Итак, сформулируем 10 очевидных, исходя из здравого смысла, рекомендаций по мерам социально-экономической политики в связи с пандемией коронавируса.
1. Поскольку ни одна из более десятка разработанных в разных странах вакцин не обеспечивает устойчивого иммунитета, а привитые люди могут быть такими же переносчиками инфекции, как и не привитые, от любых мер по принуждению к вакцинации следует отказаться. К этому нет ни этических, ни юридических, ни экономических оснований. Страны с более чем 100%-ной вакцинацией населения не добились впечатляющих результатов по показателям смертности и заболеваемости коронавирусом, по сравнению с остальными. Пандемию повальная вакцинация населения не остановила.
2. Число умерших от коронавируса за два года пандемии людей не превышает смертность от наиболее распространенных болезней: онкологических и сердечно-сосудистых. Из этого следует, что смещение приоритетов в здравоохранении должно быть сбалансированным. Резкое увеличение загруженности медико-больничных мощностей лечением коронавирусных больных не должно происходить за счет ухудшения качества медицинского обслуживания других категорий больных.
3. Пандемия выявила острую нехватку инфекционистов, инфекционных больных и койко-мест, многократно сокращенных в ходе проводившейся под видом оптимизации коммерциализации здравоохранения. Необходимо продолжить наращивание расходов на здравоохранение, пока они не достигнут уровня развитых стран – не менее 12% ВВП. Ориентиром должно быть 15% ВВП, что требует их удвоения по сравнению с нынешним уровнем. В первую очередь, необходимо существенно повысить заработные платы медицинским работникам до уровня работающих сегодня в красных зонах. При этом необходимо устранить чудовищную дискриминацию молодых врачей, которые после 6-летнего высшего образования должны еще два года бесплатно отработать ординаторами, исполняя самые трудоемкие и неблагодарные функции. Ординаторам нужно платить полноценную заработную плату как молодым специалистам. Платной ординатура не должна быть в принципе – эту особенно циничную форму сверхэксплуатации молодых медиков нужно раз и навсегда прекратить. Все платные места в ординатуре должны быть замещены бюджетными.
4. Пандемия выявила паразитический характер медицинского страхования. Все расходы на борьбу с ней взяло на себя государство, оставив частным страховым компаниям возможности получать сверхприбыли за посредничество в проводке денег фондов обязательного медицинского страхования в государственные медицинские учреждения. Нужно вернуться к советской системе бюджетного финансирования государственных учреждений здравоохранения по научно-обоснованным нормативам медицинского обслуживания населения, оставив частным страховым компаниям возможность финансировать риски заболеваемости граждан в рамках добровольных дополнительных схем.
5. Пандемия выявила дискриминацию граждан в качестве и полноте медицинского обслуживания в зависимости от места жительства. Только в Москве лечение заболевших коронавирусом можно признать удовлетворительным. В других регионах больные могли сутками ждать скорой помощи и неделями – госпитализации, не получая необходимой помощи. Эта антиконституционная дискриминация стала результатом проведенных реформ здравоохранения, расходы на которое было перенесено на субъекты федерации. В механизме финансирования здравоохранения, как и среднего образования, нужно вернуться к унитарной системе по единым нормативам за счет средств федерального бюджета, включая возвращение единой бюджетной сетки с повышенными коэффициентами для сельской местности, а также районов Крайнего Севера.
6. Межстрановые сопоставления мер социальной изоляции различной жесткости показали отсутствие значимой статистической зависимости между ними и динамикой заболеваемости, за исключением сверхжестких мер фактически полной изоляции граждан в населенных пунктах КНР. В ситуации, когда большинство населения уже переболело и/или вакцинировалось, полная изоляция кажется избыточной мерой.
Из этого следует, в частности, что при продолжении работы общественного транспорта закрытие музеев, ресторанов и, тем более, санаториев, гостиниц, спортзалов и парков не имеет смысла. Хуже того, оно наносит вред не только экономике, но и здоровью граждан, дополнительно страдающего от стрессов, потери работы или бизнеса.
7. Поскольку ПЦР-тестирование не имеет должного научного обоснования оно не должно служить пропуском в общественные места и на пересечение границы.
8. Исходя из изложенного следует, что всеобщее QR-кодирование граждан лишено смысла как противопандемическая мера, так как нет строгого основания для признания кого-либо, хоть 10-кратно привитого с отрицательными ПЦР-тестами человека, социально безопасным.
9. Нужно как можно скорее провести объективное международное расследование источников и причин появления данного коронавируса, а также потребовать на уровне Совета Безопасности ООН рассекречивания деятельности всех американских биолабораторий, начиная с расположенных на постсоветском пространстве.
10. К коронавирусной инфекции далее следует относиться как к обычной вирусной инфекции (типа гриппа или ОРВИ) со всеми вытекающими…