Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Архимандрит Сергий (Рыбко) и российское военно-патриотическое движение

Архимандрит Сергий (Рыбко) и российское военно-патриотическое движение

E-mail Печать

Есть такие люди в России, но, к сожалению, их очень мало.

Архимандрит Сергий (Рыбко) и российское военно-патриотическое движение

12 июля 2022 года скончался архимандрит Сергий (Рыбко). Человек он был необычный во всех отношениях, и конечно, его кончина не осталась незамеченной.

Вспоминают его миссионерскую деятельность, проповеди на рок-концертах, борьбу с извращенцами, громкие заявления для СМИ по актуальным общественным вопросам. Но при этом мало кто знает, что он внёс очень большой вклад в российское патриотическое движение. Мне довелось лично быть свидетелем многих событий, связанных с архимандритом Сергием и русским патриотическим движением. Хочу поделиться увиденным и услышанным.

Пример архимандрита  Сергия, как вдохновителя и организатора, очень важен, особенно сейчас, когда наша страна переживает непростые времена.

Православное военно-патриотическое движение

Прежде всего расскажу о том, что такое военно-патриотическое движение.

Этот термин относится не к организации, а к общественному явлению. Основной формой движения является военно-патриотически клуб (ВПК).

ВПК – местная организация, которая ведет воспитательную и образовательную работу с детьми и подростками во внешкольном, досуговом формате. Как правило, методика работы клубов имеет три составляющие – спорт (варианты рукопашного боя), военная подготовка (допризывная, десантная, казачья, морская и др.) и идейно-духовная (история, военная культура и прочее).

География распространения клубов весьма широка. Они присутствуют во всех регионах России, практически во всех городах и даже в некоторых крупных сельских населенных пунктах.

Первые клубы возникли в Советском Союзе в 1970-х годах. Своего максимального развития в качественном и количественном отношении достигли во второй половине 1980-х годов. Это связанно с участием в работе клубов ветеранов афганской войны – «афганцев» и угасанием пионерской и комсомольской организаций. С распадом СССР ВПК не прекратили своё существование.

***

В 1990-х годах представители Русской Православной церкви активно искали новые для себя формы работы с детьми и молодёжью. В результате появляется первый православный военно-патриотический клуб «Пересвет». Он был создан в Троице-Сергиевой лавре в 1996 году. Но справедливости ради надо отметить, что первыми клубами, которые стали применять православные практики в своей работе, были казачьи организации, которые стали появляться ещё в конце 1980- х годов.

С начала 2000-х православные клубы появляются по всей стране. Действуют они при монастырях, в приходах РПЦ, в православных учебных заведениях. Их работа признаётся очень эффективной. Подростки весьма увлечены, с удовольствием посещают занятия в клубах, при этом активно происходит воспитательный процесс.

В то время был рост православных общественных структур и усиление их влияния на российское общество. Было ощущение, что вскоре вся Россия вернётся к вере предков, и как следствие, произойдёт серьёзное нравственное преображение всего общества.

Православные ВПК шли в авангарде этих процессов. Возникает идея создания объединения таких клубов, с основной целью – тиражирование их передового опыта по всей стране. В 2004 году создаётся Ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг». В 2005 году «Стяг» проводит слёт ВПК на Куликовом поле.

***

Первую половину 2000 -х годов можно назвать золотым временем молодёжных организаций. В 2004 году на Украине победил первый майдан, в его победе сыграли определяющую роль молодёжные движения, которые финансировались западными фондами. Российское руководство увидело угрозу со стороны подобных организации, и дало зелёный свет на создание российских патриотических молодёжных движений. Самая крупная и известная организация того времени «Наши».

В тоже время на военно-патриотическое движение никто не обращает внимание. Хотя оно обладало самой мощной ресурсной базой — количество и качество участников, материальные возможности (помещение, спортзалы, снаряжение), география распространения. Развитие ВПК сдерживало только отсутствие финансирования. При этом большие финансы пошли на разные молодёжные проекты, но всё мимо военной патриотики.

И всё же на «Стяг» обратили внимание наши православные братья из Санкт-Петербурга. В этом городе под руководством настоятеля Александро-Невской лавры создавалось новое молодёжное движение Славянский молодёжный союз (СМС).

СМС это не только один из молодежных проектов того периода, но и попытка создания международной организации, с вовлечением молодёжи из Белоруссии и Украины. Кроме того, инициировали СМС православные люди, они же и определяли идейную повестку союза.

