Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Царские яхты

Царские яхты

E-mail Печать

Царские яхты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В сознании обывателя XXI века однозначными символами богатства и престижности, то есть зримыми доказательствами перед всеми остальными своей социальной особости является обладание материальными ценностями: роскошными домами, дорогими автомобилями, алмазным напылением на клыках любимой собаки, золотыми часами на каждой руке и тому подобными искрящимися аксессуарами.

Но даже среди богачей, за чьей «глянцевой» жизнью с восхищением и завистью наблюдают некоторые «простые» граждане, существует иерархия престижности и максимального бытового успеха: то есть, как говорят в народе: «кто кого всё-таки круче».
Гламурная тусовка современной, так называемой, «элиты» на глазах миллионов и миллионов прочих не элитных граждан представляет собой некое карнавально-рекламное шоу с элементами театральщины – эдакая своеобразная ярмарка тщеславия.

Хотя, когда у человека есть всё и всё для него доступно, тем не менее, его деформированная психика продолжает жаждать ещё и ещё выделиться «среди равных».

И в этой иерархии тщеславия стремлением к «выделению» фешенебельная эксклюзивная океанская яхта подчёркивает, что и среди богатых есть те, кто богаче.

Самая дорогая яхта в мире (на фото ниже) называется «History Supreme», то есть «Величайшая история».

Царские яхты 1

Размеры яхта не впечатляют – длиной около 30 метров. Однако впечатляет масштаб тщеславия: почти 100 тонн золота и платины, которыми практически облицованы все детали внутренних помещений, интерьер, а также якорь, днище, киль, палубы, обводы, ограждения и так далее.

Разумного объяснения, зачем это сделано – нет. Неразумное напрашивается само – некуда девать деньги.
Причём точной информации о том, кому их некуда девать – также нет. Ходят слухи, что хозяином яхты является некий бизнесмен и миллиардер из Малайзии по имени Роберт Куок. В реальной истории человечества вряд ли останется имя этого человека, связанное исключительно с «величайшей историей», всё величие которой в показушности «золотой яхты».

А вот, например, имя последнего российского императора Николая II из династии Романовых уже принадлежит истории на все оставшиеся человечеству времена.

У царской династии Романовых в России тоже были яхты.

Но эти яхты являлись, скорее, обязательной составляющей представительской функции, дабы в глазах иностранцев российская власть за пределами империи выглядела достойно в любых своих проявлениях: от одежды до экипажа, как средства передвижения.
В этом смысле царские яхты были такими экипажами, только в морском исполнении. Вот об этих морских экипажах, царских яхтах, – мы сейчас и вспомним. Конкретно же – о двух самых крупных из них, которые назывались «Полярная звезда» и «Штандарт».

Начнём (на фото ниже) с «Полярной звезды»:

Царские яхты 2

«Полярная звезда»

Царские яхты 3

Экипаж «Полярной звезды»

Царские яхты 4

Император Николай II на борту «Полярной звезды»

Яхта, представлявшая собой фактически вспомогательный крейсер, была заложена на Балтийском судостроительном заводе в мае 1888 года в Санкт-Петербурге.

В марте 1891 года, пройдя все необходимые испытания, как говорят на флоте – швартовные и ходовые – яхта была зачислена в Гвардейский экипаж Балтийского флота.

Длина корабля составлял почти 97 метров со стандартным водоизмещением в 3 640 тонн, и полном – в 4 150 тонн. Скорость хода была по тем временам вполне приличная – 17 «узлов».

В качестве справки«узел» представляет собой в мореходной практике международную единицу измерения скорости корабля.

Необходимо отметить, что «узел» совершенно самостоятельная единица измерения равномерной скорости корабля, при которой один «узел» – это стандарт прохождения за 1 час расстояния в 1 морскую милю, то есть 1852 метра.

Соответственно, например, скорость в 10 «узлов» – это расстояние в 18 километров и 520 метров, пройденное кораблём за 1 час.
Методика измерения скорости корабля раньше выглядела так: за корму корабля в воду сбрасывали верёвку (называемую линь), привязанную, например, к бревну и давали возможность верёвке не тащить это бревно за кораблём, а свободно уходить за борт (на фото ниже), по направлению к удаляющемуся за кормой бревну.

