Работа над новым законом «Об образовании» идет с 2009 года. Неоднократно учителя и преподаватели ВУЗов заявляли о своем неприятии целого ряда заключенных в документе положений. Так же неоднократно им обещали учесть их пожелания. Что же получилось из законопроекта на момент начала его обсуждения?
- Документ пустой. Прежде еще было возможно найти в нем конкретные нормы социального характера. Но после того, как его «почистил» Минфин – их не осталось совсем, – заявил депутат Госдумы от КПРФ Олег Смолин, один из авторов альтернативного законопроекта «О народном образовании». – Позиции, улучшающие материальное положение учителей и студентов, вычеркнуты. Законопроект стал хуже даже по сравнению с тем, в каком виде он был подготовлен Правительством России.
«СП»: - Вы связываете какие-то надежды с обещанием Воробьева внести в конечный документ отдельные положения из законопроекта, подготовленного КПРФ?
- Дмитрий Медведев еще 25 июля сказал, что по многим позициям согласен с депутатом Смолиным. Министр образования Ливанов также дает основания надеяться, что ко второму чтению наши принципиальные замечания учтут. Цыплят будем считать по зиме, поскольку уже в декабре ожидается принятие закона. Тогда и будет ясно, стоит ли за него голосовать. В таком виде, как сейчас, он неприемлем.
- С точки зрения педагогов, закон однозначно плохой. Потому что он отнимает значительную часть той социальной защиты, которая была, – говорит председатель Межрегиональной профсоюзной организации «Учитель» Андрей Демидов. - Например, льготы по ЖКХ для сельских учителей из него испарились. Отменяется даже мизерная доплата на покупку методической литературы – 100 рублей в месяц. Она была установлена 20 лет назад. Сейчас в законе такой нормы нет. Сказано, что некие компенсации за покупку специальной литературы могут устанавливать муниципалитеты. Но они вряд ли загорятся желанием снабжать учителей бесплатными учебниками. Большинство и без того имеет дефицитные бюджеты и еле сводит концы с концами. Перенос мер социальной защиты с федерального на местный уровень, чего добивается власть, на деле означает отмену этих мер.
«СП»: - Вы пытались вносить свои предложения разработчикам законопроекта?
- Да, и на определенном этапе была надежда, что к нам прислушаются. В частности, предлагали внести поправку к статье о том, что зарплата учителей должна быть не меньше средней по региону. Есть такие регионы, где средняя зарплата мизерная. Мы считаем, что учитель в любом регионе должен получать зарплату не меньшую, чем средняя по России. Ведь учителя в любой точке страны выполняют примерно одинаковый объем обязанностей. А те регионы, которые захотят и смогут сделать зарплату учителям выше средней по стране, вправе это сделать. Наша идея рассматривалась в Минобразовании, обсуждалась на заседании правительства РФ. В результате – никаких гарантий учителям в этом отношении в проекте закона нет.
Кроме того, мы не понимаем, в каком статусе будут находиться государственные школы лицейского и гимназического профиля. Это никак не прописано в законе. На примере Москвы видим, что идет усиленное слияние этих учебных заведений с обычными школами, под предлогом того, что они слишком дорого обходятся государству. Но эта, по большому счету, общедоступная система образования детей с углубленным изучением отдельных предметов должна сохраниться. Взамен нее закон предлагает нечто невнятное – школы для особо одаренных. Особая одаренность – явление редкое. Под этим предлогом могут оставить несколько школ для «уникумов» на всю страну. Необходимо прописать в законе, что, реализуя программы углубленного образования детей, лицеи имеют право на дополнительное финансирование. Иначе для всех школ будет действовать единая система подушевого финансирования. И мы получим в результате диктатуру серости.
Нас также не устраивает размывание светского характера российского института школы. Одна из статей законопроекта гласит об «особенностях религиозного образования». Мы не понимаем, зачем это надо? В светском государстве религиозное образование должно быть вынесено за пределы государственной школы.
«СП»: - С сельскими школами у нас в стране в последние годы государство не очень церемонилось. Что-то на этот счет предлагается в законопроекте?
