Живопись и деньги.
История взаимоотношений
Что такое живопись?
Ответ, вроде бы как, очевиден: живопись, согласно энциклопедии – это вид изобразительного искусства, в котором на поверхность – дерево, штукатурка, камень, картон, холст, бумага, стекло, металл и т.д. – художник наносит какое-то изображение.
В привычном же понимании, так сказать, на бытовом уровне для подавляющего большинства людей живопись – это, по словам персонажа одного популярного сериала:
Если рассматривать живопись с позиции как просто изображения и не обязательно красками и маслом на холсте – то эта забава была с человечеством всегда.
Например, рисунки (на фото ниже) в пещере на Южном Урале, которая называется «Шульган-Таш»: по-башкирски приблизительно означает «исчезнувший камень», или «Капова пещера» по-русски. «Капова» – это от капающей с потолка воды.
Наскальные рисунки из «Каповой пещеры», Россия, Южный Урал
Часть рисунков, возраст которых 14-16 тысяч лет, выполнена красной охрой, часть – углём.
Кроме угадываемых изображений животных или контуров человеческих тел присутствуют и другие, если можно так выразиться, знаки, которые не поддаются идентификации или объясняющий их смысл интерпретации.
Подобных изображений, чаще на стенах пещер, множество по всему миру на всех континентах, с датировками рисунков порой в десятки тысяч лет ото дня сегодняшнего.
Живопись ли это?
Да, без всякого сомнения, живопись. Можно ли эту живопись купить в свою, так сказать, частную коллекцию живописных полотен? Можно.
Но только вместе с пещерой, если та будет выставлена на продажу. Были ли такие прецеденты? Да, были.
В сентябре 2021 года была продана за 2,2 миллиона американских долларов так называемая «Пещера картинок», точнее система из двух пещер с 17,4 гектарами прилежащей к пещерам территории, в основном лесом, в штате Миссури, США.
Покупатель пожелал не раскрывать своего имени.
В пещерах находится 300 разноцветных рисунков, самые древние из которых датируются 1100-1500 годами. На первый взгляд и не очень то и далёкая древность. Но всё дело в том, что эти пещеры являлись священными для индейцев племени «осейдж» – в них не только рисовали на стенах в основном углём, но и хоронили своих соплеменников, проводя соответствующие культовые ритуалы.
Данная «арт-сделка» ещё раз подтверждает абсолютную аморальность общества в США: сначала колонизаторы из «просвещённой» Европе убили более 5 миллионов коренных жителей нынешнего североамериканского континента, а теперь делают бизнес ни их могилах и на их культуре
Но мы немного отвлеклись. Вернёмся непосредственно к живописи.
С прагматической точки зрения начертание букв (иероглифов) – это тоже живопись. А каллиграфическое (на фото ниже) начертание их – уже искусство.
Китайский мир
Японский мир
Арабский мир
То есть буквы, слова или образы слов/понятий, написанные/нарисованные, прежде всего именно в рукописной книге, – это живописное изобразительное искусство.
В отличие от так называемых «чистых» картин, то есть: портретов, пейзажей, батальный сцен, исторических и мифологических сюжетов, библейской и языческой тематики, натюрмортов, анималистики, архитектурных и интерьерных зарисовок данное живописное искусство, то есть рукописная книга – имеет ТОЧНЫЙ смысл.
Точный смысл рукописной книги заключается в том, что она содержит в себе человеческую мысль, запечатлённую изображением слов. Книжную мысль можно принимать сердцем, с ней можно соглашаться разумом своим. Или спорить с ней и не принимать: ни за правду, ни за истину.
«Остромирово Евангелие», 1056 год
Страница «Лаврентьевской летописи», 1377 год
Страницы «Русского Летописца», 1649 год
Рукописная книга
Художник-переписчик
Печатная книга таковым изобразительным искусством не является, ибо изображение на бумагу в данном случае наносит печатный станок, или печатная машина, то есть, механизм, – а не рука человеческая.
Печатная книга – это штамповка.
Зафиксируем ситуацию, а именно: любая рукописная книга – это живописное изобразительное искусство: чернилами или красками на бумаге или пергаменте.
Можно ли подделать рукописную книгу? С точки зрения начертанного текста, то есть смысла, – нет, нельзя. Можно только подделать её внешний вид, форму, переплёт, шрифт и т.п., но невозможно подделать смысл.
Смысл можно только исказить. Или переводом с языка на языка, или на страницах другой книги. Несут ли картины в себе хоть какой-то смысл, как и книги? Какой-то несут. Но НЕОДНОЗНАЧНЫЙ. Потому что, в отличие от одинаково понимаемого слова того или иного языка его носителями, каждый видит (ощущает) в картине свой смысл (настроение) на своём «индивидуальном языке».