Царские яхты 5

Песочные часы и узелки на верёвке

На самой верёвке равномерно (с одинаковым расстоянием) были завязаны узелки. По количеству узелков, ушедших в воду за определённый интервал времени, например, 30 или 60 секунд, определяли общее расстояние, пройдённое кораблём. Дальше несложно было провести необходимые вычисления определения усреднённой скорости корабля пройденного расстояния в час «по узелкам». Так «узел» и прижился в морской терминологии.

Но вернёмся к «Полярной звезде». Дальность автономного плавания яхты составляла 1860 морских миль. Вооружение яхты не поражало воображение – всего 4-е 47-мм. орудия Гочкиса, по два торпедных аппарата в носу и корме по бортам.

В качестве справки: 47-мм орудие Гочкиса разработано во Франции компанией «Hotchkiss et Cie» для вооружения кораблей в качестве вооружения противоминного калибра. Получило широкое распространение во флотах и армиях ведущих стран мира.

Экипаж «Полярной звезды» – 333 человека, из которых офицеров было 20. Днище яхты было обшито медными листами.

На борту размещались две паровые машины мощность по 3000 лошадиных сил каждая. На верхней палубе присутствовали две надстройки, две дымовых трубы, немного скошенные назад, три мачты с парусным вооружением общей площадью в 700 квадратных метров, верхняя палуба была обшита сосновыми досками. Затраты на постройку яхты были на сумму 3 557 100 рублей.
Если же принять во внимание, что яхта могла быть использована, как боевой корабль в случае необходимости, то, ни о каком просто так выбрасывании денег на «царские капризы», речь вообще не идёт.
Из всей роскоши в каютах, предназначенных в мирное время для царской семьи, отмечалась лишь отделка помещений ценными породами деревьев и высокохудожественно изготовленная мебели из этих же пород: карельской берёзы, красного дерева, венгерского ясеня, тикового и лимонного деревьев, клёна.

К числу роскоши, наверное, если очень уж сильно захотеть, можно отнести и коровник! Да, да на борту яхты имелся коровник на двух коров и отдельная каюта для коровницы. Семья у Николая II была большая, а детям молоко – всегда на пользу здоровью.

Царские яхты 6

Царская семья на борту яхты «Полярная звезда»

С представительской точки зрения ничего сверхрасточительного в оформлении внутренних помещений яхты не было.

На борту яхты, которая как уже говорилось выше, не являлась личной игрушкой императорской семьи, проходили и дипломатические переговоры.

В частности на «Полярной звезде» в 1905 году был подписан дружественный союзе между Россией и Германией.

Что автоматически требовало присоединения к этому союзу Франции. А это было невозможно.

Дело в том, что с французами 12-ю годами раньше императором Александром III, буквально перед своей кончиной, была подписана военная конвенция, в которой главным пунктом было положение о не вступлении ни одной из сторон в союзные отношения с Германией.
Причём этот союз был максимально выгоден исключительно для французов – им Германия сдерживалась от нападения на Францию. Кстати, мост имени Александра III в Париже, открытый в 1983 году, назван так именно за благодарность русскому Императору в его дружественной внешней политике по отношению к Франции.
В результате Николай II в своём письме кайзеру Вильгельму II, вскорости, дезавуировал союз с Германией несогласием с рядом формулировок в уже подписанном документе.
Как знать, куда пошла бы история Европы и история России без Первой мировой войн, будь такой союз практическим, а не бумажным…

Сразу после этих событий яхта «Полярная звезда» всё чаще стала ходить под «вымпелом» вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, матери императора Николая II.

Во время Первой мировой войны яхта «Полярная звезда» простояла в Петрограде, а в самом начале июня 1917 года её отогнали в Гельсингфорс, где на ней был размещён Центральный революционный Комитет Балтийского флота.

В 1919 году яхту поставили на консервации в Кронштадте.

