Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Казаки помогают в реабилитации бывших заключенных и наркоманов

Казаки помогают в реабилитации бывших заключенных и наркоманов

E-mail Печать

 

 В казачьей общине «Спас», которая расположена на окраине Обнинска, идет реконструкция еще одного здания - на месте старого деревянного сарая поднимается одноэтажный флигель, в который скоро приедут инвалиды-колясочники. Община уже давно стала пристанищем страждущих – здесь проходят реабилитацию наркоманы, алкоголики, бывшие заключенные, которые пытаются встать на праведный путь, участники военных конфликтов, получившие увечья и отторгнутые обществом.

 Сюда же приходят дети – для занятий ратоборством (древнейшим видом искусства) и для того, чтобы научиться быть милосердными.

Ратоборство – древний вид искусства
…Окраина Обнинска. Путь к общине лежит через архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Белкино. У входа нас встречает атаман общины Игорь Лизунов. Ворота не запреты – насильно здесь никого не держат. Ухоженный дворик, одноэтажное здание, так называемая рига. В правом крыле – часовня. Пока еще не освящена, но молитвы здесь уже читают.
- Для воспитания необходим авторитет, без этого нельзя,- предвещает наш вопрос Игорь Константинович, - Общий авторитет исконно во всех культурах – Бог. Он – императив, его требования выполняются неукоснительно.
Прямо по коридору круглая комната, в ней - два зала библиотеки и музей белки: на стеллажах детские картинки и поделки с изображением лесного зверька. В конце комнаты деревянная дверь, за ней - спортивный зал. Вдоль его стен висит историческое оружие – мечи, булавы, сабли. В центре начерчено несколько кругов. Здесь занимаются ратоборством, искусством игры.
- Мы продолжаем традиции воинских коллективных игр - они присущи практически всем воинским культурам, - говорит Игорь Константинович, - Воины собирались и вместе играли, коллективно, что очень важно. В результате происходило сплачивание: чтобы играть, надо видеть в другом человеке не соперника, а товарища. И сразу возникает чувство братства, хорошие отношения. Кроме того, игра обладает восстанавливающим фактором, она оздоровляет. Для того чтобы играть, человек должен задействовать все силы своей души – эмоциональные, интеллектуальные. Игра – это творчество. Когда происходит коллективный процесс, в душе появляется творчество, человек приходит в некую гармонию. Происходит терапия души и тела. В нашем деле главное - эмоциональный фон.

За спасением в «Спас»
Наверху расположены кельи – в них живут члены общины, наркоманы и люди, страдающие алкоголизмом. С ними по-соседству обитает бывший вор-рецидивист, у которого за плечами 26 лет жизни в колониях. Все обитатели общины «Спас» называют себя братством. Они и живут здесь единой большой семьей. Каждый пришел в общину со своей грустной историей жизни, в которой была и горечь, и обиды, и разочарования, и боль. Они пришли сюда потому, что идти им больше некуда.
- До того, как попасть сюда, я много лет кололся героином, - не скрывая, говорит нам один из постояльцев, молодой парень по имени Максим. – Была у меня девушка, как узнала, что колюсь, бросила.
Сначала он стал выносить и продавать вещи из дома. Когда брать стало уже нечего, начал грабить людей на улицах, отбирал, в основном, мобильные телефоны, сдавал в скупку - на дозу хватало. Его задержали, дали срок, с учетом первой судимости – условный. Мать привела его сюда, в «Спас». Максим в общине уже 10 месяцев, говорит, что наркотики – в прошлой жизни.
Таких как он в общине большинство. Бывшие наркоманы. Хотя, говорят, что «бывших» не бывает. Есть употребляющие и не употребляющие. Здесь понимают, что вылечить таких людей почти невозможно, да и не врачи работают. Но сама атмосфера общины может помочь бросить людям пить и употреблять наркотики.
- Наш общий принцип - не ставить на человеке крест, -говорит Игорь Лизунов, - у каждого из них всегда остается шанс. Не мы является судьями. Если человек приходит и просит оказать помощь, мы видим, что он хочет и старается хоть обрести какой-то стержень в этой жизни, мы стараемся оказать ему эту помощь. Но, к сожаленью, случаи бывают всякие. Но у нас есть небольшая особенность – мы стараемся работать с теми людьми, кто хочет это делать. Здесь должна быть своя воля. Если у человека нет мотивации, то бесполезно. Если он не хочет изменить свою жизнь, то насильно сделать это практически невозможно. Надо создать мотивацию. Но бывают такие случаи, когда мотивация возникает в процессе. Для этого надо понять и увидеть личность. А так: невольник - не богомольник, это надо понимать.
Но бывает, что и выгоняют из общины с позором, без права вернуться обратно. Но это в исключительных случаях.
- В первую очередь, за воровство, - говорит атаман. - У нас, к счастью, за 13 лет было два таких случая. Община – это товарищество, братство. Каждый человек, который попал сюда, если сразу этого не понимает, то понимает через некоторое время. Здесь тебя не бросят, не подставят, не оставят. Если ты этого не захочешь. А у своих воровать очень тяжело.

Все лучшее - детям
Реабилитационная программа для ветеранов вооруженных конфликтов – направление для общины не новое. Но вот инвалидов-колясочников взять решили впервые. По словам Игоря Лизунова, этим людям труднее всего адаптироваться в нашем сегодняшнем обществе
- Для многих наша община - якорь в жизни: человек знает, куда ему можно прийти. Его могут не принять ни родственники, ни семья, ни общество – оно у нас сегодня жестокосердное. Мы везде и всюду говорим о решении социальных проблем, у нас проводятся различные акции… Но как только появляется реальный инвалид - колясочник, калека, мы чураемся его. Проблема всех бывших участников локальных войн – глубокое чувство собственной ненужности. А здесь среда, уклад и образ жизни делают свое дело, и человек меняется, возвращается в обычную жизнь, причем происходит это постепенно и вполне естественно. Мы планируем, чтобы процесс адаптации инвалидов-колясочников проходил в кругу детей. Бывшие солдаты рассказывают детям, что такое Родину защищать. И это тоже положительно влияет как на взрослых, так и на мальчишек. И пускай ребенок за ним ухаживает. Лучшего привития духа милосердия я не знаю. Не должно быть какой-то одномоментной акции благотворительности. Должны быть постоянные благие дела. А дела милосердия вызывают дух милосердия…
Для подрастающего поколения в общине существует много воспитательных программ. Летом, например, дети со всей страны приезжают в летние лагеря, которые «Спас» организует под Козельском, а зимой, на школьных каникулах, казаки выходят с детьми в двух-трехдневные походы. Работа ведется по-разному: мальчиков и обучают резьбе по дереву, проводят с ними занятия по начальной военной подготовке и казачьему ратоборству
Планов у общины много – сейчас здесь набирают группу девочек для занятий ратоборством: в наше смутное время научиться защищать себя очень полезно. Можно было бы увеличить число общинников (сейчас их 19), организовать какое-нибудь полезное для города производство… Но есть две проблемы – нет денег и единомышленников. Как ни странно, почти все члены общины – люди из близлежащих областей. Обнинцев всего пару человек.
Между тем, «Спас» получил всероссийское признание – программа реабилитации обнинского казачества заняла первое место в конкурсе программ по реабилитации наркозависимых. Община взяла на себя частично решает проблем людей, от которых общество так легко отмахнулось.

Источник материала.

 


Яндекс цитирования