Источник: Александр Кравченко
В детстве меня очень интересовала история. Когда мне было 10 или 12 лет, это был 1982 или 1984 год, я наткнулся в журнале, который назывался «Сельский календарь» на статью под названием «Первый русский флаг».
В тексте сообщалось:
«Царь, ознакомившись со справкой «Писание о значении знаков и знамен или прапоров», где были изображены флаги морских держав Англии, Дании, Швеции и Голландии, «повелел» Сибирскому приказу «прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков (красная набивная ткань) да сто чреватых (красных), белых, лазоревых (синих) к корабельному делу на знамен: и ловчий (на флаги и вымпелы)». Царским приказом предписывалось командиру корабля «Орёл» поставить на носу и на корме по орлу и на знамени, и на ловчий нашивать орлы же». Так государственными цветами России стали красный, синий и белый.»
Государственный флаг предназначался для первого русского корабля «Орёл», который был спущен на воду 19 мая 1668 года. Эту дату вполне можно считать рождением Русского флага.
В тексте «Сельского календаря» была небольшая картинка, на которой был изображен тот самый корабль «Орёл», а на его мачтах развивались флаги. Эти флаги были не просто бело-сине -красными, они имели необычный вид.
Знамя делил на четыре поля синий крест. Верхнее поле было белым, а нижнее красным, по другую сторону верхнее поле красным, а нижнее белым.
Такой флаг был совершенно не обычен, он не походил ни на одно европейское знамя. Совершенно очевидно, что это не было копированием уже существующих стягов, а плод глубокого творческого подхода к разработке национального символа.
В последствии я узнал, где использовался этот флаг. Потешные полки Петра Великого, из которых возникла русская императорская гвардия, строились и учились под этим знаменем, под ним русские воевали во время азовских походов в конце XVII века, первый период Северной войны тоже проходил под сенью этого стяга.
По непонятным причинам первый русский император Петр I изменил государственный символ. Он убрал с него крест и обрезал его. И мы сегодня имеем тот самый модернизированный Петром Великим флаг с горизонтально расположенными белым, синим и красным цветом.
До развала Советского Союза в русских патриотических кругах использовалось это петровское знамя. Будучи совсем молодым человеком в 1989 году, я тоже обзавёлся таким стягом, естественно его невозможно было приобрести в то время. По моей просьбе его сшила знакомая девушка.
После прихода к власти либералов, патриоты перестали использовать этот флаг. Они встали под чёрно-жёлто-белые знамёна, или как ещё говорят про них имперские. На мой взгляд это было ошибкой, так как это имперское знамя было имперским совсем не долго. Его ввел император Александр II, а Александр III вернулся к прежнему бело-сине-красному.
Александр II был либералом и германофилом и хотел приблизить русский флаг к флагам германских государств. Черно-желто-белое сочетание очень мрачное и не отвечает характеру русского народа. Кроме того, большинство славянских народов создали свои национальные флаги по образу русского бело-сине-красного знамени.
В 1997 мы русские добровольцы, которые остались после войны в Сербской Боснии создали свою ветеранскую организацию Союз добровольцев. В качестве знамени мы утвердили тот самый первый русский флаг с крестом. Предложение исходило от меня, просто потому что мне нравился этот символ, никакого другого обоснования у меня не было.
Примерно через год наш Союз обзавёлся удостоверениями, а ещё через несколько месяцев были сделаны цветные вкладыши для них с гербом и флагом. Получив первые вкладыши, я показал их сербской девушке по имени Невенна. Она работала официанткой в кафе в здании, где располагалась канцелярия нашего Союза.
Внимательно посмотрев на наш флаг, она тут же сказала:
- Види, овде српска, а ту руска застава!
На русском это значило
- Смотрите, здесь сербский, а тут русский флаг.
Не скрывая удивления, я присмотрелся к изображению. Да, конечно же, слева русский с право сербский флаги и их связывает крест. После удивления я испытал чувство благоговения. Нет ничего случайного. В первом русском флаге зашифровано послание о единстве русского и сербского народов. И конечно же, именно такое знамя должно быть у русских добровольцев, пришедших на помощь своим братьям сербам.
Уже будучи в России, я совместно с Василием Ансимовым написал «Слово о русском стяге». Это мы сделали в 2003 году, когда праздновалось трёхсотлетие русского петровского флага.
«Слово о Русском Стяге
Русское бело-сине-красное знамя появилось не в 1703 году, а в 1668-м, то есть за несколько лет до рождения Петра Великого.
19 мая 1668 года на воду был спущен русский трехмачтовый корабль "Орёл". По царскому указу кораблю надлежало иметь государственный стяг. Царь Алексей Михайлович определил внешний вид флага по образцу знамен стрелецких полков, которых в то время в России было великое множество. Современники, голландские мореходы, это знамя описывали так: "…флаг Московский, определен синим крестом, первой и четвертой квартиер белой, второй и третий красной".
Впоследствии этот флаг широко использовался в Российском государстве. Например, известно, что русские полки брали турецкий Азов в конце XVII века именно под этим крестообразным знаменем. В 1703 году царь Петр Великий не создавал нового русского знамени, а лишь по малопонятным причинам убрал крест, который был в основе прежнего знамени.
Русское крестообразное бело-сине-красное знамя было забыто на несколько столетий. Вспомнить о нем необходимо именно теперь, и не только в связи с готовящимся помпезным празднованием, но и в связи с тем удивительным посланием, которое несет этот символ в себе.
События начала и конца XX века ясно показали, что Россия и Сербия являются последней преградой на пути окончательного торжества "тайны беззакония". Это обстоятельство пророчески возвестил нам крестообразный русский стяг. Если посмотреть на левую часть флага, то мы увидим русский линейный флаг образца 1703 года. Если же посмотреть на правую часть флага, то мы увидим сербский флаг. Как эти флаги соединены на знамени синим крестом, так судьбы наших народов соединяются в Кресте жертвенного и героического служения Христу, Истинному Богу нашему - служения ради победы добра над злом.»
Александр Кравченко
Глава из книги «Славянские древности»