Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Забытая царица

Забытая царица

E-mail Печать

Посещение царевны женского монастыря; кисть В. И. Суриков

Роль личности в истории как мы представляем ее себе? Что воображаем сейчас же, услышав или сказав это привычное нам выражение? Скорее всего завоевание далеких земель. Великие научные открытия. Реформы правителей, повернувшие государственный корабль в ту или другую сторону.

А, что, если человеку не пришлось совершить мощных преобразований? Есть ему место в на свитках прошлого? Ну какая может быть у него место, если он не сделал ничего заметного, о чем потомки будут слагать прекрасные или страшные легенды. Ответ, кажется очевидным, но из правил бывают исключения.

 Жизнь русских царей и цариц на первый взгляд изучена вся вплоть до семейных и личных подробностей, в которые сам человек будь он жив никого бы не допустил. Известна и их роль в нашей истории.

 Но одна русская правительница осталась в тени. Она не устраивала дворцовых переворотов. Не водила в бой полки. Не закатывала шумных балов. И тем не менее она заслуживает не меньшее внимания на страницах научных работ и учебников истории нашей родины, чем Елизавета Петровна или Екатерина Великая.

О ком я говорю? Об Анастасии Романовне Захарьиной – Юрьевой: первой русской царице! Ее история чем – то напоминает сказку про прекрасную принцессу, однако автор ничего не выдумал. Все сказанное подтверждено работами историков и летописями.

Рассказ о жизни человека обычно начинается с семьи мы тоже не станем нарушать традицию. Родители московской царицы Роман Захарьевич и Иулиания Федоровна даже среди благочестивых москвичей XVlвека славились набожностью и милосердием.

Нищие, вдовы, странники, находили всегда здесь помощь и радушный прием. Захарьины помогали и монастырям – особенно любили они Новоспасскую обитель. Помощь ближнему стала принципом жизни для всех их детей, и фамильной чертой рода.

В этой семье, перед Рождеством 1533 или 1534 годов родилась дочь Анастасия! У нее были 3 брата Никита, Долмат, Георгий и младшая сестра Анна.

О детстве будущей государыни мы мало знаем. Все же сохранилось одно придание. Иулиания Федоровна как – то пригласила к себе игумена Геннадия, настоятеля пустынного Преображенского монастыря. Священник, благословляя детей, сказал об Анастасии: - «Ты… лоза прекрасная и ветвь плодоносная будешь нам государыней – царицей благоверной».[1]

Никто слов этих тогда не понял, ведь в России никаких царей не было. В стране правели великие князья. Все изменилось, когда великий князь Иван lVпринял титул царя, в 1547 году. Скоро Иван Васильевич решил жениться.

По его указу во все концы страны отправились «свадебные послы», отобрать и привести в столицу знатных красавец.

Выбор великокняжеской или царской невесты на Руси — это целый конкурс. Сперва женщины в отдельной комнате, каждую претендентку внимательно осматривали. Надо было узнать красива ли девица? здорова ли она? Сможет ли рожать?

Прошедших, такое придирчивое обследование, ждали другие испытания. Испечь, своими руками пирог. Распустить узел шелковых ниток. И наконец царский прием. Жених говорил с девушками, загадывал им три загадки и называл свою избранницу.

При этом все время смотрин каждая девушка жила, как будущая царица. За ней внимательно наблюдали. За отношением к слугам, простолюдинам, нищим – к людям не знатным. Но важнее всего было ее отношение к Богу.

В общем отбор шел строжайший. Многие, не выдерживая напряжения, падали в обморок. Анастасия смогла совладать собой, выдержать «экзамен», и получила от Ивана Васильевича, на золотом блюде обручальное кольцо. С этой минуты она официально царская невеста.

«Боярышни со всего царства старались обратить на себя внимание царя, а он выбрал ту, скромность, которая вызывала у всех лишь насмешки».[2] Но Иван Васильевич всегда обращал мало внимания на чужое мнение и 13 февраля 1547 года Иоанн и Анастасия венчались, в Успенском соборе Кремля.