Меня, как одного из руководителей Ассоциации военно-патриотических клубов «Стяг», пригласили на заседание оргкомитета СМС, который должен был пройти в Москве в гостинице «Университетская».

Собралось нас человек 15-20. Были люди из Санкт-Петербурга, Москвы, представители разных патриотических, православных молодёжных организаций.

Среди приглашённых был игумен Сергий (Рыбко). Он безусловно являлся знаковой фигурой для православного молодёжного движения.

Сидел он рядом с настоятелем Александро-Невской лавры. Большой, в очках, ничем себя особенно не проявлял. Даже в какой-то момент заснул, дело в том, что он был болен сахарным диабетом и время от времени у него наступало сонливое состояние.

Каждый присутствующий высказывал свои мысли, и очередь дошла до меня. Я, кратко доложил, что такое военно — патриотическое движение, что такое «Стяг» и их значение в будущей молодёжной православной организации. Как раз отец Сергий проснулся и внимательно выслушал мою речь, после чего опять погрузился в некое подобие сна.

После заседания батюшка подошёл ко мне и сказал:

— Здравствуйте Александр! Я, хочу вас пригласить на обед.

Признаюсь, я был удивлён.

Мы спустились в ресторан гостиницы. Батюшка сразу сказал, что хочет на своём приходе создать военно-патриотический клуб, что бы в нём занималось много детей и молодёжи не меньше 200 человек, чтобы была славяно-горецкая борьба, чтобы воспитывали много патриотов, и что он очень рассчитывает на мою помощь. На это я ему ответил:

— Отец Сергий,  это дело не дешёвое!

Акцент на средствах я сделал, потому что хорошо знал, что руководители приходов очень неохотно выделяют деньги на подобные проекты. А средства были  важны !  На одном энтузиазме было очень трудно вести эту деятельность.

— У нас на это деньги найдутся. Мы богатый приход. Мы не поскупимся на это дело. — был ответ русского священника.

Он рассказал, что в московском районе Бибирево («спальный» район Москвы) его приход, а при нём сестричество. Они строят новый храм. Этот храм очень большой и посвящён всем московским святым, и именно здесь батюшка планирует открыть военно-патриотический центр.

После этой встречи, а она произошла в декабре 2005 года, мы с отцом Сергием начали вместе работать. Наши совместные труды продолжались более десяти лет.

Создание центра военно-патриотического воспитания в Бибирево

К этому времени военной патриотикой я профессионально занимался уже несколько лет. Мне хорошо было видно, как благотворно на души мальчиков влияют занятия в наших клубах. Я видел, как важно создание военно-патриотических клубов на приходах Русской Православной церкви. Необходимо было как можно больше подростков охватить этим делом.

В то время подобной работой занимались немногие. Через десять лет в России стала реализовываться программа кадетских классов в общеобразовательных школах. На 2022 год таких классов в нашей стране насчитывается 8 тысяч.

***

Через неделю мы с отцом Сергием встретились у него на приходе, это храм сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Лазаревское кладбище было уничтожено в советское время, но храм остался, он находится в Москве не далеко от метро Рижская.

На встречу я позвал  человека, который по моему мнению должен был заниматься рукопашным боем. Пообщавшись, мы   отправились в Бибирево, где строился тот самый храм, при котором и должен был появиться новый православный военно-патриотический центр.

В Бибирево мы увидели cтены строящегося храма, они поднимались от фундамента на 2 метра, не больше. Однако масштабность стройки была очевидна.

Отец Сергий повёл нас на цокольный этаж. Тут кипела уже жизнь — действовал храм в честь Святителя Николая Японского, работала церковная лавка. Пошли в глубины этого полуподвального царства. За боковой дверью открылось огромное пространство тускло освященное светом, который шёл из окон, расположенных под самым потолком.

Всё   было завалено строительным, мусором. Обойдя его по периметру, мы вышли под то место, где наверху должен быть главный алтарь храма. Именно тут по замыслу отца Сергия расположится военно-патриотический центр. Батюшка не без гордости сообщил нам, что этот цокольный этаж, он же фундамент храма, так хорошо устроен что может выдержать взрыв ядерной бомбы. И ещё он добавил через 2 месяца здесь будет спортзал, помещение для занятий.

Признаюсь честно, я ему не поверил, но всё было сделано не за два месяца, а намного раньше.

Первое занятие с детьми мы провели 27 января 2006 года. Это был день памяти святителя Саввы Сербского (по сербскому церковному календарю), в моей жизни покровительство этого святого имеет большое значение.

