С 2013 года финансирование некоммерческих организаций из-за рубежа резко возросло – по предварительным данным Росфинмониторинга, речь идёт о 70 миллиардах рублей. Такие «стимулы» должны себя оправдывать появлением новых фронтов манипуляций и информационных войн — их в современном политическом лексиконе определяют как «майданные технологии». Причем вектор их развития, по задумке архитекторов протеста, должен смещаться с соуально-политической на межэтническую и межрелигиозную сферу – там войну потушить, если уж она разгорелась, крайне тяжело. И это не перспектива — такие технологии уже активно отрабатывается. И не где-нибудь, а в Москве.
Всё смешалось – коммунисты, либералы…
Лосиный остров, парк Торфянка — на сегодня один из наиболее горячих очаг общественного конфликта между теми, кто «за», и теми, кто «против». Здесь на 20 сотках, должен появиться православный храм в честь иконы Казанской Божией Матери, перед которой, стоит заметить, молились во все времена о сохранении нашего государства. Вроде бы и нет никаких особых мотивов (вся территория парка – аж 17 гектаров!), однако некая группа протестантов вышла на защиту парка от массовых застроек. И не просто вышла, а разбила круглосуточный (!) лагерь.
Надо сказать что конфликты вокруг строительства православных храмов случались и раньше. Но этот отличается от предыдущих – прежде всего, масштабом задействованных к нем «технологий». Так, по интернету прокатилась волна публикаций о неких бесчинствах защитников строительства храма. Заметим, что зачастую это интернет-ресурсы, с которыми профессионалы-информационщики предпочитают не работать по причине их не прикрытой ангажированности (в данном случае – ангажированности «либеральной»). Сейчас целый ряд таких инфоканалов разразился страшным рассказом, о том, как ночью «православные активисты» (речь идет, прежде всего, о представителях движения Сорок сороков») избили некую местную девушку Марию. Доказательств, заметим, никаких, но на эмоции, безусловно, давит.
В свою очередь, активисты «Сорока сороков» не так голословны: на их канале в интернете выложены видео, на котором противники строительства, ведут себя порой неадекватно и агрессивно— здесь и нецензурная брань, и удары ногами по строительной сетке, и призывы «всё равно сжечь храм» и прочие прелести революционной классики жанра.
Откуда ж она взялась? — об этом легко узнать, ознакомившихся даже поверхностно со списком активистов протеста. Здесь и фронтмэны организаций радикального крыла, вроде «Левого фронта» или анархистов из «Автономного действия», «певцы» ЛГБТ. Активность проявляют «радноверы»-неоязычники – проект, который в своё время разрабатывался на Западе «под Россию». Но больше всего обратил на себя внимание неожиданный дуэт «солистов» из партии «Яблоко» и отдельных представителей фракции КПРФ. Стоит заметить, что коллеги последних, крайне неодобрительно отнеслись к подобным действиям однопартийцев (прежде всего, это депутаты Александр Потапов из Госдумы и Николай Зубрилин из Мосгордумы) — дело дошло даже до лидера думских коммунистов Геннадия Зюганова, который дал строгие указания всем «коммунистам» от имени партии ни в каких «цветных митингах» не участвовать. Что, впрочем, не остановило, Николая Зубрилина, который ещё раз приехал на Торфянку уже после распоряжения Зюганова — пиар оказался дороже партийной дисциплины.
Работает в антиправославном фронте на Лосином острове и команда профессиональных протестантов: она регулярно возникают там, где надо выступить «против». Среди них, легко обнаружить людей, которые в том числе участвовали в поддержке нынешнего киевского режима. И это совсем не безобидно: только 25 июня, по информации ГУ МВД РФ, сотрудниками правопорядка было задержано 38 человек, среди которых были и «анархисты», и люди из «антифа», и «леворадикалы», и скинхеды. По документам он оказались зарегистрированы в других районах Москвы, хотя со слов спикеров «защитников парка» протестуют «все местные». Причина задержания – наличие холодного и травматического оружия. Не хочется даже представлять, как развивался бы сюжет, не сыграй полиция на опережение.
Между тем, защитники храма пошли другим путем – провели массовую уборку территории парка. Судя по фотографиям, среди мусора обнаружилось немало использованных шприцов… На контрасте — действия их противников, не пускающих в парк уже не первый день машину ассенизаторов. Аргументы при этом беспощадны в здравому смыслу: «Не пускаем машины, потому что с г..вном боремся!». Вот такая логика.