Сделавшись царицей, Анастасия… «Не изменилась в душе с обстоятельствами и, все относя к Богу, поклонялась Ему и в царских чертогах так же усердно, как в смиренном, печальном доме своей вдовы матери»[3]

Новая государыня приглянулась всем, кроме аристократов. Среди них пошел шепот, мол, не княжеского она рода. Захарьины и правда никогда не были феодалами в отличии от Шуйских или Баратынских. Эти потомки удельных князей считали Анастасию неровней себе. Князь Лобанов-Ростовский прямо заявил царю: - «… У боярина своего дочь в жены взял… рабу свою… и как нам теперь ей служить?»[4]

Прежде чем вешать ярлыки на свою госпожу ему бы заглянуть в местнические книги. Может тогда он отнесся бы к царице более почтительно? А уважать предков Анастасии было за что: - «… все представители московской княжеской династии, начиная с Василия ll… были потомками Кошкиных по женской линии».[5] Известно, что род Захарьиных. До начала XVlвека носил фамилию Кошкины.

 Так, что с происхождением у царицы полный порядок. И на оскорбительную кличку Анастасия могла бы ответить «От холопов слышу». Это, конечно шутка. Отвечать на бранные слова она не могла, не такой человек.

 Откровенно говоря, мне кажется, весь скандал случился не из – за знатности или не знатности первой дамы на Руси. Дело куда проще: скорее всего каждый боярин видел себя царским тестем, но не сложилось. И молодую жену Грозного при дворе возненавидели. Тот же Лобанов-Ростовский тайно встречался с литовским послом и жаловался ему на царя.

А вот это уже интересно! От таких разговоров до измены не далеко. Тем более, что в те годы мы с Литвой жили на гране войны. Видно, в дворцовых интригах «Все средства хороши».

Но как бы не злились гордые князья, они не могли прямо вредить Анастасии. К счастью, для них Иван Васильевич был влюблен в молодую жену, и не хотел слушать сплетни. За бесконечным плетением сетей для Анастасии знать не понимала – эта кроткая женщина спасала их от смерти. Ведь, только она умела утешить царский гнев.

Благодаря ей Иоанн резко изменился. Прекратились ежедневные попойки, он выгнал из дворца проституток, занялся государственными делами. На этом Иван Васильевич не остановился. Через 2 недели после свадьбы он, к удивлению всей думы, отпустил из темницы опальных бояр. И, что поражает еще больше простил личных врагов, князей Шуйских.

Перемены случились не вдруг, сначала самой Анастасии пришлось проявить истинно царский характер.

Как – то царица попросила мужа устроить родственника, Василия Захарьина на дворцовую службу. В ответ Иван несколько раз ударил ее. А на другое утро Анастасия, с ужасом увидела своего протеже в костюме шута! К тому же царь приказал новому клоуну благодарить свою супругу за назначение. Он отказался и самого Ивана назвал шутом. Иван повелел затравить шута медведям. Приговорённого увели.

Дальше между царем и царицей был такой разговор: - «А тебе душа моя, - я обещал показать игру. Сегодня ты ее увидишь. – Нет не увижу, убить меня ты можешь, но заставить глядеть на подобное бесчинство – это не в твоих силах».[6]

Несчастного Василия Захарьина казнили. А на следующий день, 12 апреля 1547 года случился пожар, загорелась лавка мускусной косметики, огонь охватил весь торг.

Сгорел придворный Богоявленский монастырь. «Высокая башня, где лежал порах взлетела на воздух с частью городской стены, пала в реку и запрудила оную кирпичом».[7] Через неделю, 20 апреля Москва вспыхнула снова. Огненный вал уничтожил целый квартал «Гончары».

Но по-настоящему страшное случилось 12 июня. «В десятом часу дня… загорелся храм Воздвижения честного креста за рекой Неглинкой на Арбатской улице на Острове и была сильная буря, и распространился огонь, как молния».[8]

На Неглинной улице стоял «пушечный двор», склад ядер и одновременно орудийная мастерская. Конечно, этот «оборонный завод» взорвался и случилась трагедия. Вот как описал ее Карамзин Н.М. «Вся Москва представляла зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма. Деревянные здания исчезали, каменные распадались, железо рдело как в горниле, медь текла».[9]

Скоро пожар добрался до центра города. Выгорели царский дворец, оружейная палата, покои митрополита. Кремлевские храмы; Чудов, Донской, Новодевичий монастыри превратились в пепел – монахи и монахини сгорели! Из Успенского собора спасли только Владимирскую и Петровскою иконы Божией Матери.

