Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Почитание святых Царственных мучеников в Сербии

Почитание святых Царственных мучеников в Сербии

E-mail Печать

alt

 

16 ноября 2014-го года в городе Белграде недалеко от Российского культурного центра «Русский дом» был открыт памятник св. Царю-мученику Николаю Александровичу. Освятил памятник Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, находившийся в Сербии с визитом. Казалось бы, достаточно рядовое событие. Однако на самом деле оно имеет чрезвычайное значение для всех , кто видит не только земные события, но и их духовную сущность.

1

Государь Николай Александрович издавна любим и почитаем православными сербами, которые справедливо видели в нем единственного защитника Православия и славянства в мире (который и тогда, и, тем более, сейчас, настроен крайне недружелюбно к Православию). Приведем один пример, который раскрывает отношение православного сербского народа к Русскому Православному Царю Николаю Александровичу.
Девяностые годы 19го века. Сербский народ продолжает борьбу за объединение всех сербских земель (несмотря на то, что в результате русско-турецкой войны 1877-78 гг Сербия получила полную независимость, значительные сербские территории, прежде всегоколыбель сербской нации Косово, а также «старая Сербия», ныненезависимая Македония и некоторые юго-восточные районы современной Сербии) по-прежнему находятся под иноверческим османским игом. В это время стало известно, что в одной албанской мусульманской семье на Косово хранится величайшая православная святыня сербского народакрест святого сербского Царя-Мученика Лазаря, погибшего на Косовом поле. Благочестивая жительница Белграда Драгиня Петрович собрала баснословную по тем временам сумму и выкупила крест у иноверцев. Она также оплатила изготовление искусно сделанного оклада для него. Некоторое время он торжественно приносился во многие белградские церкви, где все желающие могли бы ему поклониться. Однако Драгиня Петрович не имела намерений оставлять крест в Сербии. Она твердо решила преподнести его русскому императору Николаю Александровичу на день его коронации в мае 1896-го года. В своем письме, адресованном русскому Государю, полном любви и искренней преданности, она писала:

«Ваше Царское Величество,

Всемилостивый Государь,

С глубоким чувством преданности смиренно кланяюсь перед Величием Царя Всея Руси, Защитника и сербского народа, и падая на колени к подножию престола Вашего Величества, беру свободу в день святого венчания на царство Самодержца Царя Николая Александровича и Царицы Александры Федоровны, преподношу это святое знамение спасения христианского

Имейте доброту, Великий Государь Император, всемилостиво принять этот Святой Крест на сегодняшний великий день святого венчания и миропомазания Вашего, от любви сербки православной и во имя всех сербов которые чувствуют преданность и любовь к России

Этот Крест (только дерево) найден на поле Косовском, где погиб сербский царь, великомученик Лазарь, защищая святую веру православную, свой народ и свою державу от агарян

Полагаем надежду, что Господь Иисус Христос, Который слышит и знает всех верных своих и Который Россию воздвиг на защиту веры и Божией Церкви, спасет все Православие. И сербам воссияет Солнце Правды с помощью милости Монарха Русского - Первого Славянина

Падаю на колени пред престолом Вашего Царского Величества и преподношу это святое знамение из великой любви к Царю Всея Руси – присного защитника сербского народа.

 

Май 1896 года, Белград

Вашего Царского Величества наипокорная Драгиня Петрович»

 

Видимо, Сам Господь прозорливо водил рукой благочестивой рабы Своей Драгини. Ибо, по словам сербского святителя Николая Велемировича, «Государь Николай – это русский Царь Лазарь».

2

Святой мученик Царь Лазарь – один из наиболее почитаемых святых сербского народа. В конце 14-го века над Балканами, к тому времени уже раздробленными, нависла смертельная угроза агарянского нашествия. Некогда могущественная Византийская империя уменьшилась до окрестностей города Константинополя. И только Сербское государство сохраняло еще свое былое могущество. В этих условиях благочестивый сербский Царь Лазарь бросил вызов туркам, собрал войско и выступил навстречу захватчикам. Оба войска остановились на обширном Косовом поле в сердце Сербского государства. Как говорит сербская песня, накануне битвы Царю Лазарю явился ангел, который спросил – какое царство выберет Лазарь – царство земное или Царствие Небесное? Если, по словам ангела, Лазарь выберет царство земное, то он сокрушит врагов и будет до конца дней своих купаться в славе. Если же Лазарь выберет Царствие Небесное, то он и его войско погибнет, но он сам и все воины его войска наследуют венцы мученические, а сербский народ сохранит верность Христу. Вот что ответил Царь Лазарь после недолгих раздумий:

«Милый Боже, как же поступить мне?