И объяснить это настроение и ощущение так, чтобы кто-то другой точно также проникся точно такими же эмоциями от увиденного, человек человеку не в состоянии.
Классический пример подобной неоднозначности – выскажу исключительно своё личное мнение! – это бурно разрекламированная белиберда (на фото ниже) Казимира Малевича под названием «Чёрный квадрат».
Типа «картина»
Подлинник этого «Чёрного квадрата» хранится в Третьяковской галерее в Москве. Его оценочная стоимость заявлена в 20 миллионов американских долларов. То есть за такую стартовую цену этот «шедевр» могут выставить на продажу на аукционе.
Поговаривают, что купить этот «шедевр» – если аукцион всё-таки состоится – могут и более(!) чем за 140 миллионов американских долларов.
Кто поговаривает? Специалисты, которые «это» считают и называют живописью. Для кого поговаривают? Так для тех, у кого столько денег, что девать им их просто некуда. И вот здесь мы непосредственно сталкиваемся с главным феноменом живописи, а именно: её связью с деньгами.
Картины в современном мире стали, если можно так выразиться, местом вложения и хранения денег. Порой оочень больших денег.
Художнику, чтобы жить, необходимо, чтобы его работы покупались. Поэтому художник жил заказами – чаще всего заказывали портреты, или росписи культовых сооружений, или те или иные групповые батальные и бытовые композиции для всеобщего обозрения в общественных местах и так далее. В этом случае художник гарантировано получал за свою работу денежное вознаграждение. Порой весьма и весьма приличное.
Например, итальянский художник Микеланджело Буонарроти за роспись (на фото ниже) Сикстинской капеллы в Ватикане получил от папы римского Юлия II 15 000 дукатов.
Сикстинская капелла, Ватикан
В качестве справки: дукат представляет собой монету из золота, весом 3,5 грамма. Таким образом, Микеланджело получил в качестве вознаграждения 52,5 кг. золота. При этом абсолютно не факт, что роспись капеллы мог осуществить только Микеланджело. Ему заказали – он сделал. Выполнил хорошо.
Художники становились востребованными современниками, прежде всего, исходя из убедительно доказанного ими их мастерства и таланта – и к ним приходили известность и слава. Естественно, такая удача улыбалась одному из сотен или тысяч других художников…
Например, тот же Рафаэль был мастеровитым художником. Но это совсем не значит, что в одно время с ним не жили не менее умелые мастера. Просто им не повезло по жизни, богатые клиенты не засыпали их заказами, буквально пропихивая в историю.
В наше же время востребованы стали только имена художников, раздутых рекламой про их гениальные творения до состояния товарного бренда.
Что это значит?
А это значит, что всё нарисованное таким «брендовым» художником стоит больших денег. Вот, например, этот (на фото ниже) всего лишь рисунок Рафаэля в 2012 году продан на аукционе «Sotheby’s» за 47,8 миллионов американских долларов.
Рафаэль Санти,
«Голова молодого апостола», 1519-1520,
картон, мел, чёрный уголь
Почти 48 миллионов американских долларов за кусок картона с изображением мужской головы… И в то же время каждую минуту на планете Земля кто-то умирает от голода и нищеты… Так сказать, почувствуйте разницу…
Чаще всего такой бренд раскручен искусственно с одной целью – чтобы картина/рисунок/набросок/эскиз – как просто товар – продавались как можно дороже. Вне зависимости от того, что изображено. Главное – кем изображено.
Ушлые музейщики, владельцы художественных галерей, представители аукционных домов или иные заинтересованное лица проводят агрессивную рекламную кампанию с привлечением ангажированных искусствоведов-пиарщиков, в которой те доказывают публике про «гениальность» того или иного автора – как уже почившего, так и ещё здравствующего.
90% людей не посещают музеи с целью специально полюбоваться, да ещё и с пониманием, картинами. Так, изредка зайдут в музей или художественную галерею, пройдутся по залам, мазнут взглядами на работы авторов, о которых специалистами сказано, что те «гении», выйдут на свежий воздух и тут же забудут, что видели, и чем надо было восхищаться. Для 90% людей картины не представляют собой вообще никакой ценности. Тем более – особой.
Они для них всего лишь возможная часть интерьера, висящая на стене – как мебель, шторы на окнах или горшки с цветами.
