Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Добровольный выбор

Добровольный выбор

E-mail Печать

alt

Ольга Яковлева с дочерью Анастасией и мамой Татьяной Дмитриевной Кахнопереселенцы из Казахстана. По Государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа они приехали в город Ангарск Иркутской области в августе 2010 года.
 
По данным заместителя начальника отдела УФМС России по Ангарску и Ангарскому району Евгении Давыдовой, в городе проживают 373 участника Государственной программы. Наибольшее количествопереселенцы из стран Средней Азии: Таджикистана, Узбекистана и Казахстана. Трудностей с трудоустройством у них не возникает: город нуждается в квалифицированных рабочих, а также педагогах и медиках. Соотечественники, приезжающие из-за рубежа, успешно восполняют дефицит кадров. Ольга Яковлева, например, по специальности медработник.
 
Прадед Ольги еще во времена царской России оказался в Алма-Ате (тогда город назывался Верный). Служил на границе. После революции, полюбив этот край, решил остаться в Казахстане навсегда. Здесь он женился, здесь появился на свет сын – Дмитрий Егорович Стройкин. В самом начале войны Дмитрий ушел на фронт, воевал в Панфиловской дивизии, защищал Москву. После победы вернулся к семье. Его дочь Татьяна родилась в 1950  году. После школы училась в сельскохозяйственном техникуме. По профессии она агроном. Всю жизнь проработала в Талды-Кургане, занималась сельским хозяйством.
 
– У меня, как и у мамы, вся жизнь связана с Казахстаном, – говорит Ольга. – В Талды-Кургане я родилась, окончила школу, а потом поехала в Алма-Ату, где закончила медучилище.
 
Интересуюсь у соотечественниц, почему они решили уехать из Казахстана.
 
Жить стало сложно, – отвечает Ольга. – Языка мы не знаем. В советские годы казахский учить не было необходимости, а после мы как-то не озадачились этим вопросом. И, как оказалось, напрасно. С языком, особенно в последние годы, начались проблемы. В магазин, бывало, придешьне продадут ничего, пока на казахском языке не назовешь то, что ты хочешь купить. В школах и институтах та же ситуация. Трудоустройство – в первую очередь для представителей титульной нации, а мыпо остаточному принципу. Будущего для своей дочери там я не видела.
 
Город Ангарскместо будущего переселениясемья выбрала из-за родственников, много лет живущих в Восточной Сибири.
 
– О программе добровольного переселения мы узнали в 2009 году, – объясняет Ольга. – Решив переезжать, сначала выбрали Калининград. Съездили туда с мужем в отпуск, все очень понравилось: город, люди. Но мама, побывавв гостях у родни в Ангарске, объявила, что поедет только в Иркутскую область. Мотивировала тем, что воссоединится семья, вместе будет легче жить, да и природа там, особенно Байкал, – вне всякой конкуренции.
 
Однако муж Ольги не захотел переезжать в Ангарск и остался в Казахстане. Не совсем гладко прошел и переезд. Были трудности с переоформлением пенсии Татьяны Дмитриевны: сотрудники Пенсионного фонда несколько раз теряли ее документы, приходилось заново отправлять запросы.
 
– В первое время было тяжело с деньгами, – говорит Ольга. – Пока получили положенные выплаты, прошло не менее двух месяцев. Это время нужно было где-то жить, на что-то питаться, снимать квартиру… Без документов ты не можешь приобрести жилье, устроиться на работу. Мне как медработнику при трудоустройстве потребовалось сдать все анализы. Выезжая из Казахстана, я собрала весь необходимый перечень. Заверила, что требуется, у нотариуса, поставила апостили на документах, однако здесь меня заставили проходить все заново, причем пришлось это делать платно. Естественно, эти расходы нам никто не компенсировал. Хорошо хоть диплом у меня советского образца, его не пришлось подтверждать.
 
Были проблемы и с пропиской, пока не купили собственное жилье, – добавляет Татьяна Дмитриевна. – Но нам в этом вопросе очень помогли сотрудники УФМС города Ангарска. В остальном все складывалось хорошо. У внучки Настеньки не возникло проблем с оформлением ни в общеобразовательную школу, ни в музыкальную. Дочь мало того что быстро нашла работу, так ее как участницу Программы бесплатно переучили на рентгенолога. А курсы, между прочим, стоят 18 тысяч рублей! Собственное жилье у нас теперь естьживи и радуйся! Мне нравится климат, радует то, что поблизости живут родственники, приятно доброжелательное отношение сотрудников миграционной службы и администрации города.
 
Семья приобрела благоустроенный дом: три комнаты, просторная прихожая, уютная кухня. Рядом сосновая роща.
 
– У нас теперь есть даже небольшой земельный участок, шесть соток, – восторженно рассказывает Татьяна Дмитриевна. – Посадили картошку, овощи, смородину, вишню, сливу – я в этих вопросах дока. У моих племянников на даче в теплице даже арбузы растут, вот и мы будем заниматься селекцией, может, какой-нибудь свой сорт выведемказахско-ангарский!
 
Радуется переезду и Настенька:
 
Здесь у меня появилось много подруг. Мы вместе гуляем, учим уроки, ходим в музыкальную школу и спортзал. Очень нравится, что учеба на русском языке. Учителя все добрые, если что-то не понятно, терпеливо объясняют, пока не разберешься.
 
Первые трудности остались позади, перед семьей открываются новые горизонты. «Все наладится, главное – верить в лучшее», – уверена Ольга.
 
Фото Ларисы Федоровой
 
Журнал "Русский век" №7 2012
 


Яндекс цитирования