Предлагаем вашему вниманию интервью с Подьяковым Виктором Юрьевичем, идеологом и практиком идеи о потребительской кооперации.
Расскажите немного о себе. Как вы пришли к идеи общин, потребительской кооперации и т.д.?
Подьяков Виктор Юрьевич. Родился в заполярье в год окончания сталинской эпохи. После окончания сельскохозяйственного техникума, учительствовал в Вологодской области. Отслужив в армии, поступил и в 1980 окончил Университет Дружбы народов. Работал переводчиком за рубежом. Вернувшись преподавал в ВУЗах и там, читая курс инновационного менеджмента, нашел закон № 3085-1 «О Потребительской коопераци (потребительских обществах и их союзах)». Проникнувшись возможностями, которые он даёт, пришел к выводу, что это может быть базой социального инновационного развития. Защищая очередной диплом, в Российской академии государственой службы, по некоммерческим организациям, понял, что в экономике очень большая перспектива для развития, так называемого 3 сектора: общественных и некоммерческих организаций. Но мир уже поделен на секторы, везде свои прописанные правила жизни, свои границы. Всё, что не вписывается в них либо криминал, либо революция. Но если мы не разрушители, а ищем возможность создавать, то закон о кооперации – можно рассматривать, как точку перехода в новое общество «в гиперпространство», как говорят в мультиках или «окно возможностей», как выражаются менеджеры.
Из истории этого закона. Принят он был 1998 году, а в 2000 получил важные изменения, сделавшие его уникальным. Люди, принимавшие участие в его создании, занимались вопросами динамичного, устойчивого развития общества. И одно из предназначений закона была необходимость дать шанс для выживания страны в критической ситуации. Это были годы активного предательства интересов Родины на самом высоком уровне.
Потребительская кооперация и русская община: что между ними общего? Можем ли мы говорить об этих понятиях, как о тождественных ?
Община – это образ жизни, форма социальной организации (по религиозному, национальному и др. принципам),а кооперация – одна из форм совместной организации труда, потребительское общество - организационно – правовая форма. Если продолжить, то земство – форма организации местного самоуправления. Эти понятия и будут характеризовать общины и их различия. Получили распространение поселения родноверов. Там превалирует единоличная власть. То же самое происходит и в религиозных общинах. Как правило, харизматичная личность, подчиняет себе остальных, навязывая свой стиль управления. Противоположность тоталиттарному - демократично – демагогическая форма собраний, где неквалифицированное большинство, при мажоритарной системе голосования подавляет личность и затягивает или не принимает оптимальные решения. И это один из трех трудноразрешимых вопросов общин и поселений:
•Способ принятия решений,
•Роль личности и лидера,
•Формы собственности и способы владения имуществом и землёй.
И только найдя ответы, а они не могут быть одинаковым, потому что везде свои особенности, личностные амбиции, целевые устремления, степень дисциплинированности и готовность идти на компромиссы. В русских общинах староверов за рубежом, сохранился старый семейный уклад, они сохранили свою самоиндентификацию, даже переселившись назад в Россию. Вопрос в том, как примет их законодательная среда, и как быстро и какой ценой они смогут адаптироваться на исторической родине, которая пошла по другому пути развития.
Можно предположить, что потребительская кооперация, наиболее подходящая правовая форма для общин, потому что государство и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в их деятельность, но выходя с товаром на рынок общины сразу становятся обычным коммерческим агентом, со всеми вытекающими последствиями. ПО тем и хорошо, что оно ищет вариант приемлемый для всех, даже если государевы законы другие и это не позволяет. И тут очень важно не путать понятия, чтоб быть неподсудным. Не зря в предыдущей редакции закона руководителями могли быть только люди имеющие опыт такой работы.
Можно предположить какие механизмы можно придумать для разрешения этих трех непростых вопросов, но это отдельная тема.
Способны ли общины и потребительская кооперация изменить социально-экономический климат в нашей стране? И что для этого нужно?
В принципе, ДА. Было кому-то из монашествующих видение, что Богородица, заступница России, распростёрла свой саван над нашей страной и звёздочки спадающие с него вспыхиваю по всей стране то в одном, то в другом месте. Стали искать смысл в этом видении. Афонские старцы разъяснили это так, что путь к возрождению страны это инициатива отдельных людей в тех местах, где они живут. И чем их будет больше, тем быстрее переменится жизнь к лучшему. Может, пересказ мой не очень точен, но мне очень нравится эта история и смысл её.
А нужно для этого «Мыслить глобально, а действовать локально». Ключевое слово ДЕЙСТВОВАТЬ. Нет ничего более сокрушительней и созидательней, чем энергия масс, объединенных общей идеей (почти, как у Ленина). Нужно собрать вокруг себя 5 человек, единомышленников и начать действовать и если не рассоритесь через 2 – 3 года, считай «процесс пошел». Пришли как-то люди на поклон к затворнику, беспрестанно находящемуся в молитве, и просят «Святой человек, научи, как жить», а он и отвечает, что есть и святее меня. Вон, говорит, в соседней деревне жены у двух братьев, живут в одном доме много лет, и ни разу не бранились. Вот это святость!
Нужно объединяться, хотя бы на одном сайте, для обмена опытом и информацией. Выработать культуру и правила общения. Создать информационно-образовательный портал, свою социальную сеть. Найти то, чем мы можем быть полезны друг для друга. Перейти от денежных отношений к обмену товарами. И уже это будет ростком нового сообщества.
Что мешает продвижению этих идей в обществе?
И основная причина это мы сами, наш менталитет: система устоявшихся ценностей, норм и правил поведения. У нас не осталось общинной традиции, семейные отношения подорваны и перестают быть основой формирования личности. Корни государства - русская деревня - вымирает. Малые формы на селе, сейчас это так называется, погребены производственными гигантами, международных корпораций. Самоуправление подчинено чиновничеству. Земские собрания остались в истории. Государство влезает во всё и пытается регулировать ту же кооперацию, поделив её на сельскохозяйственные, гаражные и другие кооперативы. Ободряет одно, процессы в наши дни идут очень стремительно. Не надо делать «кооперативную республику Ботсвану» и экспериментировать со всей страной. Нужно только изменить мир вокруг себя, не вступая в конфронтацию. И этому надо научиться… Это будет стремительный и взрывообразный процесс. Но из этого ничего не получится, пока общество не будет готово. А сроки общественных перемен измеряются поколениями, т.е. лет 60 -70. Так что пусть общество дозревает, а кто не хочет ждать могут действовать уже сейчас.
Большое спасибо за интересную беседу.