В Херсонской области Украины, расположенной на самом юге страны и граничащей с российским Крымом, в последнее время происходят очень тревожные вещи. Турция целенаправленно разжигает там очаг напряжённости и воинствующего татарского сепаратизма по образцу Косово. Главная цель всего этого – держать под постоянным напряжением Крымский полуостров. Тем самым турки хотят отомстить Москве за её действия в Сирии и заодно усилить свои позиции в дезинтегрирующейся Украине.
Существенные усилия Анкары направлены на поддержку планов создания крымско-татарской национальной автономии в южной части Херсонской области. И если там возникнет протогосударственное образование в форме автономии крымских татар, де-факто оно будет находиться под контролем Турции. «Херсон – турецкая земля», «Османская империя возрождается» – такие лозунги на турецком и арабском языках в последнее время часто встречаются на улицах городов и сёл херсонского региона. Стремление Турции вовлечь его в свою орбиту влияния укладывается в неоосманистский курс Реджепа Эрдогана, который основывается, в том числе, на исторической памяти о вассальной зависимости территорий Северного Причерноморья от Блистательной Порты.
Непосредственным исполнителем херсонских планов Анкары выступает экстремистская организация «Меджлис крымско-татарского народа» (запрещена на территории Российской Федерации). Сравнительно недавно были опубликованы секретные отчёты Службы безопасности Украины, свидетельствующие, что в течение многих лет руководители этой радикальной крымско-татарской структуры получали финансирование от Турции и работали на разведку этой страны.
Сейчас протурецкий меджлис концентрирует в своих руках власть в отданных ему на откуп землях. Буквально в прошлом месяце стало известно, что на территории Херсонской области крымско-татарские экстремисты уже формируют «правительство» для будущей национальной автономии и намереваются создать собственную крымско-татарскую армию. Кстати, в регионе уже действуют незаконные вооружённые формирования меджлиса – так называемые «добровольческие батальоны», чьи бойцы терроризируют местное население.
Военную помощь херсонским аскерам (в переводе с турецкого «аскер» – воин, боец) оказывает Турция. В первую очередь это выражается в поставках военной формы и амуниции. И хоть на официальном уровне Анкара отрицает поддержку крымско-татарских боевиков, верить ей нет оснований. В конце концов,
поддержку джихадистов в Сирии она тоже категорически опровергает, но автоколонны с оружием и боеприпасами из Турции по-прежнему пересекают сирийскую границу.
Кроме того, Турция направляет на Украину военных инструкторов, которые тренируют бойцов батальонов меджлиса. Присутствие турецких инструкторов неоднократно фиксировали и в Херсонской области, и на линии соприкосновения конфликтующих сторон в Донбассе.
Ещё одним элементом турецкой помощи «татарским братьям» является отправка на Украину иностранных головорезов. Дело в том, что подавляющее большинство крымских татар вовсе не желают покидать родной Крым и становиться пушечным мясом в руках марионеток Турции. И чтобы восполнить борцам за «татарскую республику» нехватку живой силы, турки отправляют им в подмогу «единоверцев» с богатым боевым опытом. К ним относятся члены турецкой неонацистской организации «Серые волки» («Boz kurtlar») и исламисты из Сирии, включая террористов из «Исламского государства». Киевская правящая хунта надеется использовать этих изуверов в борьбе против самопровозглашённых народных республик Донбасса и для провокаций в отношении России, поэтому им в ускоренном порядке оформляют украинские паспорта.
Активность Турции в Херсонской области не исчерпывается поддержкой крымско-татарских военизированных подразделений. Эта страна осуществляет в регионе «мягкую» экспансию. По её инициативе было установлено прямое воздушное и морское транспортное сообщение Турции с Херсонской областью, к ней резко повысили интерес турецкие инвесторы, выстраивается сеть сотрудничества с турецкими регионами. Таким образом, Анкара постепенно интегрирует южноукраинскую область в себя, но это вовсе не предполагает её вхождения в состав Турецкой Республики.
Через влиятельную крымско-татарскую диаспору Турции и бизнесменов Анкара стимулирует процесс татаризации Херсонской области. В частности, она финансирует строительство в регионе посёлков компактного проживания крымских татар. К примеру, крымско-татарская диаспора турецкой столицы реализует крупный проект, предусматривающий постройку жилищных массивов и социальной инфраструктуры на площади в 20 гектар.
Появление у рубежей Крыма этнически-криминального анклава и получение им политической самостоятельности под зонтиком Турции представляет угрозу для России. Воинствующие адепты «херсонской татарской республики» уже устраивают провокации на границе Украины с Крымом и будут делать это впредь,
возможно даже с применением оружия против российских пограничников. Продолжатся попытки забросить на полуостров диверсантов и террористов (например, под видом беженцев или туристов), которые постараются дестабилизировать обстановку. Следующее направление подрывной работы прислужников Анкары – информационно-психологическое воздействие на татар Крыма с целью подтолкнуть их к антироссийскому бунту.
Конечно, Москва может легко решить «херсонскую проблему» силовым путём, но рассматривает это как крайнюю меру. В то же время ясно, что если боевики меджлиса решатся на военный штурм Крыма или организуют на полуострове теракт, – Россия ответит. И не исключено, что её ответом станет полное уничтожение «осиного гнезда» на юге Херсонской области.
***
Пока что Анкара не торопится переносить основной фронт геополитической борьбы с Россией на херсонские земли. Но кто даст гарантию, что в обозримом будущем психологически неуравновешенный Эрдоган не «подожжёт» этот регион и в мире не станет одной горячей точкой больше?
Кирилл Губа, политический аналитик (Крым)