За очень короткое время детско-юношеский военно-патриотический центр в Бибирево превратился в ведущую организацию этого направления. Здесь действовали — Центр русского рукопашного боя имени Александра Суворова, военно-патриотическая дружина «Доброволец», молодёжный отряд «Шквал», клуб военно-исторической реконструкции и ещё несколько организаций. Также был создан музей Русского добровольческого движения.

И действительно одновременно здесь занималось не менее 200 детей и подростков. Многие из них благодаря патриотическому центру прикоснулись к нашей Православной вере.

Изначально я не планировал заниматься с детьми в этом месте. Но отец Сергий предложил развивать тему русских добровольцев, которым я являлся. Вдохновлённый батюшкой, я создал здесь детско-юношескую дружину «Доброволец» и музей Русского добровольческого движения.

Взгляды отца Сергия

Отец Сергий был очень патриотичным человеком. При этом он был ярым антикоммунистом.

Он происходил из семьи советских партийных функционеров. Будучи молодым человеком в конце 1970-х годов, решительно восстал против коммунистической идеологии и стал хиппи. В среде свободных хиппарей он знакомится с православием, и это знакомство определяет его дальнейшую жизнь.

Жизнь во Христе привела его в монастырь – только что открывшуюся Оптину пустынь. Здесь он принимает монашеский постриг.

В Москве, будучи настоятелем храма сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, он развил кипучую деятельность. Вокруг него собирались многие из тех с кем он когда-то хипповал, ставшие в последствии православными патриотами.

Отец Сергий был деятельным пастырем, ярким представителем православного патриотизма. Этим обусловлено появление военно-патриотического центра в Бибирево, помощь общественным патриотическим объединениям.

В 2014 году он горячо приветствует Русскую весну и организует сбор и доставку помощи народу Новороссии. В 2018 году на территории церкви на Лазаревском кладбище был установлен памятник святому царю-мученику.

Архимандрит Сергий (Рыбко) и борьба за Новороссию

Как только начались события на Украине в 2014 году батюшка занял самую решительную позицию по поддержке Новороссии.

Он один из первых церковных деятелей, кто организовал сбор гуманитарной помощи и отправку её нуждающемуся населению Донбасса. Грузовики, которые принадлежали приходу отца Сергия, везли груз до Каменска – Шахтинска, откуда помощь нелегально проникала через границу.

По вопросу помощи Новороссии с отцом Сергием мы встретились в конце мая 2014 года. К этому времени нашей казачьей организации удалось собрать средства на покупку радиостанций и медикаментов. Но мне очень хотелось самому съездить на Донбасс, особенно в Славянск, где командовал Игорь Стрелков, с которым мы вместе много лет назад воевали в Сербской Боснии. Поехать хотелось, но серьёзного повода для этого не было.

Узнав о том, что мы знакомы со Стрелковым, и что мне хочется поехать в Новороссию, батюшка предложил отвести икону для ополченцев. Икона эта должна быть особенной – образ Георгия Победоносца с частицей мощей.

Найти частицу мощей этого удивительного святого было не просто, отец Сергий приложил к этому много усилий.

Икону я получил уже когда Славянск был оставлен нашими ополченцами. Мне предстояло ехать в Донецк, где в это время находился министр обороны Донецкой Народной Республики Игорь Иванович Стрелков.

Это была удивительная поездка.

В Ростовском аэропорту я должен был встретить группу первых сербских добровольцев. Необходимо было им помочь освоиться.

Дальше мой путь лежал на Донбасс.

В начале июля 2014 года легальных путей проникнуть в восставший Донецк практически не было. Нельзя было просто купить на ростовском вокзале билет, сесть в автобус и поехать.

Необходимо было искать обходные пути. Никаких реальных вариантов пересечь границу у меня на тот момент не было.

На ростовском автовокзале, который я выбрал исходной точкой для рывка на Донбасс, перебирал варианты, звонил разным людям. Но увы ничего, совсем не получалось.

Помню, я позвонил своей жене – Татьяне, рассказал про своё положение. Она сказала мне;

— С тобой же святой Георгий, помолись ему!

Я и сам понимал, что иного пути у меня просто нет. Без помощи свыше икону мне в Донецк не доставить.

Вскоре раздался звонок, номер мне не знакомый, а голос в трубке даже очень знакомый. Звонил атаман Верного казачества, организации которая действовала на Украине до майдана 2014 года.

