Ювенальная юстиция давно перестала быть техническим термином, обозначающим правовую систему, занимающуюся детьми, и превратилась в культурный символ. Рассматриваемая как символ, она попадает в контекст усилий, которые направляются недоброжелателями России на изменение традиционного менталитета русского, православного человека. Там, где ювенальная юстиция является устоявшейся частью общего культурного пейзажа, не может быть ни традиционной семьи, ни православного сознания. Это понимают многие чада Русской Православной Церкви, и поэтому для нас так важно, чтобы Церковь официально озвучила свою позицию в этом вопросе.
На сайте Межсоборного присутствия опубликован проект документа «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции». Представленный документ отраден уже фактом своего появления. Однако существующая редакция содержит ряд формулировок, которые позволяют истолковать его достаточно удобным для адептов ювенальных технологийобразом. Так, например, само понятие ювенальной юстиции, данное в сноске, выглядит вполне презентабельно. Если, ювенальная юстиция, как сказано, «призвана обеспечить защиту детей от противоправных действий, а также от факторов, отрицательно влияющих на их развитие», то с ней и бороться как-то стыдно.
Описание текущей ситуации также вполне согласуется с позицией ювенальных технологов. Говорится, что «острыми проблемами современного общества стали жестокое обращение родителей со своими детьми, тяжелое положение несовершеннолетних в детских домах и местах лишения свободы, стремительный рост количества сексуальных преступлений против детей, распространение детской порнографии». И при этом остаётся вне текста, что проблемы, которые действительно существуют, подаются в СМИ гипертрофированно, произошедшие инциденты чрезмерно муссируются, в то время как бытовой нормой по-прежнему остаются нормальные человеческие отношения, воспринятые современными семьями от предшествующих поколений. Концентрация внимания на аномалиях постепенно легализует их в массовом сознании, что работает на усугубление ситуации. При этом нет повода думать, что ювенальные технологии способны затормозить этот процесс. Наоборот, следует ожидать, что если ювенальная юстиция всё-таки будет внедрена, внутрисемейные отношения в целом ухудшатся.
В документе сохраняется стандартный ювенальный посыл, оправдывающий вмешательство в дела семьи «в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка». Предлагается лишь описать однозначные правовые критерии. Теоретически это, конечно, правильно. Практически формализовать угрозу здоровью и нравственному состоянию исчерпывающим образом невозможно. Мы должны помнить, что при желании угрозой здоровью ребёнка можно посчитать и пост, и причащение из одной чаши, и целование креста, и даже таинство исповеди. Найдутся люди с ученой степенью, громким званием и высокой должностью, которые обоснуют всё это наукоподобным образом.
Ещё более размыта ситуация с угрозой нравственному состоянию.
Точность формулировок сама по себе не сделает ювенальные институты более человечными. Главное, какая задача стоит перед защитниками детей – сохранить ребёнку родную семью, или изъять его из семьи при первой возможности.
Не стоит поддаваться на лингвистические провокации сторонников ювенальных технологий и принимать их язык с уже устоявшимися ювенальными оборотами. Если мы будем разговаривать на этом же языке, нас легко обыграют. Наша позиция вдруг окажется слишком «эластичной», что позволит протащить ювенальную юстицию, невзирая на негативное отношение Церкви, поскольку формально действия ювенальщиков противоречить данному документу не будут.
Думается, неприемлемость ювенальных технологий должна быть обозначена более жёстко. Сейчас же документ предлагает бороться с ювенальной угрозой с помощью общественного обсуждения законодательных инициатив. Представляется, что подобный способ противодействия нежелательным юридическим инновациям заведомо проигрышен. Уже состоявшиеся обсуждения показывают, что каким-то положениям действительно удаётся противостоять. Однако социально и культурно опасные законы всё равно принимаются. Вывод законопроекта на обсуждение позволяет закрепить в общественном сознании представление о неизбежности принятия такого закона, а частности дела не меняют.
Необходимо однозначно заявить о неприемлемости ювенальной юстиции для православного человека во всех её проявлениях. Православное экспертное сообщество сегодня уже легко способно идентифицировать ювенальные технологии в любых видах, а значит, позиция Церкви может быть более определённой. Представляется оправданным внесение соответствующих поправок в текст рассматриваемого документа. Хорошая редакция предложена движением «Семья, любовь, Отечество». Вероятно, каждый православный человек, особенно семейный, должен задуматься, каковым должно оказаться окончательное слово Церкви и высказать соответствующие пожелания. Это совпадает с желаниями священноначалия, благословившего публикацию проекта документа для общественного обсуждения.
Андрей Карпов, редактор сайта «Культуролог»