По данным летописи погибло 1700 человек. За один день выгорело 2/3 столицы!

После этой катастрофы многое в стране изменилось к лучшему. Прошел первый земской собор, начались реформы избранной рады. Суде по всему Иван Васильевич понял – пришло наказание Божие за оскорбление Анастасии и смерть ее родственника. Можно, конечно, сказать: — Все это совпадения, но вы только вдумайтесь 3 пожара за 2 месяца! Многовато даже для средневековой Москвы.

Между тем наша главная героиня почти пропадает из сочинений историков на долгие 5 лет. Летописцы упоминают о ней редко и только в связи с царственным мужем. Оно и понятно задача летописца сохранить для потомков дела государственной важности. Их решение находится в руках царя, бояр и воевод. Жены к правлению не допускались «На пушечный выстрел». До XVlllвека женщина на русском престоле – исключение. А потому ее жизнь в древней Руси чаще всего окутана тайной. Историку приходится изрядно по потеть, чтобы написать женский портрет.

Образ царицы Анастасии также загадочен. В огромном мозаичном полотне истории долго — надо приходится искать нужный кусочек смальты и затем собирать эти кусочки вместе. Так получаются парсуны женщин средневековой Руси.

Давайте добавим еще один штрих к ее портрету. «В лето 7057/1549 месяца септемвриа 14… поиде пеша благоверная царица великая княгиня Анастасиа к живоначальной Троицы в Сергиев монастырь молитися…»[10]

Всего 3 летописные строки, но за ними виден сильный характер. Пойти пешком из Москвы в Троице – Сергиеву – Лавру и сегодня не каждый решится, все – таки 70 километров. А 4 с половиной века назад такой поход был настоящим подвигом. Кроме того, надо учесть, что в те годы столица гораздо меньше, чем теперь. К примеру, Тверская лица, в XVlвеке окраина города. Значит расстояние до обители было еще больше.

Почему же царица, в свои 15 лет взяла на себя такой труд? Может хотела попросить преподобного Сергия, покровителя князей и царей московских о рождении ребенка? Возможно, ведь Анастасия третий год уже замужем, а детей нет.

Для нее родить наследника не просто мечта, как у девицы из сказки Пушкина, а государственная необходимость. От того продолжится царский род или нет зависит будущее страны, а иногда и само ее существование. Там, где прерывается династия начинается борьба за власть, подключаются внешние враги, а там и до краха не далеко. Вот почему бесплодие для правительницы Руси страшная беда. Тем более, если у нее есть враги. У Анастасии их хватало! И в одну «прекрасную» минуту они могли уговорить Ивана Грозного развестись. «Исключительно ради блага отечества», и подсказать подходящий случай из недавней истории.

 Развелся же отец Ивана Васильевича Великий князь Василий lllс бесплодной женой, женился на другой, чтобы иметь наследника. Митрополит все одобрил даже заступничество Максима Грека не помогло. Да… загрустишь тут.

Об этом ли ей думалось в лавре или нет мы не знаем. Но известно, что с 1549 по 1558 годы у царской четы родилось 6 детей; Анна, Мария, Дмитрий, Иван Федор, Евдокия.

Девочки умерли, не прожив и года, Дмитрий погиб по пути из Кирилова монастыря, в полтора года. Ивану и Федору повезло больше. Они выросли – младший стал царем, но о нем речь впереди. Пока остановимся на судьбе царевича Ивана.

Историки по сей день спорят кто он на самом заступник обиженных при жестоком отце, каким он предстает в романе Алексея Толстого «Князь серебряный» или развратный пьяница, как отец?

