Исторические загадки можно условно разделить на две группы. Проблема в первой группе исторических загадок состоит в затруднении объяснения смысла тех или строений, конструкций, зданий, изображений и так далее, дошедших до нашего времени. То есть точно сформулировать в прикладном смысле для чего, например, на плато Наска в Перу (на фото ниже) нанесены огромные изображения: паука – 47 метров, орла – 134 метра и прочих звероподобных и человекообразных существ, которые можно разглядеть только лишь высоко поднявшись в небо?
Перу, плато Наска
Во второй группе исторических загадок проблемой является отсутствие в разумном временном интервале датировки создания тех или строений, конструкций, зданий, изображений и так далее, дошедших до дня сегодняшнего.
Как, например, с городищем (на фото ниже) в Челябинской области, обнаруженном в 1987 году и получившим название Аркаим. Городище имело систему канализации, водостоков и колодцев в каждом доме.
Россия, Челябинская область, Аркаим. Реконструкция
Учёные датируют строительство городища III-II тысячелетием до нашей эры в эпоху бронзы. Разброс в 1000 (!) лет (!), а то и более, говорит о том, что учёные не знают, когда Аркаим был построен.
Кстати, название укреплённому городищу дали сами современные учёные. Как его называли те, кто его построил, – информации нет.
Однако нам не надо ехать за загадками на Южный Урал или в Южную Америку, так как в Крыму есть своя каменная загадка, на вопрос о которой: «Когда же она построена?» – современные учёные (и их предшественники) точного ответа не дадут, а разойдутся во мнениях на сотни лет.
Речь идёт о Сюйреньской крепости («Острая пика»), находящейся в Бельбекской долине возле села Большое Садовое. Крымско-татарское название села – Таш-Баст, что переводится, как «камень придавил».
На фото ниже показано месторасположения крепости:
По красной стрелке – мыс Куле-Бурун («башенный мыс»);
по синей стрелка – мыс – Ай-Тодор («святой Феодор»);
по белой стрелке – мыс Дженыче-Бурун («приятный мыс»).
Пётр Иванович Кеппен (Кёппен), русский учёный немецкого происхождения, историк, этнограф, географ, в 1833 году сделал первые (на фото ниже) схематичные зарисовки месторасположения крепости, опубликованные в «Крымском сборнике о древностях южного берега Крыма и горах Таврических».
П.И.Кеппен писал: «На вершине скалы видна башня, доныне не посещённая ни одним из путешественником».
Здесь учёный, скорее всего, не совсем прав – крепость посещали задолго и до него. И посещали её не праздные путешественники, а вполне конкретно использовали местные жители под свои нужды. Другое дело, что из глубины веков до нас не дошло никаких письменных воспоминаний или описаний крепости. Да и не факт, что это письменные документы вообще были.
Монастырь Челтер-Коба («решётка-пещера») по Кеппену, сегодня является мужским монастырём имени святого великомученика Феодора Стратилата.
Пунктир по зелёным стрелкам – это тропа, ведущая на мыс к крепости;
по красной стрелке – оборонительная башня;
а по синим стрелкам – оборонительные стены.
Ниже их можно будет увидеть на фотографиях.
Попасть в крепость, точнее в то, что от неё осталось, несложно: с автомобильной трассы и от села Большого Садового стоят указатели и «промахнуться» практически не возможно.
Надо пройти через село Большое Садовое по улице Санаторной (она указана на фото выше) в южном направлении и оказаться у подножия интересующего нас мыса Куле-Бурун:
По красной стрелке – мыс Куле-Бурун, по синей – мыс Ай-Тодор.
На мысе Куле-Бурун – Сюйреньская крепость, справа от мыса Ай-Тодор («завернуть за угол») – мужской монастырь.
Далее (на фото ниже) по тропе пройти с подъёмом вдоль мыса (по левое плечо), подняться на мыс и уже на нём, по старой, сохранившейся в веках дороге, выйти к оборонительной башне и стенам самой крепости.
