В рамках информационной поддержки программы "Новоселие" публикуем рассказ одного из участников программы, Дмитрия, о поездке в Мордовию.
Республика Мордовия в этнографическом плане сегодня не сильно отличается от остальных регионов европейской части России: сельское население стремительно сокращается, молодежь уезжает в крупные города, оставшиеся – спиваются.
В Ковылкинском районе республики располагается село Новое Пшенево – большое, в несколько сот дворов. В 60-х годах село славилось передовым сельхозпредприятием-миллионером «Маяк революции». Сейчас в селе отсутствует всякое производство, закрыт
медицинский пункт, идет процедура объединения сельской администрации с
соседней Токмовской. В прошлом году закрылась школа – из-за отсутствия учеников. По неизвестной причине у населения села – бывших колхозников - отсутствуют земельные и
имущественные паи. В населенном пункте из более чем 250 дворов и некогда более 1
тыс. населения, осталось 57 домов, с проживающим населением 87 человек. Из
них работающих 10 человек, без определенного вида деятельности 15 человек,
пенсионеров 65 человек. Если не будет кардинальных изменений, село ожидает участь многих соседних населенных пунктов, полностью опустевших и обезлюдевших. Но последние жители, доживая свой век, о таких «высоких» материях даже не задумываются.
О возрождении жизни в селе мечтает только один человек – настоятель местного Никольского храма священник Алексей Кичкин.
Отец Алексий – человек много повидавший в жизни, в прошлом - военный, спортсмен, предприниматель. В 90-е годы он вышел в отставку из ВС и занялся сельским хозяйством, став председателем союза фермеров района. Постепенно он воцерковился, а в 2007 году принял сан священника. Сам он родом из Нового Пшенево, и мечтает возродить село, видя для этого только один путь - образование крепкой православной общины.
Отец Алексей много размышлял о причинах бедственного положения села в своем районе и по России в целом, и имеет собственное обоснованное мнение по целому ряду актуальнейших вопросов. Так, причиной низкой эффективности фермерского движения в России он считает чужеродность, «неприживаемость» на русской почве индивидуального – фермерского - хозяйствования. Возрождение сельского хозяйства и жизни в целом, по мнению о.Алексия, может произойти лишь на основе общинности – исконной русской формы ведения хозяйства. Отец Алексей изучил и высоко ценит творчество великого русского экономиста, основателя крестьяноведения А.В.Чаянова, который был расстрелян «индустриализаторами» в 1937 году. Чаянов отстаивал мысль о принципиальном различии двух видов хозяйствования: типичного для Запада фермерства – сугубо коммерческого явления, и традиционного русского крестьянского хозяйства, которое строится в первую очередь не на экономических, а на семейно-общинных началах.
Причем, считает о.Алексий, русская крестьянская община непременно должна быть православной; общинники должны строить взаимоотношения на основе Христовых заповедей и православных русских традиций, таким же должно быть и отношение к труду. В противном случае, в условиях нашего сурового климата и иных, современных субъективных реалий, хозяйствование на селе не имеет никаких шансов. Свою правоту о.Алексей обосновывает, указывая на плачевное состояние фермерства в своем районе, которое за много лет так и не смогло подняться. Возглавляя районный союз фермеров, о.Алексий хорошо знает о причинах сложившего положения, и в качестве таковых называет прежде всего отсутствие честного, добросовестного отношения - как к труду, так и к своим партнерам по деятельности. Принципу «человек человеку волк» православная община противопоставляет другие: общие интересы, добросовестность, солидарность, взаимовыручка. Разобщенные хозяйственники-индивидуалы, яростно конкурирующие друг с другом и помышляющие лишь о прибыли – такая система всегда будет проигрывать православной общине, где происходит кооперация труда энтузиастов-единомышленников, видящих в своей деятельности – не в последнюю очередь - средство духовного совершенствования.