Союз верных казаков всегда стоял на общерусских позициях, он был верен заветам Переяславской рады. Поэтому атаману пришлось покинуть Киев, он также как и я стремился попасть на земли восставшего Донбасса. Что-то он прослышал про икону, предположил, что это как-то связанно со мной, решил позвонить.

Он находился в российском городе Донецк. Этот небольшой город на границе бывшей Украины имеет точно такое же название, как и столица Донецкой Народной Республики. Добавлю, что ранее в этих местах располагалась казачья станица Гундоровская . В этой станице в старые времена формировался Георгиевский казачий полк. Флаг у этого полка был в виде большой георгиевской ленты. Задолго до войны я сделал реконструкцию этого знамени. Теперь же ополченцы сражаются за русское дело под стягом в виде георгиевской ленты.

Мы договорились ехать вместе. В Донецк-Гундаровскую я приехал под вечер. Атаман ждал меня в штабе местного казачества. Около штаба стоял микроавтобус, из которого выгружали пакеты и коробки, рядом стоял дородный чернобородый священник. Это был настоятель какого-то кубанского храма, прихожане которого собрали помощь народу Новороссии. Местные казаки переправляли помощь через границу.

Пройти полулегально границу мы смогли уже в сумерках. На той стороне нас ожидал местный казачий атаман, знакомый моего попутчика, он привёз нас в Луганск, в свой дом.

Поздним вечером ужинали в хате атамана. Где-то громыхало, в это время шли бои за луганский аэропорт. За столом я рассказал о своей миссии. Луганский атаман, выслушав меня, заметил — так ты сидишь прям под святым Георгием. Обернувшись, я увидел икону святого, которую почему-то раньше не заметил.

К вечеру следующего дня с большим трудом мы нашли возможность продолжить путь на Донецк. Нас должен был подхватить небольшой автобус, следовавший от границы с добровольцами. Автобус задерживался буквально на несколько минут в Луганске, чтобы забрать нас. Опаздывать было нельзя, никто нас не стал бы ждать.

С трудом мы нашли такси и погнали по опустевшему вечернему Луганску к месту встречи. Буквально ворвавшись в уже собравшийся уезжать автобус, мы выдохнули – Успели!

В автобусе сидело около двадцати русских добровольцев, они потеснились и усадили нас.

Словоохотливый киевский атаман сражу же стал рассказывать какую икону мы везём Стрелкову.

Сидевший рядом со мной доброволец. Спросил меня:

— А где икона?

— Здесь. – ответил я, указав на свой рюкзак.

— Теперь я ничего не боюсь! – сказал доброволец, при этом раскрыв свою ладонь.

На ладони лежал маленький образок святого Георгия Победоносца.

— Я, ему всё время молился! – добавил он.

Уже после полуночи мы въехали в прифронтовой Донецк. Встретил добровольцев Павел Губарев, он же и направил нас в штаб к Стрелкову.

Святая икона была доставлена по назначению.

Добраться до Донецка оказалось, куда легче чем покинуть его. Проехать через охваченный войной Донбасс нам помог всё тот же первый народный мэр Донецка Павел Губарев, за что я ему очень признателен.

В 2014 и 2015 году церковный приход и сестричество, которыми руководил отец Сергий, собирали помощь для Новороссии и отправляли её в больших количествах.

По моей просьбе и по благословению батюшки в 2015 году на одной из нашей военно-патриотических баз, проходило обучение добровольцев из Сербии.

Это была действительно огромная помощь Новороссии. И это было удивительно, потому что мало кто это делал из русского священства.

Православная община

Архимандрит Сергий создал и руководил очень успешной общиной, сестричеством, или как он сам говорил нелегальным монастырём.

Такие общины родом из 1990 — х годов, тогда народ активно шёл в храмы и люди были готовы жертвовать своим временем и силами ради Христа. Община отца Сергия восстановила храм на Лазаревском кладбище, построила подворье в Подмосковье и огромный храм в Бибирево.

Центр его общины находился при храме на Лазаревском. Здесь было одно из крупнейших в мире православных книжных издательств,  прекрасные торговые лавки, где можно было купить книгу, сувенир или же вкусно перекусить и купить домой натуральных продуктов.

Также тут располагалась большая трапезная, на стенах которой самые настоящие фрески на сюжеты из русской истории. Есть тут и мастерские, и даже много всякой домашней живности.

При отце Сергии кипела бурная жизнь, которая была отражением больших духовных трудов его общины.

Александр Кравченко

октябрь 2022 года, Москва

 


Яндекс цитирования