- Облегчаются условия закрытия сельских школ. Раньше для такого необходимо было согласие схода из местных жителей. Сейчас будет достаточно согласия представительного органа. Причем даже не того конкретно населенного пункта, где закрывают школу, а городского или районного округа, к которому школа относится. Мы настаиваем, чтобы решение по-прежнему принимал сход. Мало того, даже реорганизация школ должна происходить только с согласия местного населения. Очень часто чиновники закрывают сельские школы в два хода. Сначала превращают школу в филиал, а потом – закрывают совсем.
В законопроекте говорится о статусе малокомплектных школ, но непонятно, какие учебные заведения имеют право на него претендовать. Есть подозрение, что в результате этот статус никто получить не сможет, школы будут закрывать якобы за нерентабельность. Мы считаем, что подушевое финансирование необходимо сочетать с финансированием нормативным. Грубо говоря, если в сельской школе мало учеников и подушевое финансирование не дает возможности вести нормальный учебный процесс, необходимо добавить хотя бы часть недостающих средств.
Пока мы видим, что текст законопроекта даже ухудшился по сравнению с ныне действующим документом. И поэтому обращаемся к депутатам всех фракций Госдумы с просьбой не принимать его. Просим учителей отправлять письма с критикой этого законопроекта депутатам фракций «Единая Россия» и ЛДПР. Ведь именно они готовы проголосовать за него. Мы хотим донести свою позицию, которую разделяет большинство педагогов, до депутатов. Все реляции о повышении заработной платы учителям мало соответствуют действительности. Сегодня с утра начались наши одиночные пикеты возле здания Госдумы, против нового закона «Об образовании».
«СП»: - Как можно оценить в свете сказанного вами слова Дмитрия Медведева о том, что у нас на образование будет потрачено денег почти столько же, сколько на армию?
- Я не понимаю, чем вызван подобный оптимизм. Мы видим, что до 2015 года на образование выделено порядка 600 миллиардов рублей. А на оборону – порядка 8 триллионов. Разница почти восьмикратная. Все остальное, что будет после 2015 года, – декларации и фантазии. Даже внесенный в Госдуму бюджет, как показывает практика, может быть перекроен, а нам пытаются впарить некие ориентировки до 2020 года. А кто будет отвечать потом за эти обещания?
«СП»: - Обещают, что в итоге в законопроекте учтут предложения оппозиционных партий…
- В лучшем случае вернут какие-нибудь копейки из тех, что хотели отобрать у учителей. А преподнесут это как большое благодеяние. Я думаю, в итоге получится жесткий документ в духе тех мер урезания расходов на образование, которые пытаются осуществить сегодня.
Эксперт Всероссийского фонда «Образование» Олег Сергеев уверен, что новый закон разработан непрофессионалами.
- В законе отсутствует даже такие понятия, как воспитание и учитель. То есть главный субъект образования отсутствует. О чем вообще говорить?
Еще полтора месяца назад Союз ректоров сделал серьезные замечания по этому закону о том, что он - лишь перечень сухих правил, которые будут только сдерживать развитие образовательной системы.
Этот закон мертворожденный изначально, поскольку писали его люди, которые абсолютно ничего не понимают в образовании. И какие бы улучшения в ходе парламентских слушаний не вносились, все равно этот документ – мост поперек реки, а не вдоль.
Одна из главных проблем наших школ в том, что у нас ученики с младших классов зубрят предметы, а не учатся осмысливать то, что им преподают.
В 2007 году американцы приняли закон «О соревнующейся Америке», как его неформально называют. Они уже тогда поняли, что главная проблема младшей школы в том, чтобы дети понимали прочитанное и постигали азы алгебры. То есть учились абстрактному мышлению. Без этого дальше ничему нельзя человека научить. Непонимание прочитанного остается на всю жизнь. О том, как с этим бороться, в законе – ни слова.
К тому же этот закон – не прямого действия. Он потребует кучу подзаконных актов, в результате чего учителя у нас вместо преподавания будут на работе сплошь писать отчеты. Они и сейчас загружены этим, а вскоре бюрократический пресс усилится.
Алексей Полубота
По материалам svpressa.ru