Кто из, как принято говорить, обычных людей станет платить миллионы долларов, например, за штору или за портрет какой-то особы из 15-16 века кисти старого мастера!?
Во-первых, зачем?
А во-вторых, где деньги брать на такую цацку, когда живёшь от зарплаты до зарплаты?
Так что, из обычных людей никто подобной несуразностью страдать не станет. А вот из необычных – будут страдать. Да ещё и как! Необычные - это те, кому деньги девать некуда. Например, золотой унитаз есть; дюжина арабских жеребцов в гараже припаркована; на крыше загородного дворца пара вертолётов и остального всякого по мелочи – от яхты до личного коммерческого банка – имеется. Но деньги всё равно не кончаются. Наоборот, сыплются и сыплются в закрома. А тут ещё и у остальных «таких же» всё аналогичное и в таком же приблизительно ассортименте. Скучно, самолюбие страдает, нет возможности блеснуть эдаким неожиданным, чтоб все завидовали.
И вдруг предложение – украсить стены своего дворца картинами гения, которых более ни у кого нет! Вся прелесть предложения именно в этом – ни у кого нет. Значи, надо брать. По любой цене.
При таком отношении здесь уже не интерес к живописному искусству ради самого искусства живописи. Здесь рыночный спрос на продукт, за который готовы платить, где покупатели соревнуются между собой толщиной кошельков, а не эмоциями продвинутых почитателей/понимателей, релаксирующих созерцанием игры полутонов на холсте под кистью гения.
И на таком рынке таким покупателям подыгрывают «специалисты», внося купленные картины в каталоги с ценой произведённой покупки, ниже которой эту картину в следующий раз на аукцион выставлять будет «не по правилам».
Таким образом, вышеупомянутую «Голову молодого апостола» будут торговать в следующий раз выше 47,8 миллионов долларов. С точки зрения здравого смысла нормального человека – это чистое безумие. Но мир владельцев больших денег – это и есть безумие в чистом виде. Этот мир абсолютно герметичен для 9/10 жителей планеты и живёт исключительно по своим внутренним законам.
Прочие жители планеты лишь наблюдают со стороны, что творится в мире «богатых безумцев», где алчность и тщеславие являются их языческими божествами. В мире, где каждое утро его обитатели молятся со словами: «Всю куплю, сказало злато…».
И вот здесь возникает весьма пикантная ситуация для этого самого злата и его владельцев. Пикантность в том, что, коль скоро есть спрос, то его надо удовлетворять. Но количество гениев ограничено, как и ограничено количество созданных ими произведений.
Какой же выход?
Выход простой – подсовывать безумным богатеям… подделки. Причём со всеми необходимыми экспертными заключениями, якобы гарантирующими подлинность той или иной картины того или иного гениального/раскрученного художника.
На рынке картин, продающихся под именами/брендами знаменитых/модных живописцев «крутятся» миллионы миллионов денег. Но данные астрономические суммы денег «крутятся», как утверждают разные источники, вокруг… фальшивок, составляющих более 70% этого самого рынка.
Именно поэтому покупатели, оплачивающие дорогие картины, чаще всего предпочитают скрывать свои имена, производя покупку, например, на аукционе абсолютно инкогнито. Их можно понять. Потому что вместо возможности пофорсить обладанием шедевром «за очень дорого», можно стать посмешищем среди «своих», когда вдруг выяснится, что приобретён не шедевр, а куплена – прошу извинить за мой французский – поддельная туфта.
Кстати, здесь нет ничего нового. История подделок насчитывает тысячелетия во всех цивилизациях и на всех континентах.
Так, например, египетские «специалисты» поставляли множества подделок ритуальных статуэток или иных храмовых священных предметов своей религии грекам и даже далее: в Среднюю Азию или Китай.
В Римской империи вдохновлялись культурным наследием древних греков – многие патриции стремились обладать шедеврами этой культуры. И точно также многие из них приобретали подделки: статуй, керамики, бытовой утвари и так далее, и тому подобное.
Но вернёмся в день сегодняшний на рынок живописного искусства.
Как делаются подделки?
Есть разные варианты. Вот один из них.
Специальная группа заинтересованных граждан начинает заниматься той самой раскруткой имени/бренда какого-нибудь почившего художника, который не стал знаменит при жизни, от которого осталось наследие в 10-20 картин. Может, и того меньше.
Заинтересованные граждане сначала сочиняют ему творческую биографию, полную драматизма, и подряжают со стороны какого-нибудь студента (студентов) с факультета живописи нарисовать ещё штук 100-200 картин в такой же манере, как предложенная их вниманию работа/работы.