И к какому прилепиться царству?

Выберу ль я царствие земное?

Выберу ль я Царствие Небесное?

Если ныне выберу я царство,

Выберу я царствие земное,

Краткое есть царствие земное,

Небесное ж Царство будет вечно...»

 

Тогда ангел сказал, чтобы Лазарь и все его войско перед боем причащались и шли бы на бой с твердым упованием на Бога. Как известно, Косовский бой закончился страшным поражением сербов, но, несмотря на это, они празднуют день Косовской битвы 28 июня как день величайшей победы – победы Небесного над земным.

Каждый народ проходит в свое время духовный экзамен. Для сербского народа таким испытанием стало 28 июня 1389 года. И, как мы знаем, сербский народ с честью выдержал это испытание. Для русского народа и русского Царя этим испытанием стал 1914 год, когда Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии, одним из требований которого было введение австрийского батальона в Белград. Исполнение этого ультиматума повлекло бы за собой потерю независимости сербского государства. В этой ситуации Сербию никто не мог защитить кроме России, которая в то время не была готова к широкомасштабной войне. В этих условиях Царь Николай Александрович стал перед тем же выбором, который стоял перед князем Лазарем. Как князь Лазарь выбирал не только за себя, но и за свой народ, точно так же и русский Царь, как показали последующие события, делал выбор за весь русский народ, не только за живущее тогда поколение, но и за будущие. Несмотря на то, что Россия не была готова к войне, и многие предрекали ее поражение, русский царь, которого некоторые духовно незрячие люди обвиняют в слабоволии, решительно стал на защиту Сербии, тем самым однозначно сделав духовный выбор для России, определив ее за Царство Небесное. Вот что говорил святитель Николай Велемирович о значении той жертвы, которую принес Государь Николай Александрович:

Совесть наша заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Может человек быть должен человеку, может и народ — народу. Но долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения. Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая своего ближнего. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих — это слова Христа. Русский Царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила перед опасностью и не убоялась смерти…

Русские в наши дни повторили Косовскую драму. Если бы Царь Николай прилепился к царству земному, царству эгоистических мотивов и мелких расчетов, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел бы на своем Престоле в Петрограде. Но он прилепился к Царствию Небесному, к Царству небесных жертв и евангельской морали; из-за этого лишились головы и он сам и чада его, и миллионы собратьев его. Еще один Лазарь и еще одно Косово! Эта новая Косовская эпопея открывает новое нравственное богатство славян. Если кто-то на свете способен и должен понять это, то сербы и могут, и обязаны это понять.

 

Православный сербский народ это понимал и понимает сейчас. Сербы искренне любят Русского Государя-мученика и как могут отдают дань памяти ему - человеку, благодаря которому их страна не погибла, не потеряла суверенитет.

3

Известно, что Государь с особой любовью относится к Сербии, к сербскому народу. Когда началась Великая война, он Высочайше повелел создать Сербскую добровольческую дивизию в Русской Армии (дело в том, что в войска Австро-Венгрии насильно мобилизовывались сербы из Баната, Срема, Боснии и Герцеговины и других сербских земель, оккупированных Австро-Венгрией, которые при первой же возможности сдавались в плен русским, а иногда переходили целыми подразделениями. Именно они, эти сербы, и послужили основой для формирования Сербской Добровольческой Дивизии). Это подразделение формировалось в Одессе в 1916-м году, и уже летом-осенью этого года оно отправилось на Румынский фронт, в Добруджу, где покрыло себя неувядаемой славой.
Государь как Верховный Главнокомандующий принимал парад этой дивизии летом 1916-го в Одессе. Он приветствовал сербских воинов традиционным сербским праовлсавным приветствием: «Помажае Бог, юнаци!» («Помоги Бог, герои!»). Вот как всопимнает об этом событии сербский доброволец Аплександр Трушнович, бывший непосредственным участником этого парада:

«Показался верховой в фуражке русского пехотного офицера, с белой точечкой на груди. Командир дивизии останавливается перед ним, держа руку под козырек... Государь! Государь тоже берет под козырек, здоровается, затем направляет коня к левофланговому батальону. Батальон выкрикнул приветствие. По шеренгам прошло чуть заметное движение: не ослышались ли мы? Но и второй батальон выкрикивает то же самое! Не успели мы опомниться, как Государь — уже перед нами. Улыбается, левой рукой натягивает поводья, правую подносит к козырьку и, слегка напрягая грудь, звучно нас приветствует:

— Помаже Бог, юнаци!