Будучи в настоящий момент священником, настоятелем храма, о.Алексий в то же время не оставляет и занятий сельским хозяйством. Его специализация – пчеловодство; в этом деле о.Алексий является настоящим асом. После «тихой кончины» местного колхоза в 2007 году приходу была передана бесхозная пасека в
количестве 55 семей пчел. Сочетая труд и молитву в приходе, о.Алексий к лету 2009 довел количество семей до 105. Производство меда и других продуктов пчеловодства достигало нескольких тонн в год. Но в июне 2009 года произошла беда: все 105 семей пчел, зимовник, подсобное помещение и весь инвентарь погибли в пожаре, случившегося из-за возгорания сухой травы и лесопосадки, где располагался пчельник.
Однако отец Алексий не опустил рук; на базе сохранившихся во дворе храма нескольких пчелиных семей он предпринял усилия к восстановлению хозяйства. На зимовку 2009-2010 г.г. было заложено уже около тридцати семей.
Несмотря на понесенные серьезные потери, пчеловодческое хозяйство ново-пшеневского прихода имеет все шансы на возрождение и развитие – благодаря тому, что во главе его стоит настоящий мастер своего дела. Отец Алексий имеет огромнейший опыт и богатейшие навыки, в работе с пчелами он уже может полагаться на особую интуицию и понимание «психологии» своих подопечных – черты, свойственные только особо одаренным и опытным пчеловодам. У о.Алексия много своих собственных производственных методов, секретов и «ноу-хау». Помимо обширного практического опыта, о.Алексий в то же время является и грамотным, углубленным теоретиком, прекрасно разбирающимся в последних научных достижениях в области современного пчеловодства и его проблемах, исследующим опыт других специалистов в данной сфере, ведущим обширную переписку. Так, отец Алексей может подробно рассказать о преимуществе многокорпусного улья Ветвицкого перед однокорпусным ульем Дадана; объяснить, почему самым естественным для пчел является круглая форма улья, а не многоугольная; рассказать, каким именно образом, следует производить замену старой матки на молодую и т.д. При этом самобытные взгляды о.Алексея, которые сформировались на основе многолетнего уникального опыта, зачастую сильно расходятся с шаблонными советами, которые можно прочесть на общедоступных справочных ресурсах типа журнала «Пчеловодство».
Основная группа, с которой о.Алексий ведет переписку и обменивается опытом – это существующее на сегодняшний день небольшое сообщество таких же, как он, православных пчеловодов, проживающих в различных регионах России. Данное сообщество отличается особым подходом к работе, можно сказать, особой «философией» пчеловодства, базирующейся на глубоком осмыслении богоугодности своего кропотливого труда и привнесении в него православных, христианских принципов – любовного и добросовестного отношения к делу, чуткого и милосердного отношения к труженикам-пчелам, не допускающего излишнего их беспокойства и эксплуатации «на износ», стремящегося сделать весь процесс наименее болезненным для пчел (и для пчеловода, кстати, тоже) и наиболее естественным.
И, конечно же, молитва, сопутствующая всему процессу, каждой отдельной операции, каждому действию. Именно такие черты искони были присущи русскому пчеловодческому делу, протянувшему свои традиции из седой глубины веков.
…Автор этих строк побывал в гостях у о.Алексия в начале марта 2010 года. Батюшка оказал теплое и сердечное гостеприимство. Зимой он проживает в районном центре – г.Ковылкино (18 км от Нового Пшенево), в собственном доме, построенном им в свою бытность фермером. Дом из кирпича, имеется вся инфраструктура, в обширном подвале и во дворе – прекрасно оборудованные мастерские, где имеется все необходимое для производства и ремонта пчеловодческого инвентаря. В центре двора расположена особая гордость о.Алексия – передвижной кассетный павильон для содержания пчел – одно из замечательнейших достижений в технологии пчеловодства. Отец Алексий сделал его своими руками по системе автора – известнейшего русского новатора-пчеловода С.Ф.Кривошея (http://stepankrivoshey.livejournal.com/2132.html). Говоря просто, павильон представляет из себя что-то вроде небольшого вагончика, внутри вдоль стенок наподобие книжных стеллажей вытянулись четырехуровневые стояки с отсеками и кассетами («кассетные ульи»), в которых расположены рамки с сотами. В каждом стояке может быть размещена пчелиная семья (всего до сотни). Летки (отверстия для вылета пчел) располагаются снаружи павильона по бокам. Сам павильон стоит на колесах и может буксироваться. Данная конструкция позволяет добиться многократного повышения результатов благодаря мобильной смене баз медосбора – павильон систематически перемещается из одной местности в другую, постоянно переходя к новым медоносным угодьям.