Лично мне кажется, близкой к истине версия митрополита Иоанна (Сычёва). Она же объясняет и тайну смерти Ивана Ивановича. Казалось бы, какая здесь тайна? Всем ясно, что Иван Грозный, в порыве безумного гнева убил своего сына!

Подождите с выводами. Начнем с исторического портрета царевича.  Посмотрим такой уж он беспутный каким его считают?

 Есть факты, которые заставляют в этом сомневаться. «В сборниках библиотеки Общества истории и древностей помещены: служба преподобному Антонию Сийскому, писанная царевичем (Иваном Авт.) в 1578 году… и похвальное слово тому же святому… в 1580 году».[11]

 Думаю, вряд ли авторам жития стал бы распутный алкоголик. Ему сидеть и строчить церковные тексты было бы просто неинтересно. Да и не доверили бы такому человеку писать о Божьем и составлять к нему молитвы. Апима царевичу Ивану епископы не только доверяли это святое дело, но и просили продолжать его. Именно так появился канон тому же Антонию Сийскому.

Теперь по поводу смерти Ивана Ивановича. «Свидетелей» убийства царевича как минимум 3. Самое интересное никто из них Удара жезлом по голове не видел как и трупа наследника с пробитой головой. Проще говоря, мы имеем дело с пошлой сплетней. Оставим ее любителям детективов.

А разгадка этой истории очень прозаична. «Еще в 1570 году болезненный и благочестивый царевич… пожаловал в Кирилло-Белозерский монастырь огромный по тем временам вклад – тысячу рублей». - с условием: «… «Ино похочет  постричися, царевича, князя Ивана постригли за тот вклад, а если, по грехам, царевича не станет, то и поминати».[12]

Такова жизнь старшего из выживших детей Анастасии. Младшему Федору суждено стать последним правителем из рода Рюриковичей.

В его лице «… Россия увидела постника и молчальника, более для калии и пещеры, нежели для власти державной рожденного…».[13] Сам Федор понимал – царская власть ему не по плечу. И просил отца отпустить его в монастырь, но получил твердый отказ.

В народной памяти Федор Иоаннович остался как царь – праведник. Доказать это очень просто, 14 том полного собрания русский летописей называется так. «Повесть о честнем житии благовернаго и БЛАГОРОДНОГО и Христолюбиваго государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси, о его царьскомъ Благочестии и о Добродетеллномъ исправлении, о святем его преставлении».[14]

Такие цветистые похвалы царю можно было бы назвать неискренними, если бы мы не знали кто написал этот текст XVlвека. Но автор нам известен – патриарх Иов. Он правил церковью с 1587 года, хорошо знал Федора. И заподозрить его в лицемерии довольно сложно. Ведь, в 1605 году святитель Иов за отказ присягнуть Гришке Отрепьеву поплатился престолом.

Но мы отступили от темы нашего повествования, чтобы показать каких детей воспитала Анастасия. И как сложилась их судьба. Они могли помнить ее, слышать ее молитвы. Видеть ее любовь к родным и чужим людям. Думаю, Иван и Федор в своей жили взяли пример с матери

Но это все случиться в будущем. А теперь вернемся немного назад во времени, в 1552 год, когда, не родились еще царевичи Иван и Федор. Здесь мы опять встретим русскую царицу. В июле этого года, Анастасия провожала мужа в поход на Казань.

 «Она была беременна: плакала, упав к нему в объятия. Он казался твердым; утешал ее; говорил, что исполняет долг царя и не боится смерти за отечество; поручил Анастасию Богу, а ей всех бедных и несчастных; сказал: «милуй и благотвори без меня; даю тебе волю царскую; отворяй темницы; снимай опалу с самых виновных по твоему усмотрению[15]

Мне кажется, раз Иван Васильевич давал своей жене «царскую волю» миловать значит он «доверял ее сердцу». Готовому помогать каждому.

Ни одна из жен Ивана Грозного не получала от него такого карт-бланша. Ни одна из них не заслужила искренней народной любви.

Но первую царицу народ любил и почитал, как свою мать. Лучшим доказательством тому стали воспоминания ее современником, главным образом летописцев. На страницах наших хроник видно искреннее преклонение перед личностью этой женщины.