В 1930 году «Полярная звезда» была переоборудована под базу подводных лодок, вступив в состав Балтийского флота уже СССР в августе 1936 года, и принимала участие в Великой Отечественной войне в качестве плавбазы 2-й бригады подводных лодок, дислоцировавшихся в Таллинне.
С 1942 года стала плавбазой 3-го дивизиона подводных лодок в Усть-Луге.
В 1954 году «Полярную звезду» переоборудовали под плавказарму.
В 1961 году, использованная как мишень для испытания противокорабельных ракет, «Полярная звезда» была одной их таких ракет расстреляна и утоплена на полигоне в Рижском заливе.
Но, так как особых глубин там нет, то трубы яхты торчали над водой.
В 1971 году её корпус подняли и разделали на металлолом в Риге.

«Штандрат» была самой большой (на фото ниже) императорской яхтой и пользовалась максимальным предпочтением у императора Николая II и его семьи.

Царские яхты 7

Императорская яхта «Штандарт»

Яхта была заложена, то есть начался процесс её строительства, 1 сентября 1893 года на верфи фирмы «Бурмейстер и Вайн» в Копенгагене, Дания.

В 1894 году яхта была спущена на воду, а в 1896 году – после завершения всех необходимых работ и плановых испытаний – вошла в состав кораблей 1-го ранга 5 флотского Балтийского экипажа. Постройка яхты обошлась казне в 5,5 миллионов рублей. Длина яхты составляла 128 метров. Ширина – 15,4 метра. Осадка – 6,6 метров. Водоизмещение – 5 480/5557 тонн (стандартное/полное). На верхней палубе размещалось 8-мь 47-мм орудий Гочкиса.
Мощность паровых двигателей в 12 000 лошадиных сил позволяла яхте развивать максимальную скорость в 22 «узла».

Экипаж – 16 офицеров и 357 матросов.

Фактически «Штандарт», точно так же, как и «Полярная звезда», могла быть использована в качестве вспомогательного крейсера в условиях возможной войны.

При экономическом ходе со скоростью в 14 «узлов» запасы топлива (900 тонн угля) обеспечивали автономность плавания на расстояние 1400 миль.
Современники отмечали, что яхта «Штандарт» представляла собой на то время инженерно-технический шедевр в области кораблестроения.

На корабле в море работала опреснительная установка; для связи с берегом был предусмотрен электрический телеграф и радиостанция; на борту функционировал внутренний телефон; все каюты снабжались горячей и холодной водой и, как и все служебные отсеки – обогревались паровым отоплением. Мощнейшая вентиляция прекрасно вентилировала все внутренние помещения, расположенные глубоко внутри корпуса корабля. Сам корпус был сделан из стали с двойным днищем и разделён водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков.

Корпус яхты был выкрашен чёрной краской и покрыт чёрным лаком, нос и корму которого украшала деревянная резьба в виде двуглавых орлов и надписи: «Николай» и «Штандарт».

Вот как описывал яхту современник: «Где бы ни швартовался «Штандарт» – на Балтике или у крымских скал, – он был образцом морской элегантности. Размером с небольшой крейсер, оснащённый паровой машиной, работавшей на угле, он, тем не менее, был спроектирован как парусное судно. Его огромный бушприт, украшенный золотым вензелем на чёрном фоне, устремлённый вперед, точно выпущенная из лука стрела, как бы продолжал нос клипера. Над палубой возвышались три стройные, покрытые лаком мачты и две белые дымовые трубы. Над надраенными палубами были натянуты белые парусиновые тенты…».

Помимо своей сугубо прагматической роли транспортного средства «Штандарт» мог принимать до 500 гостей в качестве небольшого царского дворца на плаву. По личному распоряжению Николая II никакое золочение интерьеров не применялось. Для помещений, где находился экипаж, в качестве отделочных панелей использовались дуб и сосна, покрытые белой краской.

Непосредственно императорские покои были отделаны с меньшим использование ценных пород деревьев, чем это было на «Полярной звезде» – без красного дерева или тика. В основном это были вишня, орех, берёза, ясень, дуб, клён.

На яхте имелась своя церковь, кубрики для целого взвода моряков гвардейского экипажа в роли почётного караула, а также помещения для размещения оркестра.