Тропа в урочище (по Кеппену) Кизильник
Поворот вправо на монастырь
Дорога по мысу Куле-Бурун в сторону крепости
Снизу: ни с автомобильной трассы, ни из села Большое Садовое – ровным счётом ничего толком не видно: урочище с тропой; лес вокруг, в основном буковый и грабовый; обычная крымская тропа, уводящая «тягуном» куда-то вверх; потом короткий подъём влево с поворотом на 180 градусов; остатки старинной дороги, проход по которой составляет 200-300 метров. И вдруг через листву и стволы деревьев проявляется мощная башня и не менее мощные оборонительные стены!
По красной стрелке на фото ниже – грунтовая дорога, переходящая в тропу для движения на мыс Куле-Бурун: его часть видна на правой стороне фото. По синим стрелкам – поворот в сторону монастыря.
Расстояние от автомобильной трассы до крепости на мысе Куле-Бурун – не более 3 километров. Площадь территории крепости, находящейся за оборонительной линией, составляет около 1,7 гектара. Длина стены, краями выходящая на обрывы, равна приблизительно 110 метрам, высота стен – 4,8 метра, толщина – 2,5 метра. Стена сложена в две линии из массивных известняковых блоков на известковом растворе, между которыми (на фото ниже по красной стрелке) забутован камень.
Башня была двухэтажная: диаметром 8 метров и высотой 10 метров. И вот здесь начинается самое интересное, с точки зрения исторической информации. Учёные датируют возведение крепости разными датами, интервал этой разницы составляет разброс от VI до XII веков нашей эры.
Более 600 лет!
О чём это говорит?
О том, что в имеющихся у учёных письменных документах: византийских, римских, арабских, готских, татарских – хрониках, летописях, воспоминаниях путешественников по Тавриде и так далее – нет указания даты постройки крепости. Пусть даже приблизительной. У учёных же имеются только гипотетические предположения с разбросом более чем в полтысячи лет относительно того, кто построил крепость.
Учёные свои умозаключения о крепости связывают исключительно с деятельностью византийцев на полуострове. Отталкиваясь от строительных приёмов, применённых при возведении крепости (башни и стен), византийский след для учёных очевиден. Присутствие же в башне христианского храма – о нём пойдёт речь ниже – на взгляд учёных является максимально доказательным свидетельством для принятия за истину того, что крепость эта византийская.
Но вот являются ли данные крепостные артефакты вместе с христианским храмом первичными, или до византийцев на этом месте уже существовали оборонительные укрепления, а византийцы (греки) всего лишь перестроили их под свои нужды – учёные ничего вразумительного не говорят.
В 1848 году крепость посетил известнейший русский археолог граф Алексей Сергеевич Уваров (1828-1884 гг.). Сопровождавший его художник М. Вебель зарисовал (на фото ниже), то, какой они увидели крепость:
Рисунок Вебеля Сюйреньской крепости
Готское название крепости – Сциварин (Шиварин). Фортификационно, то есть на языке военных строителей, система внешнего укрепления крепости представляет собой две куртины, сходящиеся под тупым углом к круглой башне, как главного центра обороны от внешней атаки.
В качестве справки: куртина – прямой крепостной вал.
На нижнем (первом) этаже башни (на фото ниже) находились бойницы (по синей стрелке), а на втором этаже – перекрытие было деревянным – функционировала церковь, стены и купол которой были расписаны фресками. На фото ниже (по красным стрелкам) хорошо видны выемки в стене для крепления балок, державших на себе перекрытие под второй этаж:
По воспоминаниям Кеппена алтарь церкви был обращён на юго-восток, а сама церковь освещалась естественным образом через три заалтарных окна.
Кеппен достаточно подробно описывает фрески: «Над ними по круглому своду начиналась живопись, писанная на известке. Она много пострадала и почти везде видны плитки свода. Фрески составляли полосу изображений, идущих вокруг купола, и образа между собою отделены были рамками. Сверх того, в нише одного из боковых окон, видны также остатки живописи…».
И вот что очень важно: «Эти фрески принадлежат к древнейшим остаткам греческого письма, сохранившегося на полуострове».
Фрески (на фото ниже), по зарисовкам художника Вебеля, выглядели так:
В 1867 г. Сюйреньскую крепость исследовал Григорий Эммануилович Караулов (1824-1883 гг.) – археолог и историк литературы – написавший об увиденных в церкви башни фресках следующее: «Это явно священные изображения, писанные по извести живыми и ясными красками и принадлежат, по видимому, к лучшей эпохе византийской живописи. Вокруг плафона ясно можно разглядеть только одну фигуру с ореолом над головою. Как кажется, это фигура Божией Матери.