Солдаты, вне себя от восторга, выкрикивают так, что дрожит земля:

- Бог Ти помого!

Царь улыбнулся и двинулся дальше. В автомобиле Государыня в белом платье и белой шляпе, рядом с ней и напротив — великие княжны. Где же наследник? Вот он, мальчик. Рядом с ним могучий чернобородый казак...

...Государь поздравил нас, первое славянское войско, готовое бороться вместе с братскими русскими войсками за свое освобождение от чужеземного ига.  

— Никогда мои войска не были столь сильны, как сегодня. Они ждут только моего повеления, чтобы перейти Карпаты. И вы будете первыми, которые войдут вместе с моими войсками в ваши освобожденные края. Поздравляю вас с боевым походом под начальством храбрых сербских офицеров! Россия не забудет вашу жертву.

Так оно и было: в 1916 году Русская армия была сильна как никогда, у нее было достаточно вооружения, которого не хватало в 1914 году. Теперь на зарядных ящиках были надписи “Снарядов не жалеть!”. И тем не менее в 1917 году произошел переворот».

Известие о екатеринбургском злодеянии – убиении Августейшей Семьи, сербский народ воспринял как личную трагедию. Многие, очень многие сербы, находившиеся тогда в России, встали под знамена борьбы против красного террора и беззакония. Так, сербский майор Матия Благотич, воевавший в отрядах Владимира Оскаровича Каппеля, погиб смертью храбрых в августе 1918-го в боях за Романовский железнодорожный мост (построенный к 1913-му году – 300-летию Династии и названный в ее честь) недалеко от Казани, около местечка Зеленый Дол. В мемуарах того времени можно увидеть отличные отзывы о моральной и боевой готовности сербов, а руководство белых войск оценило сербских воинов на отлично. Сербы крепко помнили завет святого Петра Цетинского: „Кто против России, тот против всех славян“, искренне любили и были готовы сражаться за Россию.

Когда Смута в России закончилась трагедией Русского Исхода, Сербия, ставшая к тому времени Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев, милостиво, с любовью приняла десятки тысяч обездоленных, познавших кошмары мятежей, междуусобной брани, красного террора русских беженцев. Король Александр Карагеоргиевич, прозванный «Объединитель», искренне любивший Россию, создал для русских людей самые лучшие условия жизни, какие только были возможны в стране. Так сербский народ платил России за ту любовь, которую явил к нему Государь-Мученик.

Есть много свидетельств того, как горячее молитвенное обращение к Святому Царю-мученику помогало православным сербам в разных ситуациях.

К 1925-му году относится случай, получивший широкую огласку в прессе Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (как тогда называлась Югославия). У одной благочестивой сербской женщины во время Первой Мировой двое сыновей погибло, а третий – пропал без вести, и она также посчитала, что он погиб. Однажды, после горячей молитвы за всех погибших в минувшую войну, бедная мать заснула и увидела во сне Императора Николая II, который сказал ей, что сын ее жив и находится в России, где он вместе со своими двумя погибшими братьями боролся за славянское дело. «Ты не умрешь, - сказал русский Царь, - пока не увидишь своего сына». Вскоре после этого вещего сна старушка получила известие, что сын ее жив, и через несколько месяцев после того она, счастливая, обнимала его живым и здоровым, вернувшимся из России на родину.

В августе 1927 года в газетах Белграда появилось сообщение о том, как русский художник и академик живописи С.Ф. Колесников был приглашен для росписи нового храма в древнем сербском монастыре святого Наума, что на Охридском озере. Художнику была предоставлена полная свобода творческой работы в украшении внутреннего купола и стен. Исполняя эту работу, художник задумал написать на стенах храма лики пятнадцати святых, размещенных в овалах. Четырнадцать ликов были написаны сразу же, а место пятнадцатого долго оставалось пустым, т.к. какое-то необъяснимое чувство заставляло Колесникова повременить. Однажды в сумерках Колесников вошел в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывался лучами заходящего солнца. Все кругом в храме казалось неземным и особенным. В этот момент художник увидел, что оставленный им незаполненный овал ожил, и из него, как из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая Второго. Пораженный чудесным явлением мученически убиенного русского Государя, художник некоторое время стоял как вкопанный, охваченный каким-то оцепенением.