Прежде всего обращает на себя внимание название летописного некролога «О преставлении великиа царицы Анастасии».[16] В летописях царей и цариц именовали по-разному; благочестивыми, христолюбивыми, благоверными. Также могли называть по официальному титулу, который в XVl– XVllвеках для государей звучал так: Царь и Великий Князь всея Руси, а для правительницы: Царица и Великая княгиня. Но «титула Великая царица» в московской Руси не было.

Да и саму Анастасию нигде, кроме некролога так не называют. До XVlllвека слово великий, если оно относилось не к титулу, а к человеку, означало глубокое уважение или почитание его как праведника.

Назвать человека святым еще нельзя, потому что он не прославлен Церковью, но великим уже можно.

Так, например, преподобного Феодосия Печерского до обретения его мощей и прославления, в 1901 году, называли великим отец. Поэтому царицу Анастасию в летописях называют великой неспроста.

Но нам важно знать, как описывают современники благочестивую царицу? Понять, что они к ней испытывали? Говорят ярче всего наши чувства к человеку видны при встрече с ним после долгой разлуке и при расставании, особенно если оно называется смертью.

: - «Когда ты родился, - говорит сербская народная мудрость – все радовались, и только ты один плакал. Постарайся прожить так, чтобы, когда ты умрешь ты радовался, а все вокруг плакали от того, что теряют такого человека». Именно так проводили в вечность царицу Анастасию.

Послушаем рассказ летописца об этом печальном событии: - «… нищие и убозии со всего града приидошя на погребение, не для милостыни, но с плачем и рыданием велием провожаше; и от множества народу едва могли тело ея отнести… Бяше же о ней плачь не мал, бе бо милостива и беззлобива ко всем».[17]

 А вот как написал о царице Новгородский дьяк Иван Тимофеев -:«… от синклитска роду избрав дщерь, душевными добродетельми телесного благородия пребольшу… Анастасию».[18]

  Автора этих строк вряд ли можно упрекнуть в лести. В своем временнике он честно пишет о преступлениях Ивана Грозного и его опричников в Великом Новгороде. Однако об Анастасии Тимофеев ничего дурного не говорит.

И так мнение русских хронистов вполне ясно даже те из них кто считал Грозного царя мучителям восхищались добротой первой его жены.

Теперь процитируем мнение английского дипломата Джерома Горсея. В Россию он приехал в 1571 году, через 11 лет после смерти Анастасии и прожил в Москве 20 лет. За это время Горсей хорошо выучил язык, познакомился с обычаями и историей нашей страны.

Как утверждает он в своих «Записках о России» его другом стал Иван Мстиславский, старый боярин, служивший еще Василию lll, отцу Ивана Грозного. Он то и мог рассказать англичанину о царице Анастасии. Так, что источники у него весьма серьезные.

Кроме того, книгу Джерома Горсея цитируют наши известные историки по крайней мере с середины XXвека. А они обычно не склонны доверять тому, что пишут иностранцы о нашей родине

 Горсей пишет о первой жене Грозного царя: - «Эта царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и внимательной, что ее почитали, любили и боялись все подчиненные… Когда… царица Настасия, умерла, она была причислена к лику святых и до сего дня почитается в церквах…»[19]

Была ли канонизирована Анастасия или нет?  Это важный вопрос. Вполне возможно автор перепутал причисление к лику святых с народным почитанием. Но может быть он прав, и царица Анастасия действительно уже была прославлена.

История церкви знает случаи забвения памяти святых угодников. С середины XVllи до 1911 года почти на 3 столетия вымарали из святцев княгиню Анну Кашинскую. А XVlllвек и вовсе стал временем  больших перемен в русской церкви, отнюдь не к лучшему. Коснулись они и православного календаря. Например, если о святом угоднике сохранилось мало сведений или властям показалось житие праведника невероятным его беспощадно вычеркивали. То же самое могло произойти с памятью супруги Ивана Грозного.

Сведения Джерома Горсея об Анастасии кажутся некоторым нашим историкам, (например, Скрынникову Р.Г.) сомнительными. Ведь, он как известно, прибыл к нам уже после кончины царицы и не мог сам с ней общаться.