Царские яхты 8

Царская семья на борту яхты «Штандарт»

Царские яхты 9

Цесаревич Алексей с матросами яхты «Штандарт»

Царские яхты 10

Император с сыном среди моряков команды «Штандарта»

Если на борту яхты находился Император и его семья, то «Штандарт» всегда сопровождал эскорт из 2-3 миноносцев.

В целях сопровождения и охраны императорских яхт был создана служба морской охраны. Во время морских переходов и дипломатических визитов количество сопровождающих яхту боевых кораблей значительно увеличивалось.

Императорская яхта «Штандарт» заходила и в Чёрное море с обязательным посещением (на фото ниже) Севастополя:

Царские яхты 11

Царские яхты 12

Царские яхты 13

«Штандарт» в Южной бухте Севастополя

Царские яхты 14

Император Николай II и великие княжны Ольга и Татьяна на Графской пристани

Специально для этих посещений яхтой Севастополя в Южной бухте был сооружён особый причал (на фото ниже), который получил название «Царской пристани».

Царские яхты 15

Царские яхты 16

Царские яхты 17

Строительство причала «царская пристань»

Именно на этом причале, после завершения его постройки, швартовалась (на фото ниже) царская яхта «Штандарт»:

Царские яхты 18

Яхта «Штандарт» у причала «Большой царской пристани»

Царские яхты 19

Почётный караул в честь императора Николая II на причале «Большой царской пристани»

Царские яхты 20

Император Николай II (к нам спиной, в папахе) беседует со священником на причале «Большой царской пристани»

К причалу «Большой царской пристани» подходили рельсы железной дороги. Чуть выше фуражек офицеров из свиты императора просматривается купол здания Панорамы…

Необходимо отметить, что в Южной бухте Севастополя существовали две царские пристани: так называемая «Большая», о которой сказано выше, и вторая – «Малая» царская пристань. В 1923 году «малая» пристань была переименована в Советскую.

С этой пристани, по приезду в Севастополь на поезде, царь со свитой или с семьёй мог отбыть на катере на корабли, например, Черноморской эскадры.

На месте этой пристани в 1928 году было сооружено здание холодильника (на фото по красной стрелке) – самого большого на то время в Крыму.

Царские яхты 21

Здание холодильника, Южная бухта, Севастополь

Справа от холодильника на фото видно большое здание с массой оконных проёмов 1880-1881 гг. постройки – оно сохранилось – это бывшая паровая мельница так называемого «Товарищества Новороссийской паровой мельницы П.Ф.Родоконаки».

Судя по фамилии, владельцем мельницы был грек.

Эта севастопольская мельница вырабатывала почти 3 тысячи пудов муки в сутки. Мука же была такого высокого качества, что её всю забирали на экспорт.

На сегодняшний день холодильник переоборудован в различные помещения яхт-клуба (на фото ниже) под названием «Царская пристань».

Царские яхты 22

Яхт-клуб «Царская пристань», Южная бухта, Севастополь

Чтобы было наглядно – на снимке Южной бухты с высоты космического полёта: «Большая» царская пристань, сохранившая сегодня как причал № 122, обозначена по красной стрелке, а по зелёной стрелке – бывшая «Малая» царская пристань/бывший холодильник и нынешний яхт-клуб «Царская пристань».

Царские яхты 23

Южная бухта, Севастополь

Вернёмся к яхте «Штандарт».

В Европе практически не было ни одного императора, короля или президента, который бы ни посетил яхту, поражавшую всех своим великолепным внешним видом в сочетании с самыми последними достижениями кораблестроительного искусства, в полной мере нашедшими своё практическое применение при её постройке.

По воспоминаниям очевидцев: «Члены царской семьи свободно общались с членами экипажа и знали многих моряков по именам. Зачастую судовых офицеров приглашали на обед к царю. Когда царские дочери гуляли по палубе, завязывались беседы между ними и молодыми морскими офицерами, пытавшимися ухаживать за девушками. Даже зимой, когда яхта вставала на ремонт, узы судовой дружбы не ослабевали… …Когда дети были маленькие, к каждому ребенку прикрепляли матроса-няньку, в обязанности которого входило следить, чтобы подопечный не упал за борт. После того как дети подросли и, уйдя на берег, купались в море, «няньки» продолжали наблюдать за ними. По окончании навигации каждый из опекунов получал от царя золотые часы…».

