Ценность семьи для общества неоспорима. Семья — это нормальная форма появления, роста, развития человека. Люди могут существовать и без семьи. Но практика показывает преимущество семейного развития над коллективным. Разрушение семьи приводит к разрушению личности к разрушению общества.
Для человека изначально установлен ряд жизненных обстоятельств и ограничений, которые мы не выбираем: пол, цвет кожи, язык, родители.
Впоследствии таким пределом становиться семья. Разрушение указанных пределов приводит к разрушению личности. К чему, например, может привести стирание грани между полами или изолирование детей от родителей? Практически — к уничтожению человека, извращению его сущности.
В настоящее время в России насчитывается около 5 тыс. различных сект, под влиянием которых находится около 5 млн. человек.
Печально известны «Белое братство» и «Аум Синрике».
В целом отношение общества к нетрадиционным культам настороженное, и поэтому многие секты действуют в условиях конфессиональной анонимности (отрицают свое отношение к какой-либо религии и выдают себя за светские организации). Например, секты псевдоиндуистского и буддистского толка, сатанинские объединения часто действуют через разнообразные группы здоровья, клубы изучения восточных единоборств. Псевдохристианские культы прикрываются новыми образовательными программами, организациями студентов, фондами и общественными объединениями.
Изучая деятельность сект поверхностно, видим, казалось бы, благие цели. Нет явных призывов к разрушению семьи, насилию, хищениям, т. е. к откровенному вредительству окружающим и себе.
На самом деле одна из основных целей – это имущество сектанта, которое должно стать наживой секты или, чаще, ее лидера.
Типична структура секты: вверху — богатый лидер или группа лидеров. Рядовые — адепты, расстающиеся с семьей, нормальной работой, имуществом, жильем. Адепты подвергаются соответствующей психологической обработке, подавляется воля, уменьшается связь с внешним миром.
Все изложенное необходимо предполагать, если в семье завелся сектант. Могут пропадать вещи, ценности, несомненно последуют попытки отчуждения квартиры. Если у семьи или окружения адепта есть какой-то привлекательный бизнес – в него постараются внедриться и отторгнуть в свою пользу лидеры сектантской организации. Что же делать? Как этому противостоять?
Можно обратиться к руководству секты, жестко потребовав прекратить влияние на члена семьи. Иногда этого достаточно. Респектабельные организации боятся скандалов и прекратят обработку вашего родственника. Однако, это не всегда помогает.
Согласно действующему законодательству, член семьи практически не несет ответственности за реализацию имущества семьи, например, продажу мебели, телевизора или драгоценностей, т. к. все это признается общим. Такие действия не принято считать хищением. Исключением является подаренное, возникшее до создания семьи, полученное в наследство, индивидуальное имущество (одежда, обувь и т. п.), отчуждение которого без согласия собственника квалифицируется как преступление.
При появлении в семье сектанта можно официально (нотариально или в судебном порядке) разделить общее имущество, исчезновение которого без уголовной ответственности теперь будет невозможно.
Венцом имущественного стремления секты будет неуклонно дорожающее московское жилье адепта и его родственников. Можно противодействовать этой угрозе. Существует множество способов, которые различаются в зависимости от формы собственности на недвижимость (частная или муниципальная).
Рассмотрим основные способы. Оставьте письменные заявления в жилищно-коммунальный орган (где находятся домовая книга и финансово-лицевой счет) и в паспортный отдел местного отделения милиции, в которых укажите, что без личного присутствия ответственного квартиросъемщика или всех проживающих в квартире запрещаете проводить какие-либо операции с недвижимостью и выдавать для этого копии соответствующих документов. Существенного юридического значения данные заявления не имеют, но предостерегут органы от возможной попытки мошенников завладеть жильем.
Наиболее подвержены атакам со стороны религиозных агрессоров обладатели жилья, входящие в так называемую группу риска (злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, одинокие, пожилые, душевнобольные). В данном случае необходимо создать обстановку, при которой от позиции владельца жилья, входящего в группу риска, не зависит возможность перехода недвижимости к жуликам. Например, можно оформить завещание, дарственную, ренту на приватизированную квартиру, после чего моральное или физическое устранение подверженного сектантской обработке собственника не приведет к отчуждению квартиры.
В муниципальном жилье в целях подобной защиты можно зарегистрировать (прописать) устойчивого от сектантских посягательств родственника.
В каждом конкретном случае необходима юридическая помощь специалиста, сотрудничающего с центрами, реабилитирующими жертв нетрадиционных религий. Со стороны сектантских организаций работа по захвату имущества проводится при помощи квалифицированных юристов. Противодействовать этому необходимо также профессионально.
Как можно приостановить или прекратить деятельность секты?
Организациями, имеющими на это полномочия, являются суд и органы юстиции. При установлении ущерба или угрозы от деятельности секты, необходимо обращаться с иском в суд о возмещении ущерба или ликвидации организации или с заявлением в управление юстиции о приостановлении или прекращении деятельности секты. Наиболее эффективны не индивидуальные заявления, а коллективные обращения граждан, обращения общественных организаций, депутатов, прокуратуры и т. п. Без заключения компетентного специалиста о вреде конкретной секты прекратить ее деятельность практически невозможно. Такие заключения могут предоставляться центрами, работающими с жертвами нетрадиционных религий, которыми наработаны соответствующий опыт и практика.
В Москве ведущим в данной области, имеющим достаточный опыт возвращения попавших в секты граждан в нормальный социум является «Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова» (ул. Б. Ордынка, 20).
Действующее уголовное законодательство имеет ряд статей, направленных на охрану человека и общества от посягательства со стороны религиозных сект. Прежде всего, это ряд общих статей Уголовного кодекса РФ, предполагающих ответственность за хищение, вред здоровью и т. д.
Предусмотрены и «специальные статьи»: статья 282 «Возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды» и наиболее эффективная – статья 239 «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан».
Ответственность предполагается за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или причинением вреда здоровью, либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных действий, руководство таким объединением участие и пропаганда. Максимально предусмотренное наказание — до 3 лет лишения свободы.
Для привлечения к уголовной ответственности по данной статье наступление вредных последствий необязательно. Достаточно участия в такой организации или пропаганды ее деятельности. Возраст наступления ответственности – 16 лет.
Для возбуждения уголовного дела необходимо письменно обращаться в органы внутренних дел или прокуратуры, которые смогут организовать расследование. Целесообразно проведение в ходе следствия экспертизы вреда и ущерба (причиненного или возможного) со стороны секты. Проведение экспертизы может быть поручено, в частности, сотрудникам соответствующих традиционных религиозных организаций.
В столице отсутствует успешная судебная практика привлечения к ответственности руководителей и участников сект. Возбуждалось несколько уголовных дел, некоторые направлялись в суд. Однако примеров реального наказания мы привести не можем. Причина такого положения — недостаточная подготовленность экспертов, сотрудников правоохранительных органов, общественной мысли и государственной воли. Кроме того, борьба с сектами проблематична, если государственный чиновник – сектант, а судья — атеист.
Столетиями мировое зло от социалистов-утопистов, каменщиков-реформаторов и масонов-педагогов до псевдорелигиозных планирователей семьи пытается уничтожить русскую семью. Методы для этого используются различные: от вовлечения в антиобщественные секты до ритуальных убийств.
Изложенное показывает, что в современной России имеется достаточная правовая база для защиты семьи и нормального развития личности.
Главное – не сдаваться перед наглым, хищным, опытным и бесчестным врагом.