Студенты, незнакомые друг с другом, рисуют «в тёмную», не вникая, зачем это надо заказчику, который оплачивает их работу.
Через некоторое время заинтересованные граждане начинают «творчество» практически ими же выдуманного художника с выдуманной судьбой и биографией настырно проталкивать на рынок.
Под эту раскрутку подключаются – конечно же, не бесплатно! – искусствоведы с очень солидными репутациями: картины придуманного автора с версией об открытом недавно непризнанном при жизни гении внедряются на выставки, статьями в специализированные журналы, затем в профессиональные и солидные каталоги, то есть обретают жизнь и начинают продаваться всё дороже и дороже.
Причём, самые первые покупки осуществляют именно заинтересованные граждане через подставных лиц, тут же устраивая широкую информационную накачку масс-медиа по совершённым сделкам.
И вот уже богатые безумцы начинают наперегонки гоняются друг с другом, дабы прикупить очередной холст «гения», растолкав локтями, то бишь кошельком, конкурентов.
А так как запас «авторских работ» создан заранее и по легенде, типа, свален в кучу на даче у какой-нибудь дальней «родственницы» художника, попавшей в житейские финансовые затруднения и вынужденной избавляться через «хороших людей» от картин родственника, то все предварительно вложенные в этот блеф деньги отбиваются с огромными-преогромными плюсами.
Метод не быстрый, но очень прибыльный.
Для тех, кто всё это раскрутил.
Здесь чистой воды психология: богатые сами не могут проверить «гениальность» художника, так как в живописи не разбираются от слова совсем. Но они доверяют «консультантам», «специалистам», «искусствоведам» и своим глазам, когда видят, как товар реально круто покупается на вполне легитимных и законных площадках, где торгуют живописью.
И, как говорят в определённых кругах, «круто попадают на деньги». Такая вот «живописная мафия»… Да, это метод создания «гения», как говорится, с нуля. А вот как подделать действительно известного всему миру и признанного «гением» художника? Оказывается, можно подделать и признанного.
Здесь применяется один из методов под названием: неизвестное полотно известного мастера, обнаруженное совершенно случайно где-нибудь в чулане или на чердаке.
Небольшое уточнение. В изобразительном искусстве существует такое понятие как «провенанс». С французского языка «provenance» переводится: происхождение, источник.
Практическая суть понятия в следующем: картина должна иметь свою историю: где выставлялась; в каких коллекциях – частных или музейных – побывала; кем, куда и когда перепродавалась. На основании данной информации, то есть «провенанса», осуществляется публичная атрибуция картины, означающая подтверждение авторства. Если с этим самым «провенансом» всё в порядке, то и стартовая цена работы возрастает.
Как обойти «провенанс»?
Можно подменить оригинал отлично сработанной копией.
Такие специалисты-копировщики есть. Это плотно закрытая для широкой публики узкая корпорация. Сами копировщики не рискуют абсолютно ничем. Потому что непосредственно процессом фактической подмены занимаются другие люди.
Или можно перелицевать картину. Метод такой: находится старый холст (15-19 века) абсолютно неизвестного широкой публике художника, но написавшего картину в одно время в манере раскрученного гения исключительно по совпадению манеры. Подпись неизвестного мастера стирают и наносят подпись «гения».
Экспертиза подтверждают, что холст действительно старый, «из того времени», а «провенанс» удовлетворяют ложной информацией о случайно и неожиданно обретённом холсте. Холсте (по возрасту которого распознать подлог невозможно), который до этого нигде и никогда не мелькал, так как был заброшен самим автором по причине минутного творчески-психологического срыва. Типа, выкинул в «мусорное ведро» и забыл. Или кому-то когда-то просто подарил, и картина кочевала из поколения в поколение в пределах одной семьи, нигде не выставляясь и о существовании которой не подозревали искусствоведы.
Этот метод особенно хорошо применяется к художникам, которые рисовали ну уж очень плодовито – сотни и тысячи больших и, самое главное, маленьких полотен. Как, например, Айвазовский. Этот художник писал так много, что даже при наличии «провенанса» на его известные работы никого не удивит появление, очередного, кисти Айвазовсксого морского пейзажа, типа, доселе неизвестного.
Или Амедео Модильяни – весьма дорого продаваемый нынче автор, которые был «прописан» в «гении» только после своей смерти.
