Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Россияне в продовольственной «блокаде»?

Россияне в продовольственной «блокаде»?

E-mail Печать

alt

На выставке «Золотая осень-2012», представлявшей продукцию РФ и стран СНГ, которая в очередной раз прошла на ВВЦ, прилавки как всегда ломились, причем по смехотворным ценам
 
 
Комментирует экономист Сергей Петренко
 
 
 
- Сразу скажу, что по последним оценкам Продовольственной организации ООН (FAO), Организации ООН по торговле и развитию (UNCTAD) и Международной организации кредиторов (WOC), многие российские регионы и страны СНГ в состоянии свести к минимуму импорт Россией как готового продовольствия, так и продовольственного сырья
 
А тем временем посетители «Золотой осени-2012» то и дело выясняли у представителей регионов и стран: почему вашу продукцию, в лучшем случае, с трудом можно обнаружить на прилавках Москвы, Петербурга, других крупных городов? Почему нет, к примеру, в столице региональных и национальных торговых домов, где можно было бы регулярно их покупать? Кстати, те же вопросы были заданы представителям Архангельской области в ходе недавней презентации ее экономических возможностей в Москве
 
Суть же ответов была такой: мы не единожды запрашивали федеральные и городские власти об организации и развитии прямых поставок. Но отвечают нам или многословно-уклончиво, или советуют «уговаривать» торговые сети, а они, как известно, завязаны на посредниках-перепродавцах. либо… вообще не отвечают
 
Так что представители многих регионов РФ и стран СНГ на «Золотой осени-2012» с сожалением отмечали, что из-за всевозможных преград для продуктов из стран Содружества и субъектов Федерации, розничные цены на продовольствие в Москве завышены, самое меньшее, вдвое
 
По оценкам региональных сельхозведомств и торгпредств ряда стран СНГ (2010-2012 гг.), до 80% объема продовольствия и сельхозсырья, поступающего в Россию из этих стран, уже на границе с Россией закупают фирмы-посредники, связанные с торговыми сетями или с крупными оптовыми базами в РФ. В результате, цена товара для потребителя в России, в том числе для российского переработчика, сразу увеличивается минимум на треть
 
Далеедобавляются цена перевозки к потребляющим и перерабатывающим центрам; стоимость складирования, хранения, дозамораживания и размораживания и т.п. В конечном итоге, розничная цена, скажем, на плодоовощи из стран СНГ в торговых сетях той же Москвы оказываются вдвое, а то и втрое больше той, по которой те же товары были отгружены из стран Содружества. И получается, что свежие овощи из Закавказья, Молдавии или Туркмении в «Азбуках вкуса» или «Седьмых континентах» часто оказываются дороже, чем из Латинской Америки, Западной Европы. Северной Африки, Индокитая
 
Схожая наценочная схема отлажена в отношении продуктов и из регионов России. Естественно, что дорогостоящая продукция отнюдь не раскупается, а потому портится. В такой ситуации регионам РФ и странам СНГ невыгодно увеличивать свои продовольственные поставки
 
Как известно, торговые сети в крупных городах с начала 1990-х работают по многолетним (долгосрочным) контрактам в основном с поставщиками продукции из дальнего зарубежья. Цены же на эту продукцию хотя и высокие, но регулируются «сетевиками». И чтобы именно ее покупали в первую очередь, ценник на аргентинской рыбе или на австралийском помидоре оказывается более приемлемым для покупателя, чем на рыбе из прикаспийских стран СНГ или на помидоре из Ростовской области, Дагестана… 
 
Возьмем соки, фруктовые напитки, сиропы. Торговые сети закупают их изготовленными из концентратов-заменителей натурального сырья в основном в дальнем зарубежье. Но и в РФ их делают из тех же заменителей, в большинстве своем «заморских». Скажем, переизбыток соков в пакетной таре на прилавках столичных сетевых магазинов – это почти на 100% продукты из концентрата-заменителя. Потому кто же пустит на тот же прилавок натуральный ягодный сок, к примеру, из Архангельской области или из Беларуси, Молдавии? Да еще по низкой цене?.. 
 
Аналогично обстоит дело и с мясной, молочной, рыбной продукцией. Она на прилавках Москвы или Петербурга представлена, опять-таки, в основном импортом из заморских стран. Цены - как правило, заоблачные. Так что появление такой продукции на сетевых прилавках из российской глубинки или из СНГ, лучших по качеству и по более низким ценам, проблематично
 
Государство же на этот навязанный потребителю монополизм в сфере ассортимента, качества и цен, судя по всему, попросту закрывает глаза. Кроме многочисленных деклараций о регулировании цен и товарного ассортимента, пока ничего конкретного предложено в этой сфере не было. Уже который год буксуют заявленные проекты по созданию национальных и региональных торговых домов в Москве и ряде других крупных городов страны
 
Само собой разумеется, торгово-сетевой бизнес, отлаженный годами, не хочет терять колоссальных прибылей от сбыта дорогостоящего «стандартного» ассортимента продуктов. Ибо появление системы товаропродвижения, предусматривающей прямые связи с потребителями, да ещё по регулируемым ценам, быстро понизит их прибыли
 
К примеру, белорусские продуктытекстильные изделия) в белорусских торговых предприятиях в Москве на треть, а то и наполовину дешевле, чем в крупных торговых центрах российской столицы. Та же ценовая ситуация с этими товарами и в Петербурге. Но, подчеркнем, в Москве есть только белорусские торговые объекты. Другие страны СНГ, да и регионы России в торговой сфере российской столицы по-прежнему не представлены. Если, конечно, не считать ярмарок выходного дня, куда лишь некоторым регионам России удаётся пробиться. Причем, считанным
 
Очередная же выставка «Золотая осень» снова подтвердила: Россия, как и СНГ в целом, вполне могут обеспечивать свое население разнообразным ассортиментом высококачественного продовольствия. А многолетнее изобилие заморского импорта на прилавках, по крайней мере, в России, – результат спекулятивной ситуации, созданной еще в 90-х сбытовыми монополистами при прямом попустительстве властей
 
 
По материалам издания "Столетие".
 
Loading...


Яндекс цитирования