Да, своими глазами англичанин Анастасию не видел, но даже после массовых казней и террора опричников в столице остались люди, помнившие, а может и лично знавшие Анастасию. И если английский посланник живой царицу не застал, то он вполне мог наблюдать отношение москвитян к ее памяти. О чем говорят и его слова, что Анастасия: - «… и до сего дня почитается в церквах…»[20] Мне кажется, что Джером Горсей имеет в виду здесь народное почитание царицы Анастасии.

Не могу не привести описание кончины и похорон Анастасии у Карамзина Н.М, которое еще сильнее выражает чувства москвичей. «Анастасия… цвела юностью и здоровьем: но в июле 1560 года занемогла тяжелой болезнию… искусство медиков не имело успеха, и к отчаянию супруга 7 Августа, в пятом часу преставилась…

 все плакали, и всех неутешнее, бедные, нищи, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в сей день печали».[21]

Для Ивана Васильевича смерть первой и любимой жены стала настоящей трагедией. Продолжу словами Карамзина. «Иоанн шел за гробом: князья Юрий, Владимир Андреевич и юный царь Казанский, Александр, вели его под руки. Он стенал и рвался: один Митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напоминать ему о твердости Христианина…»[22]

Причина столь ранней смерти царицы Анастасии хранилась под покровом тайны долгих 400 лет. Наши историки вслед за Карамзиным утверждали – все слухи об отравлении правительницы – клевета. Но ученные вновь и вновь возвращались к этой проблеме.

Версии выдвигали разные: частые роды, нервное перенапряжение, даже воспаление легких. Восстановить женщину после родов, вылечить нервы или легкие на Руси умели. Тогда почему лекари не смогли не только помочь, но и поставить диагноз царице?

Весь XlXи XXвека историки бились над этим вопросом. Загадка решилась в начале века XXl. В 2017 году заведующая государственным историческим музеем – заповедником «Московский кремль», доктор исторических наук Татьяна Дмитриевна Панова провела собственное исследование.

Она передала образцы волос Анастасии (для проверки на яды) в Лабораторию нейтронной физики объединенного института ядерных исследований город Дубно, московская область и в институт ядерной физики, город Алма-Ата, республика Казахстан.

При этом ученные узнали чьи волосы попали к ним на исследование только по окончании экспертизы. За образец нормы взяли волосы современных женщин в возрасте 25 – 30 лет, проживающих в Москве и московской области. (Анастасия умерла в 26 лет).

 Итоги исследований поражают: - «… установлено значительное количество тяжелых металлов особенно ртути в исследованных фрагментах волос».[23] Дальше еще интереснее. «… количество ртути в исследованных образцах волос значительно (в 500 раз!) превышает уровень у современных людей. Значительное превышение так же по другим элементам AS, Ag) (мышьяк и серебро)…

Поскольку его количество в исследованных образцах волос также значительно превышает уровень у современных людей, то гипотеза об отравлении царицы не может быть отвергнута».[24]

Вывод однозначный Анастасию отравили. Но те, кто это сделал «Вырыли себе яму». Иван Грозный не простил боярам смерть любимой супруги. И начались казни сперва среди знати, а после полетели головы простолюдинов. Но это уже другая история.

Да, и речь сейчас не о придворных интриганах как говорится: «Бог им судья». Главное оставила ли след в истории Анастасия? Оставила! Прежде всего, как мать любимого народом царя Федора и благочестивого царевича Ивана.

 Но она не только мать, молитвенница, благотворительница, но и искусная мастерица. Специалисты высоко оценили ее творения: - «В музеях России хранится… более полутора десятков шитых произведений… по вкладным надписям и художественному стилю – их - можно отнести к мастерской А. Р. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки…»[25]

Рукоделие Анастасии можно увидеть не только в России, но и в сербском монастыре Хиландар, на святой горе Афон. Ею вышита завеса для царских врат обители. Так Афон просветился светом добрых дел боголюбивой царицы. Но пока свеча ее жизни скрыта от незнакомых с историей людей. Надеюсь, что она скоро откроется, во славу Божию и на удивление людям! 

