Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Битва за Доростол

Битва за Доростол

E-mail Печать

Picture background

В прошлый раз я обещал, что мы отправимся в самое начало русской земли, когда великий князь Святослав Игоревич произнес оставшуюся в летописи и народной памяти фразу: «Мертвые срама не имут». И так, если вы готовы тогда начинаем перемещение в прошлое. Отматываем полторы тысячи лет и попадаем в 23 июля 971 года. 
В этот день у стен болгарского города Доростола (ныне Силистрра) произошло последнее сражение одной из русско-византийскихвоин
Прежде чем рассказывать о самой битве ответим на один вопрос. Какполучилось, чтоэтидвестраныстолкнулисьнаполебоя?
ВсерединеX векадревняяРусьобъединиласьподвластьюВеликихкиевских князей. В 964 году князь Святослав Игоревич, (962-972 годы) покорилпоследнеевосточнославянскоеплемяВятичей. ВследующемгодуподударамиегодружинпалХазарскийкаганат. ТеперьдляРусипутьвКаспийскоеиЧерноеморя былсвободен.
Новойцельюдлязавоевателя стали Болгария и Византия. Святослав задумал создать русско-болгаро-византийскоецарство.
СлучайквоплощениюегомечтыподалсамимператорРомеев(Ромеяминазывалисебяподданныевизантийскойимперии) Никифорll Фока, (963-969 годы).
В966 годуболгарский царь Петр, (927-966 годы) объявилвизантийскомувладыке, чтобольшенесобираетсяплатитьемудань, которуюобещалРомеям егоотецСемионВеликий, (893-927 годы) посленеудачнойпопыткивзятьКонстантинополь, в919 году.
Никифоррешилотправить в Болгарию князя Русов Святослава, заплатив ему 15 кентинариев, (450 килограмм золота).
Русский князь быстро овладел болгарской столицей Преславой, но возвращаться назад как было оговорено не захотел.
Более того стал угрожать, что возьмет Константинополь, а греков выгонит в Азию.[1]Конечно, после такого ответа война оказалась неизбежна.
В Болгарию был переброшен 12 тысячный корпус Варды Склира. Одновременно под общим руководством нового императора Иоанна Цимисхиия (969-976 годы) двинулисьармияКонстантинаПатрикия, флотс «греческим огнем», (смертоносной смесью из смолы, нефти, селитры) и гвардия.
Войска Склира и Константина Патрикия взяли Преславу, Плиску и осадили Доростол.
Русичи попали в мышеловку; единственный путь домой, через Дунай перекрыт греческим флотом, в их руках осталась единственная крепость на далекой чужбине.
При этом не забудем, что болгары, как и ромеи христиане. Конечно, братской любви между ними не было, два соседа веками не могли поделить Балканы. Каждый считал себя единственным хозяином этой земли. Крещение Болгарии в 865 году ничего не изменило. Обе стороны дрались также жестоко прерывались на несколько десятков лет, чтобы собраться с силами для новой кровавой схватки. Но терпеть власть язычников в своем доме ни те ни другие не собирались.

По началу в Болгарии радовались Святославу, как помощнику в борьбе с греками. Скоро там поняли — русский князь пришел не освобождать, а править.

Получить вместо желанных независимости и величия нового чужака у власти, да к тому же убежденного идолопоклонника?! Ну уж нет… такой поворот пьесы боярам и народу дунайского царства пришелся явно не по нутру. А казнь в Филиппополе  двадцати тысяч знатных болгар только обозлила людей. Русская дружина осталась одна в кольце врагов и ждать помощи было не откуда.
Святославу осталось последнее средство вырваться из Доростола и вернуться на Русь. Именно это обсуждали на военном совете, 23 июля дружинники Святослава.
Сам князь признал всю тяжесть положения. Летописец сохранил для нас его речь. «Нам уже некуда деться, хотим мы или не хотим-должнысражаться. Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора.[2]Если же побежим — позор нам будет...»[3]
Дружинникипонимали-поражение неминуемо, но мириться с этим не желали. И русечи решили приносить жертвы богам.
Интересный рассказ, о якобы мирных и бескровных обрядах древних славян оставил византийский историк Лев Диакон. Автор описал погребальный обряд совершенный в Доростоле:«Как скоро наступила ночь и явилась полная луна на небе, то русы вышли на поле и собрали все трупы убитых к стене и на разложенных кострах сожгли, заколов над ними множество пленных и женщин. Совершив сею кровавую жертву, они погрузили в струи реки Истра-(Дунай)-младенцевипетуховитакимобразомзадушили».[4]
Нукаквамкартинкаизжизни«светлойРуси»по-моему жуть. О славянском язычестве и попытках его оживить расскажу во второй главе, а теперь вернемся к битве русских и Ромеев в Болгарии. Тем более, что Лев Диакон описывает ее очень красиво. «… при захождении солнца, они - русские - вышлиизгорода, построилисьвтвердуюфалангуи, простершикопьясвои, решилисьидтинаподвиг…Открылось сражение: Скифы сильно напали на Римлян; кололи их копьями, поражали коней стрелами и всадников сбрасывали на землю. Тогда Анемас-командиримператорскойгвардии-  ,увидевСвятослава... стремившегосянанашихвоиновиободряющегополкисвои,... опустив повода поскакал прямо на него, поразил его в самую ключевую кость и повергнул ниц на землю. Но не мог умертвить: кольчужная броня и щит, которыми он вооружился от Римских мечей, его защитила».[5]
Обе стороны дрались храбро, но последнее сражение у Доростола русичи проиграли. И, мне кажется, это не плохо, ведь Русь вряд ли приняла бы веру от побежденного данника. А значит восточные славяне не стали бы одним народом.

Очень может быть, что через 2 — 3 века волна половецкого или татарского нашествия смыла бы их с карты мира. Оставив о нас памяти не больше, чем о каких — нибудь гуннах или аварах. Были, мол, такие злобные варвары. Разбойничали на море и на суше. Торговали, в перерывах между грабежами и вдруг без следа исчезли.

Примерно, так выглядела бы наша история не прими крещение сын Святослава Игоревича Владимир. Новая вера хоть и с трудом переделывала по новому жизнь страны.

 Осмыслялась по новому и война. Теперь это уже не развлечение ради богатой добычи, а подвиг для защиты родины. От ныне герой не только тот кто хорошо дерется, а прежде всего тот кто рискует жизнью ради спасения других. Именно это и делали русские богатыри. Самым прославленным, из которых был Илья Муромец.

На былинах о нем создавался «кодекс чести»», записанный уже через века и дожившим до наших дней.

Николай Фатьянов



[1]     см. Карамзин Н.М. История государства Российского. - Спб.: Золотой век, Диамант, 1997.

Дата обращения 17 мая 2024 года

[2]     Русский перевод фразы: «Мертвые сраму не имут».

[3]     Повесть временных лет / Пер. д.С. Лихачева, О.В. Творогова. - Спб.: Вита Нова, 2012 ст.47

[4]     Лев Диакон История ; Пер., ком.: М.М. Копыленко, М.Я. Сюзюмова, С.А. Иванова. - Москва : Наука, 1988.

Дата обращения 29 мая 2024 года.

[5]Лев Диакон История ; Пер., ком.: М.М. Копыленко, М.Я. Сюзюмова, С.А. Иванова. - Москва : Наука, 1988. /

Дата обращения 7 июня 2024 года.

 


Яндекс цитирования