временных, интеллектуальных и душевных затрат, но каждый может развить в себе этот великий и удивительный дар обучать детей.
Кандидат психологических наук Любовь Костина из Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и кандидат педагогических наук Ирина Хоменко (Институт детства того же университета) подготовили для участников культурно-просветительской программы информативный модуль «Вовлечение родителей в образовательную деятельность ребёнка». Во время проведения интерактивной лекции и практикума состоялось обсуждение семьи в новом культурно-образовательном пространстве, технологий дистанционной работы, возможностей создания информационных ресурсов для взаимодействия с семьей ученика. Остается надеяться, что опыт, приобретенный родителями и педагогами во время занятий, поможет в развитии ребенка и в учебном, и в личностном плане.
Будущее и каждого русского человека в отдельности, и всей русской общины за рубежом в целом, зависит именно от того, как новое поколение сможет сохранить традиции и культуру своих предшественников.
По материалам ruvek.ru