Далее, как описывает сам Колесников, под влиянием молитвенного порыва он приставил к овалу лестницу и, не нанося углем контуры чудного лика, одними кистями начал прокладку. Колесников не мог спать всю ночь, и едва забрезжил свет, он пошел в храм и при первых утренних лучах солнца уже сидел наверху лестницы, работая с таким жаром, как никогда. Как пишет сам Колесников: «Я писал без фотографии. В свое время я несколько раз видел покойного Государя и образ его запечатлелся в моей памяти. Я закончил свою работу, и этот портрет-икону снабдил надписью: Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».

Вскоре в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного округа генерал Ростич. Посетив храм, он долго смотрел на написанный Колесниковым лик покойного Государя, и по щекам его текли слезы. Затем, обратившись к художнику, он тихо промолвил: «Для нас, сербов, это есть и будет самый великий, самый почитаемый из всех святых».

До начала Второй Мировой войны, которая разрушила Королевство Югославия, в сербской армии бытовал рассказ о том, как каждый год в ночь убийства Государя его семьи, Русский император появляется в Соборной церкви в Белграде, где перед иконой св. Саввы молится за сербский народ. Затем, он, согласно преданию, пешком добирается до Главного штаба и там проверяет состояние Сербской Армии.
30-го марта 1930-го года в сербских газетах была напечатана телеграмма, сообщающая о том, что православные жители города Лесковац в Сербии обратились к Синоду Сербской Православной Церкви с просьбой поднять вопрос о канонизации покойного русского императора Николая II, который не только был гуманнейшим и чистейшим сердцем правителем русского народа, но также стяжал духовную славу мученической кончины.

В 1935-м году на белградском кладбище «Ново Гробле» был установлен памятник Государю Николаю Александровичу. Установлен в 1935 году.
Скульптор Роман Верховский.

Памятник-часовня представляет собой артиллерийский снаряд, увенчанный крылатым ангелом с мечом, ниже — герб Российской империи. У подножия — русский офицер, обнаживший шашку, защищает боевое знамя. На постаменте выбиты дата "1914" и надпись: "Императору Николаю II и 2 000 000 русских солдат, отдавших жизнь за свободу Сербии". Монумент установлен на кладбище Ново-Гробле на средства русских, живших в Югославии. В часовне находятся останки русских солдат и офицеров, погибших в боях на Салоникском фронте в ходе первой мировой

В 1937-м году в старинном монастыре Жича, где подвизался святитель Николай Сербский, в храме святого святителя Саввы Сербского, русским иконописцем Николаем Мейендорфом, которого смута в России забросила в эти края, по благословению самого владыки Николая Велемировича (который был тогда архиепископом Жичским) была написана фреска с изображением русского Царя Николая Второго, а также фрески с изображением русских святых Серафима Саровского и Владимира Крестителя Руси. После прихода к власти коммунистического режима Тито фреска была скрыта слоем толстой бумаги, а открыта только в середине 2000-х годов. Удивительно, но изображение Государя перенеслось и на бумагу!

4

Надо сказать, что фон настенных росписей выдержан, согласно византийской традиции, в глубоких синих тонах. Слева и выше входной двери в северо-западном углу храма оставался незаписанным (как думали) прямоугольник. И вот в ходе ремонтно-реставрационных работ, когда стали его расчищать, от стены отделился лист синей плотной бумаги. А за ним явился образ Государя Императора со всеми знаками царской власти: в венце и бармах, со скипетром и державой, в горностаевой мантии с двуглавыми орлами, из-под которой виден мундир с золотым наборным поясом и муаровая лента через плечо, на груди крест. Крест же короны Российской Империи, немного выступавший за край бумажного листа, был лишь слегка закрашен синей краской.

5

В последнее время почитание святого русского Царя-мученика Николая вышло в современной Сербии за рамки церкви. В Белграде, в районе Врачар, недалеко от самого грандиозного православного храма Сербской Православной Церкви – собора Святого Саввы, есть улица Царя Николая Второго, которая, можно сказать, является немым укором нам, русским: в нашей стране до сих пор нигде не увековечено имя святого Царя Николая Александровича. Молодое поколение патриотически настроенных сербов тоже своеобразно чтит память святого Государя: на улицах сербских городом можно увидеть талантливо выполненные граффити с изображением Царя Николая Александровича.

6

Подводя итог, можно констатировать, что почитание святых Царственных мучеников в Сербии – явление глубоко духовное, лежащее вне, выше земных понятий, зиждущееся на евангельских заповедях истинной христианской любви. «…Ибо нет больше той любви, ежели кто душу положит за други своя…»

Источники: Василий Ансимов, «Косовский крест Царя-мученика». Српска.Ру;

А.Трушнович. «Воспоминания корниловца»

 


Яндекс цитирования