Проживая в районе Монпарнаса, богемного квартала Парижа, и влача практически нищенское существование среди таких же нищих коллег по искусству, он порой оплачивал свой обед в кафе рисунками и небольшими картинами. Сейчас эти картины и рисунки продают за миллионы американских долларов. Кто тогда вёл учёт того, сколько и в каких именно рисунков Модильяни оставил в кафешках за еду?! Абсолютно никто не вёл. И сейчас – это просто золотая жила для подделок «под Модильни» на продажу под ловко кем-то раскрученный после его смерти фамилию/бренд «гения».
В 1917 году Модильяни написал картину «Прекрасная римлянка» (на фото ниже).
«Прекрасная римлянка», Амедео Модильяни
Насколько прекрасна изображенная на картине римлянка – дело вкуса. Как и то, насколько само изображение гениально с точки зрения сочетаний цвета, уверенности мазка, композиционной драматургии, игры света-тени, передачи настроения, глубины внутреннего мира позирующей и прочих заумностей – тоже дело вкуса.
Но вот цена за эту римлянку, бесспорно, очень «вкусная» – в 2010 году в Нью-Йорке на аукционе «Sotheby’s» полотно размерами 100x65 сантиметров неизвестный покупатель приобрёл за 68,96 миллионов американских долларов.
Зафиксируем ситуацию, а именно: искусство живописи представляет собой абсолютную условность, не имеющую никакой практической значимости для людей. Как и любое искусство, живопись – это из разряда развлечений, прежде всего – для зрителя.
Развлечение же – это праздное время препровождение, не обременённое никакой материальной пользой для человечества.
Но если какие-то безумцы считает возможным лично для себя развлекаться за миллионы долларов, то почему всем остальным это должно навязываться, как «гениальность»?
Взгляните на эти картины, уважаемые читатели, и проникнитесь – если сможете – их «гениальностью»:
Картина «Алжирские женщины (версия О)», Пабло Пикассо,
в мае 2015 года продана на аукционе «Christie’s» в Нью-Йорке
за 179 миллионов американских долларов
Василий Кандинский,
«Картина с белыми линиями»,
в июне 2017 года картина продана на торгах «Sotheby’s»
за 41,8 миллиона американских долларов
Хаим Сутин, «Бычья туша»,
картина продана в 2015 году на аукционе «Christie’s»
в Нью-Йорке за 28,2 миллиона американских долларов
Вот уж воистину изобразительное «искусство» для «элиты»:
В этом смысле искусство выращивать хлеб, защищать Родину или учить детей – куда как более необходимы, чем игра на публику в показушную интеллектуальную и художественного вкуса «избранность» кучки сходящей с ума от своего богатства «элиты».
Пока «элита» миллионами денег сходит с ума от «гениальных» художников, нормальные люди по рублику скидываются всем миром на то, чтобы собрать деньги на дорогостоящую операцию тому или иному ребёнку-инвалиду.
Сегодня мы наблюдаем планетарное обострение идолопоклонства, в данном случае – живописного.
Причём это явное идолопоклонство всячески пытаются дезавуировать многочисленными заказными рассуждениями о гениальности творчества отдельных художников, как умении ими показать уникальность собственного видения мира. Те же, кто это уникальное видение не разделяет, сразу определяют в число плебейских обывателей, не способных на поступок, жест или действие.
На это утверждение сразу возникает вопрос: а под каким гениальным озарением личностного видения мира художник Ван Гог, называемый «экспертами» одним из самых известных и влиятельных художников всех времён, сам себе отрезал мочку уха?
Ведь это не что иное, как жест, поступок и действие сумасшедшего с мазохистскими и даже суицидальными проявлениями.
Или это такой себе уход от мирских забот и творческое озарение членовредительством по созданию своей художественной индивидуальности во имя служения искусству?
Даже интересно, много ли из читающих эти строки тех, кто глубоко знаком с творчеством Ван Гога и восхищён этим творчеством до самой глубины своей души? Ведь, как говорят, «самый влиятельный художник всех времён»…
Или Сальвадор Дали, тоже «гений», читал лекции в водолазном костюме, заявляя при этом, что ему так легче плавать в океане своего подсознания. Хорошо ещё, что не плавал в выгребной яме без водолазного костюма… Это же явное галлюцинаторное восприятие мира, вызванное глубокими психическими расстройствами.
И если «гениальная» живопись создаётся умалишёнными, то какой от неё прок для психически нормального человека? Так сказать, вникая – самому сходить с ума?
Идолопоклонство, это – в том числе – и назначение некоторых художников «гениями», а их картин шедеврами, чтобы потом поклоняться этим идолам деньгами.
У богатых свои причуды. И чем богаче, тем причудливее вкусы и предпочтения.
В книге пророка Исаии на сей счёт сказано абсолютно исчерпывающе: «Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены…
Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены».