Архангельск на протяжении сотен лет являлся историческим сердцем освоения Арктического региона - это данность, которая пока не осмыслена и не востребована в России. И в мире как-то не очень осознается, что это русские, это поморы открыли, освоили и обжили большую часть арктического пространства.
Но поморское арктическое наследие огромно. Оно может и должно стать мощным аргументом России в борьбе за Арктику, считает архангельский эксперт по местному развитию Глеб Тюрин. Корреспондент ИА REGNUM Новости задал ему несколько вопросов о том, какую роль играет Архангельск и какой потенциал у региона есть.
ИА REGNUM Новости: Что такое город Архангельск в преддверии освоения Арктики? Это город с большим, но нереализованным потенциалом или город, где уже определен вектор развития и он успешно реализовывается?
Архангельск в перспективе и в необходимости освоения Арктики - это город, форпост мысли и опыта работы в арктическом регионе, это город, который должен стать столицей освоения Арктики. Убежден, что нет города, который больше бы подходил на эту роль, чем Архангельск. С геополитической точки зрения он России просто необходим. России нужна арктическая столица. Стоит подумать об этом, ведь Арктика - это один из главных, если не самый главный проект наступившего столетия. Для достижения успеха в этой цели потребуется консолидированная работа, целостный взгляд, целостный подход. Требуется концентрация сил, опыта. Но еще потребуется историческая память поколений людей, которые не понаслышке знают, что такое северные широты или ледовая проводка, что такое жизнь на этой суровой земле. В Архангельске должны быть расположены центры знания, центры принятия решений в этих вопросах. Мировые державы должны понимать: в России есть особое место, где будут сосредоточены все силы, ресурсы и намерения для деятельности в этом направлении. Стране нужен такой центр силы, центр пересечения векторов. В стране уже по сути дела определились форпосты: на юге - Сочи, Владивосток - на Дальнем Востоке. Не хватает третьего, чтобы возникла такая мощная стяжка, точки опоры для страны. Архангельск должен быть арктическим форпостом. Конечно, город для этого должен измениться. Он должен стать тем, чем он когда-то был: местом значимых встреч, мировым перекрестком, перекрестком культур. Сто пятьдесят лет (до Петра I) он был для России главным окном в мир. Когда в Архангельске начиналась навигация, в Москве затихала жизнь, поэтому молодой Петр сюда так рвался. Сегодня нужен такой арктический перекресток - культуры, политики, геополитики, технологий, инноваций, истории, традиций. На самом деле он очень нужен стране. Но осознает ли это страна? Архангельск должен стать культурным центром, экономическим и мыслительным центром для того, чтобы тезис об арктической столице был обоснован. Пока этого нет.
ИА REGNUM Новости: Может ли Архангельск стать мыслительным центром для рождения новых идей о том, как вывести регион из кризисного состояния и о том, как кризисную экономику превратить развивающуюся? Что нужно для того, чтобы наш город вырос до этого уровня?
Таким центром город, безусловно, стать может. И работа над созданием единого мощного университета - это движение в нужную сторону. И наш великий земляк Михайло Васильевич Ломоносов нам может помочь, я имею ввиду празднование 300-летнего юбилея со дня его рождения. Для всей страны событие будет, умные люди будут в гости приезжать. Может, и мы поумнеем. Конечно, пока Архангельск город довольно провинциальный, и из него уезжают. Более того, последние годы он сдавал позиции, терял свое лицо, утрачивал идентичность, потихоньку становился местом, где в безликих торговых центрах массово продаются китайские товары, а люди питаются едой, привезенной из-за рубежа. Возможно, в условиях севера воздействие массового производства оказывается более разрушительным, чем, скажем, в средней полосе России. Но у Архангельская может быть будущее. России нужен арктический успех. Мы как трубач у врат зари! Для развития региона в мыслительный и инновационный центр нужен заказ федеральных и региональных элит. Нужен запрос на изменения и ощущение масштаба целей. Нужно понимание, что надо всемерно хранить, поддерживать, развивать то, что отличает и продвигает регион. Скажем, смогла же наша область создать опыт развития сельских территорий, который сейчас активно расходится по стране и который обсуждается на очень высоком уровне. Все начинают понимать, что без новых способов развития, инноваций не выжить. И надо понимать, что сегодня и города поставлены в условия выживания и жесточайшей конкуренции.
ИА REGNUM Новости: Я бы хотела вернуться к разговору о наследии. На ваш взгляд, что дает нам факт, что именно поморы были первооткрывателями и жителями Арктики?
Россия - великая арктическая страна, и стоит помнить, откуда это величие взялось. И не для того, чтобы гордиться, а для того, чтобы быть в состоянии продолжать и развивать эти традиции в современности. Технократам иногда кажется, что все дело в железе и в том, сколько его и сколько оно стоит. Но ведь все начинается с людей, их сил, их веры и умения. Поморское наследие - это то, что может быть основой огромной силы русских в Арктике. У нас почти тысячелетие опыта жизни и деятельности в арктических условиях. Разве мы можем быть успешными без этого опыта? Как можно об этом забыть? У американцев появилась своя арктическая доктрина. Я ее недавно просматривал. И вот читаешь об американских арктических инициативах в Архангельске и как-то попутно вспоминается, что вообще-то столица Аляски изначально называлась Ново - Архангельск. Понимаете, все ведь связано. И ниточка то отсюда, из Архангельска потянулась к их американской Арктике, которая прежде была нашей, была освоена выходцами из Поморья, а потом продана Америке русским царем. А еще попутно можно вспомнить, что именно в Архангельске были построены первые суда военно-морского флота США и многое другое. Почему мы не рассказываем об этом? Почему мы не рассказываем миру о том, что русские поморы пришли в Арктику еще в средневековье? Почему даже на русском языке об этом материалов раз-два и обчелся? Что мы увидим, заглянув на российские сайты, посвященные Арктике? Как ни странно, мы увидим, что весь Север остался на них за кадром. А на одном из московских сайтов рассказывается, что освоение Арктики началось только в 30-е годы ХХ века. Ну как же так? Видимо, из Москвы не все видно. В летописи еще в первой половине 14 века приводится такое описание северного сияния во время далекого северного похода: "... И свет бысть в месте том самосиянен, як не мощи человеку исповедати: и прибыша долго время на месте том, а солнца не видеша, но свет бысть многочасный, светлуяся паче солнца". Поморское арктическое наследие - это огромный козырь страны. Им пока не сумели по-хорошему распорядиться. Распорядиться по настоящему можно, если управлять всем этим из Архангельска.