Николай Фатьянов

 

[1] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих — миней святого Димитрия Ростовского Москва: «Ковчег», 2010..

Дата обращения 13 мая 2022 года

 

[2] Нечаев С.Ю Иван Грозный. Жены и наложницы «Синей бороды»

Дата обращения 19 апреля 2022 года.

[3] Карамзин Н.М История государства российского том Vlll глава lllСпб.: Золотой век, Диамант, 1997.

Дата обращения 2 апреля 2022 года.  

[4] Нечаев С.Ю. Указанное сочинения.

Дата обращения 7 июня 2022 года

[5] Пчелов Е.В Романовы. История династии

 Дата обращения 14 мая 2022 года.

 

[6] Нечаев С.Ю. указанное сочинение.

Дата обращения 18 мая 2022 года.

[7] Карамзин Н.М. История государства российского том Vlll глава Спб.: Золотой век, Диамант, 1997.

 Нечаев С.Ю. указанное сочинение.

Дата обращения 18 мая 2022 года.

ва lll

Дата обращения 20 мая 2022 года.

[8] Лицевой летописный свод Ивана Грозного книга 20 ст.301

Дата обращения 20 мая 2022 года.

[9] Карамзин Н.М указанное сочинение

Дата обращения 20 мая 2022 года.

[10] Полное собрание русских летописей том тринадцатый первая половина. Vlll. летописный сборник именуемый патриаршею или никоновскою летописью. С.-ПЕТЕРБУРГ. Типография И.Н. Скороходова 1904. ст. 156 - 157

[11] Митрополит Иоанн (Снычёв) самодержавие духа М.: изд - во родная страна 2007 ст. 192 

[12] Там же ст. 191

[13] Карамзин Н.М. история государства российского том X глава lСпб.: Золотой век, Диамант, 1997.

Дата обращения 17 июня 2022 года

[14] Полное собрание русских летописей том четырнадцатый первая половина l. Повесть о честном житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руси. ll. Новый летописец.  СПЕТЕРБУРГ. Типография М.А. Александрова 1910 г. ст. 1

[15] Карамзин Н.М. история государства российского том Vlll глава lV Спб.: Золотой век, Диамант, 1997.

Дата обращения 18 июня 2022 года.

[16] Полное собрание русских летописей том тринадцатый вторая половина. L. дополнение к никоновской летописи. Ll. так называемая царственная книга. С-ПЕТЕРБУРГ. Типография И.Н. Скороходова 1906 г. ст. 328

[17] Полное собрание русских летописей, том тринадцатый вторая половина. l Дополнение к никоновской летописи. ll так называемая царственная книга. С. – ПЕТЕРБУРГ, типография И.Н. Скороходова 1906 г. ст. 328  

[18] Временник Ивана Тимофеева под ред., В.П. Адриановой – Перетц. Изд – во Академии наук СССР. Москва – Ленинград, 1951 г. ст.18 

[19]  Горсей Джером записки о России.XVl – начало XVll века, изд – во Московского университета. 1990, ст. 51 - 52

[20] Там же ст.52

[21] Карамзин Н.М. история государства российского том Vlll глава VСпб.: Золотой век, Диамант, 1997.

Дата обращения 30 июня 2022 года

[22] Там же

Дата обращения 30 июня 2022 года

[23] Панова Т.Д. Установление содержания токсических элементов в волосах первой русской царицы Анастасии Романовны. Токсикологический вестник № 3 май – июнь 2019 ст. 10

[24] Панова Т.Д. Установление содержания токсических элементов в волосах первой русской царицы Анастасии Романовны. Токсикологический вестник №3 май – июнь 2019 ст. 10

[25] Маясова А.Н. Анастасия Романовна// Православная энциклопедия под. Ред. Патриарх московского и всея Руси Кирилла www.pravtnc.ru

Дата обращения 1 июля 2022 года 

 

ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

s62b
Image Detail
Обниинская ...
Image Detail
4
Image Detail
14
Image Detail
Обниинская ...
Image Detail

Яндекс цитирования