Царские яхты 24

Царские дети вместе с матросами-«няньками»

Царские яхты 25

Великие княжны с офицерами яхты

И ещё интересная деталь. В качестве одного из способов обеспечения безопасности императора и императорской семьи у яхты «Штандарт» появился… двойник! Им стал крейсер (на фото ниже) «Алмаз».

Царские яхты 26

Крейсер «Алмаз»

Внешне «Штандарт» и «Алмаз» были весьма похожи: почти одинаковая длина корпуса; идентичный силуэт; у обоих по две трубы и по три мачты в одинаковом расположении.

Понятно, что профессиональные моряки могли отличить один корабль от другого. Но неспециалистам это было сделать затруднительно. Тем более, если «революционные неспециалисты» замышляли акт диверсии против яхты, её экипажа и её пассажиров.
Свои обязанности, если можно так выразиться, двойника яхты «Штандарт», крейсер «Алмаз» выполнял шесть лет: с 1906 по 1911 годы. Во время стоянок на якорях двойника всегда старались разместить ближе к берегу.

Революционеры добились своего: царская семья была изуверски убита, а яхта «Штандарт», как и яхта «Полярная звезда», со временем уничтожена.

В 1918 году яхта в составе Балтийского флота перешла из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, где была поставлена на консервацию и переименована в «18 Марта» – так называемый «день парижской коммуны», то есть в честь государственного переворота в монархической Франции и прихода в ней к власти «пролетариев» в 1871 году.

В 1936 году яхту Штандарт снова переименовали: из «18 Марта» в «Марти». И снова с «французским революционным уклоном» – в честь французского деятеля Коминтерна по имени Андре Марти.
Кроме переименования произошло ещё и переоборудование яхты в минный заградитель.

В качестве справки: В ноябре 1936 года минный заградитель «Марти» вступил в строй боевых кораблей Балтийского флота СССР и стал флагманом соединения заграждения и траления Балтийского флота. Корабль участвовал в Финской и Великой Отечественной войнах.

В 1938 году он получил наименование «Марти» и стал флагманом соединения заграждения и траления Балтийского флота.

Во время советско-финского конфликта в 1939 году минзаг успешно осуществил постановку мин у побережья Финляндии.

22 июня 1941 года минный заградитель «Марти» вышел в первый боевой поход по постановке минных заграждений в Финском заливе. Через два дня в водах залива были обнаружены германские подводные лодки. Моряки минзага в густом ночном мраке не только поставили мины, но и потопили одну из вражеских субмарин.

В ноябре 1941 г. минзаг «Марти» в составе других кораблей участвовал в походе по вражеским минным полям. В пути минзаг наткнулся на неприятельскую мину. От взрыва получил серьёзные повреждения, но продолжал поход и снял с острова Ханко 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, много снарядов, продовольствия. И сверх нормы около 800 тонн других грузов.

3 апреля 1942 года корабль стал одним из первых Гвардейским кораблей Балтийского флота.

В 1948 году корабль был разоружён, переоборудован в плавучую казарму и получил новое название – «Ока».

В 1961 году бывшая царская яхта «Штандарт» стала мишенью для отработки ракетных стрельб на флоте. И после получения ряда серьёзных повреждений по итогам стрельб её порезали на металлолом…

Так закончились морская жизнь и историческая судьба царской яхты «Штандарт»… И в заключении. Кроме архивных фотографий яхты «Штандарт» – весьма многочисленных – с ней можно ознакомиться, так сказать, воочию на киноплёнке.

В 1960 году на экраны советских кинотеатров вышел художественный кинофильм под названием «Мичман Панин», где снимались: Вячеслав Тихонов, Леонид Куравлёв, Михаил Глузский и прочие в дальнейшем ставшие популярными советские актёры.

Все основные события этого художественного фильма разворачиваются на борту эсминца под названием «Елизавета». А на самом деле это была яхта «Штандарт». И многое на ней, что можно рассмотреть в подробностях в кадрах кино – в частности машинное отделение и часть внутреннего убранства – сохранилось с царских времён.

 

 

 


Яндекс цитирования