Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Погибоша аки обре или когда пан пропал.

Погибоша аки обре или когда пан пропал.

E-mail Печать

 

Размышления русского добровольца Александра Кравченко о первых страницах славянской истории.

Славяне выходят на историческую арену как народ без древней истории. Нам не известны имена древних вождей, их подвиги, древние храмы и высеченные на их стенах славянскими чертами и резами повести о происхождении мира и человека. При этом совершенно очевидно что  славяне, с древнейших времён,  со времен распада  арийско-ведической общности,  составляли единое целое по языку, мировоззрению, образу жизни, обычаям. И проживали они на относительно не обширных землях , все вместе довольно долгое время.

Историки первых веков христианской эры (Птолемей и Тацит) определяют место их расселения  западными склонами Карпатских гор и от истоков реки Висла  до южного побережья Балтийского моря (земли современной Польши).  Авторы эти называют славян – венедами, что созвучно самоназванию наших предков (СЛО –ВЕНИ, ВЕДАЮЩИЕ – СЛОВО).

Условия, в которых проживали в те времена славяне, были благоприятны для  движения к политическому единству и  государственности. Тем более был примеры соседей дакков  и готов.Однако за 1000 лет никакого движение в этом направлении не происходит.

Общественное состояние славян того периода можно сравнить с финскими и угорскими народами, которые в большинстве своём, не выказывали потребности менять свой первобытный общественный уклад, на протяжении тысяч лет, вплоть до XIX века.

Но в отличии от угро-финнов, несмотря на наличие отдельных родов и пленен славяне сохраняли языковое, культурное и идейно-духовное единство вплоть до начала своей письменной истории. Даже общее древнее самоназвание славяне сохранили в отличие от тех же финно — угров и германцев.

Из этого периода у нас очень мало исторических сведений, источником которых были бы сами славяне.

Правда есть,  очень любопытные свидетельства относящееся к тем удалённым временам — душевного детства наших предков.  Речь о тех следах, которые оставил в сознание славян народ хищных завоевателей по имени авары.

 Это был кочевой народ, пришедшее в на границы Ромейской (Византийской империи в начале VII  века. Нашествие этого народа и неволи с этим связанные, оставили в сознание славян глубокий след. Причем у всех трех ветвей славянства. Отпечатки тех недобрых времён можно встретить в  летописях, в языке и топонимики.

Из Повести временых лет  мы узнаём, что славяне аваров называют – обрами. аварами их называют ромейские и франкские источники. Каким самоназванием пользовался этот народ не известно. И вообще авары мало о себе что сообщают. У них не было письменности, не было городов, от них на Панонской (современная Венгрия) равнине остались лишь клады, из которых больше узнаём о людях которые ограбили авары, чем о самих аварах.

Нашествие аваров, было вторым после гуннского, с разницей в 200 лет. И те и другие выбрали своей базой Панонскую равнину, откуда совершали опустошительные набеги  на ближайшие ромейские провинции. Разрушительная сила этих набегов была огромной. В результате население  балканских провинций Византии, покидает свои родные места, уступая место славянским переселенцам.

Ромеи утверждают  что авары это беглая орда из Тюркского каганата — огромного государства в Срединой Азии.

Сложно утверждать были ли первоначальные авары тюрками, но они  точно были носителями тюркской общественной культуры, своего правителя они именуют «Каганом».

Хищнические устремления  аваров были направлены на богатую Византию. Славянские ватаги тоже участвовали в грабительских походах. Составляя «пехоту» кочевников.

 Но главное чем служили славяне и их земли аварам  это тыловым обеспечением для  набегов за Дунай.

Зимой конные аварские отряды  рыскали по склонам карпатских гор в поисках славянских селений. Там они жестоко  расправлялись с мужчинами, забирали все съестные припасы. В нагруженные телеги они запрягали славянских жён, видимо желая усугубить унижение. Об  этом не двусмысленно сообщает Повесть временых лет:

«Въ си же времяна быша и обри, ходиша на Аръклия царя и мало его не яша. Си же добре воеваху на словенех и примучиша дулебы, сущая словены, и насилье творяху женамъ дулепьскимъ: аще поехати будяше обърину, не дадяше въпрячи коня, ни вола, но веляше въпрячи 3 ли, 4 ли, 5 ли женъ в телегу и повести обърена, тако мучаху дулебы.»

Дулебы – одно из славянских племен, проживавших на Карпатских горах. Это и было то самое иго, в прямо и переносном смысле.

Подобные не виданные ранее обстоятельства, произвело на славян огромное впечатление, на их сознание, а затем и подсознание.

В наследство  от аваров славяне получили одно, чрезвычайно важное слова, которое и характеризует отношения между аварами и славянами. Речь идет о слове «ГОСПОДИН», только не в этом чисто славянском звучании, а в том, в котором употребляют данное понятие чехи, поляки, словаки, а с недавнего времени и украинцы, и белорусы, а именно слово «ПАН».

Слово «пан», на самом деле режет славянский слух, что выдаёт его иноязычное происхождение. А вот для слуха тюрок оно близко, тем более что авары, скорее всего, были тюрками, известны  такие господа у тюркских народов как  «Хан», «Бай», «Бий».

В южно-славянских языках слову «пан», соответствует «бан», а также жупан. В средние века так называли правителей крупных областей, например, был такой легендарный правитель Боснии —  бан Кулин. Слова пан и бан общего происхождения и означают господина, правителя.

Аварское иго в меньшей степени коснулось восточных славян и поэтому в древнерусском нет «панов». Лишь после завоевания Западной Руси поляками и литовцами господа  становятся панами.

Немаловажную роль слово «пан» сыграло и играет  в борьбе против русскости в белорусской и украинской среде, всеми  силами пытаясь выдавить слово «господин».

В чешском и словацких языках «пан», значит также «Господь». Последний переводы Библии на украинский новояз также употребляется «пан» вместо «Господь».

Слово Господь восходит к древне ведическому . *gost(ьj)ь-podь, что значит к «гостеприимный, принимающий чужого». Эта идея божественной природы перекликается с идей древне ведического слова обозначающего божество, Бог — одаряющий, наделяющий богатством и счастьем. 

Слово же «господин», означает Господний, то есть принадлежащий, причастный Господу – Богу.

Как  бы не обижались братья чехи и словаки разница между Господом — Богом и «паном» не измеримо огромна.

В заключении добавлю, что авары очень плохо закончили своё бытие. Карл Великий, франкский король, разгромил Аварский каганат, а восстание славян окончательно добило это образование.

Всё та же Повесть временых лет, сообщает:

«Быша бо объре теломъ велици и умомь горди, и Богъ потреби я, помроша вси, и не остася ни единъ обринъ. Есть притъча в Руси и до сего дне: погибоша аки обре; их же несть племени ни наследъка.

Были же эти обры велики телом, а умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и до сего дня: «Сгинули как обры», — их же нет ни племени, ни потомства.»


август 2021, Москва18

 


Яндекс цитирования