Классика майдана
Можно было бы отнести случай на Торфянке в разряд местных разборок, которые такие же «потемки», как и конфликты в чужой семье. Но есть несколько тревожных сигналов, на которые здоровое общество обязано реагировать. Динамика этого протеста имеет существенное отличие от предыдущих подобных конфликтов вокруг строительства православных храмов. Теперь всё развивается по канонам т.н. «майданной технологии» — от безобидных претензий к чиновникам к совсем не безобидным агрессивным действиям.
Вот лишь некоторые параллели. На любом майдане (в масштабах страны или района — не важно) должна быть своя «сакральная жертва», которая является поводом развязать войну. Только «архитекторы» больших протестов свои жертвы убивают (вспомним Сергея Нигояна, убитого на Грушевского в Киеве), а в парке Торфянка — избивают (желаем крепкого здоровья девушке Марии!).
Также, как и в Киеве, основной посыл протеста на Торфянке — злая власть, отнимающая у людей право на хорошую жизнь. В Киеве враг номер один был Янукович, отказавший-де населению в «счастливом браке» с Евросоюзом, на Торфянке — это «жирные попы из РПЦ» и московские власти, которые «захватывают парковую зону под массовую застройку». Хотя любому человеку в здравом уме и доброй памяти понятно: если территория парка – 17 гектаров, а участок на стройку храма – 0,2 гектара, то разговоры о массовой застройке не просто чушь, а, как говорили классики, чушь собачья.
По всем правилам «майданов» агрессия должна прогрессировать — иначе майдан захлебнется. Потому на Лосином острове активисты протеста регулярно шли на провокации, пытаясь вызвать ответную агрессию — всё это фиксируется видеокамерами защитников строительства. Если агрессии не последовало — значит, её надо придумать. Потому с Торфянки мы, скорее всего, услышим ещё много чего скандально-громкого. Говорящая деталь – конфликт на Торфянке был освещен на ВВС. Нередко встретишь такое внимание глобального мега-информатора к тому, что на первый взгляд выглядит как ЧП районного масштаба.
Кто выключит технологию?
Потому главное сегодня — научиться правильно реагировать на подобные боксерские выпады майданных технологов. Чему у них нужно учиться — непреложной последовательности своих действий. В свою очередь, остальным нужно на каждый ход правильно реагировать. Главное, как утверждает один из экспертов по антимайдану, лидер движения «Славянская гвардия» Владимир Рогов, — не проспать момент, когда необходимо дать отпор, и обеспечить полную гласность всему, что происходит вокруг Торфянки.
Пока что власти Москвы «рисуют» другую картину: есть разрешение на митинг противников храма 9 июля. Одновременно одна из центральных газет вышла со статьей о смоастрое на месте восстановления легендарного военного храма Сергия Радонежского на Ходынском поле. Правда, статья получилось лишь наполовину правдивой – инспекторы нашли нарушения, однако их документы ещё должны получить подтверждение в вышестоящих органах власти. Полуправда и поспешность её распространения – тоже технология, которую «певцы майдана» используют очень активно.
Конфликт на Торфянке — не «проходной». Не зря обращение по противостоянию сделал лично Патриарх Кирилл, призвавший всех — и сторонников, и противников постройки храма — «к отказу от конфронтации и мирному, цивилизованному урегулированию противоречий». И дело здесь не в некоей «политической позиции» — речь об элементарной безопасности. Любой человек, мало-мальски знакомый с политикой, знает: конфликты на религиозной почве, как и межэтнические или культурные конфликты, являются наиболее легко разжигаемыми, и одновременно наиболее глубокими и сложными для разрешения. Потому, если сценарии Болотной не работают, то надо запускать сценарии Торфянки. Что сейчас активно и реализуется.
Стоит помнить непреложный закон: технология сама не прекращает своё действие, если кто-то не нажмет выключатель. Причем выключать её должен каждый из нас на своём месте. Каждый из нас – это и власть, и органы правопорядка, и «общественники», и жители на местах. Чтобы потом не пришлось рассказывать знакомым, как мы могли, но почему-то не сделали. На кону-то — единство или распад страны. Не больше, не меньше.
Николай Гуляницкий