Есть у о.Алексия и «обычные» ульи на одну семью. Сохранившиеся семьи зимуют как в них, так и в кассетах павильона. Ульи по большей части расположены в Новом Пшенево в прихрамовом домике, куда о.Алексий приезжает несколько раз в неделю, в том числе в дни церковных служб.
С началом сезона о.Алексий перебазируется в Новое Пшенево на постоянное пребывание и приступит к активной фазе любимого процесса.
Лишь одно печалит о.Алексия: помимо пчел, сотруженников у него практически нет. Прошлым летом, помимо хозяйственных потерь из-за пожара, о.Алексий пережил и личное горе: от онкологического заболевания скончалась его супруга, матушка Раиса Васильевна. Взрослые дети с внуками перебрались в Питер и Москву. Все хозяйство о.Алексий вынужден пока вести один.
Поэтому узнав о проекте «Новоселие» и познакомившись с его инициаторами, о.Алексей всей душой поддержал их идеи и желает возрождать жизнь в родном селе, создав общину из православных инициативных людей. Недавно о.Алексей побывал в Калужской области, в Обнинской городской казачьей общине «Спас», остался очень высокого мнения о жизни этой общины, ее участниках и руководителях, и желает начать создание подобной общины на землях Мордовии, в селе Новое Пшенево и его окрестностях.
Помимо хозяйственной деятельности, о.Алексий имеет намерение наладить в общине и военно-патриотическое воспитание молодежи, в том числе занятия спортом, рукопашным боем. Будучи в прошлом опытным боксером, о.Алексий тем ни менее не считает для священника возможным самому непосредственно вести тренировки, и потому очень надеется на привлечение в общину людей с соответствующими навыками и опытом.
И, конечно же, основной хозяйства общины станет, безусловно, пчеловодство, для развития которого уже сейчас есть вся необходимая база и связи. Отец Алексей подчеркивает, что промышленное производство меда и пчелопродуктов – дело очень рентабельное и экономически перспективное. Не говоря уж о том, что производимые продукты и сама «припчеловая» атмосфера чрезвычайно полезны для здоровья – как телесного, так и духовного.
При желании возможно развитие и иных отраслей сельского хозяйства – животноводства, выращивания зерновых, огородничества. Бывшая колхозная земля вокруг Нового Пшенево (порядка 800 Га пашни) в настоящее время юридически не оформлена вообще ни на кого не поделена на паи после банкротства колхоза), есть все перспективы ее получить, для этого уже сейчас о.Алексием с помощью знакомых юристов предпринимаются необходимые меры.
…Таким образом, для создания и развития общины есть все нужные предпосылки. Отец Алексий приглашает к себе православных воцерковленных людей, желающих жить и растить детей в духовно и физически здоровой обстановке, готовых при этом руководствоваться правилами православной общины, обучаться пчеловодству и быть прихожанами ново-пшеневского храма. Обязательным требованием батюшка считает воцерковленность – недопустимо, чтобы общинник пренебрегал постом и иными православными канонами, тяготился церковной молитвой и правилами. Молитва, богослужебный годовой и суточный круг – это стержень, вокруг которого издавна была сосредоточена жизнь на Святой Руси, и без этой основы невозможно возрождения традиционных форм хозяйствования.
Вокруг села - красивейшая природа, чистейший воздух, чистые, богатые рыбой реки Мокша и Исса, высокие холмы (их здесь называют ново-пшеневскими горами, овеяны местными легендами о зарытых во времена монголо-татар кладах), заливные луга. Лесов в непосредственной близости от села мало (основная масса лесов начинается километрах в двадцати), но даже и в имеющихся – большое количество грибов и ягод.
Жилье в районе, по московским и питерским меркам, очень дешевое. Соседнее Новому Пшенево село Токмово славится плотниками и по всему району поставляет срубы за умеренную цену.