Затем следующая фигура, кажется Спасителя, тоже с ореолом над головою, обозначается довольно отчётливо; но судить о значении всех прочих фигур и украшений трудно, так как обвалившаяся штукатурка унесла все верхние их части…
…Но стан, руки, ноги и платье сохранились хорошо, почти у всех этих фигур. Лица всех фигур, которые можно разглядеть, а равно и открытые части тела, то есть шея, руки и ноги – весьма правильного и хорошего рисунка; тоже самое должно сказать и обо всех драпировках. Краски хорошо сохранились только тёмно-коричневая, желтоватая и красноватая…».
Г.Э.Караулов оставил свою зарисовку (на фото ниже) крепости:
На фото ниже приведены зарисовки Г.Э Карауловым фресок и изображения креста на куполе храма:
На сегодня второго этажа в башне – нет. Соответственно, нет и храма.
От фресок, на которых было изображено: «Композиция рождества Христова на фоне горного пейзажа. В пещере – лежащая на ложе богоматерь у яслей. На переднем плане у купели – две фигуры служанок. С краю направо – согбенная фигура Иосифа. Далее, в специальном обрамлении – низ прямоличной фигуры в пышно орнаментированном одеянии. Еще дальше шла, по-видимому, композиция Благовещения. Фигуры архангела и богоматери в рост…
…В юго-восточной нише окна замечаются контуры фигур двух ангелов в рост с рипидами…», нынче (на фото ниже по зелёным стрелкам) – практически ничего не осталось:
Фотографии за 2018 год
В качестве справки: рипиды представляют собой богослужебные предметы в виде укреплённых на длинных рукоятках металлических кругов с изображениями на них шестикрылых ангелов, «Серафимов».
Пройдёт ещё пара десятков лет – и останутся только каменные блоки. А бывшие на них изображения фресок сохранятся только на фотографиях, сделанных туристами, да в воспоминаниях, сохранённых картинками в научных трудах историков, археологов и краеведов.
Можно ли попытаться восстановить то, что было, используя зарисовки исследователей крепости, сделанные ими в 19-ом веке? Наверное, можно…
По официальной информации, комплекс «Сюйреньская крепость» с 2015 года является объектом культурного наследия федерального значения. Однако что под этим подразумевается, так сказать, в практическом плане – тайна сия велика есть. В Сюйренськой крепости есть ещё одна загадка, которая является причиной бурной дискуссии энтузиастов историко-мистического с историко-учёным сообществом крымских краеведов. Речь идёт о так называемых «каменных ликах».
На самом краю мыса (на фото ниже по синей стрелке), на который от башни и стен ведёт тропа, находится природная ступенька на небольшой балкончик, нависающий над обрывом.
Ступив на балкончик и, обернувшись назад, в торцевой части ступеньки можно увидеть (на фото ниже) два человеческих (мужских) лица, вырубленные в скальном массиве.
Мистики, по одной из версий, утверждают, что в одной из пещер Бельбекской долины спрятан «святой Грааль» и «лики» своими взглядами указывают на место расположения пещеры.
По другой версии каменные лики – это изображения лица Тамерлана, великого завоевателя древности. Третья версия гласит, что лики вообще вырублены инопланетянами, а Бельбекская долина – их бывший космодромом. И прочие аналогичные предположения в зависимости от «глубины мистического» в головах создателей версий можно услышать относительно этих ликов.
Однако крымские краеведы из числа историков говорят обратное, а именно: лики представляют собой, так называемые, «новоделы», высеченные в скале каким-то романтиком в 60-70 годы века XX-го. Не берусь оспаривать или соглашаться, как с теми, так и с другими – под каждой крышей свои мыши.
И в завершении нашего похода пара фотографий с северной оконечности мыса Куле-Бурун:
Село Малое Садовое
Село Большое Садовое
И пара фото Сюйреньской крепости с высоты полёта птиц:
Приятного путешествия по крымским загадкам и незабываемых впечатлений при их разгадывании!