Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Реальность наркоугрозы: есть ли противоядие?

Реальность наркоугрозы: есть ли противоядие?

E-mail Печать

altЗа проблемой наркомании стоят геополитические изменения. Наркомания, по сути, обозначила механизм скрытой войны против российской цивилизации. Наркотизация любой страны никогда не является естественным, стихийным процессом. За ним всегда стоят вполне конкретные структуры, которые преследуют конкретные цели. Глупо считать, что все они ограничиваются жаждой наживы.

 


 


 

Человек, которого сравнивают с Макаренко

Реальностью нашего времени является предельно атомизированное общество, где возникают лишь поверхностные объединения по принципу субкультур. Такое общество легко поддается вирусам самоуничтожения: наркомании, алкоголизму, отказу от семейных ценностей.

На этом фоне любой пассионарный человек, способный создавать вокруг себя среду единомышленников, выглядит как потенциальный общественный лидер. Мы привыкли отдавать эту роль политикам и функционерам шоу-бизнеса. Но сегодня это во многом миссия тех, кто начинает вести социальное строительство снизу, создавая то, что реально, а не на бумаге, является гражданским обществом.

На историю сегодня влияют не герои одиночки, а люди коллективного действия. Мы видим возрождение слова «общественник» в новом понимании. Общественник – это подвижник социального креатива, человек, создающий среду. Нередко такие люди часто идут против течения, преодолевая цинизм, скепсис, а часто – и прямое противодействие окружающих. Таким человеком является Игорь Константинович Лизунов, руководитель Общинного Центра педагогики «Спас» и атаман Обнинской городской казачьей общины.

Сегодня многие сравнивают этого человека с великим советским педагогом А. С. Макаренко. Любопытно, что страницы биографии И. К. Лизунова дают повод для подобных сравнений. После службы в армии и окончания института Игорь Константинович работал в интернате для трудных подростков на Крайнем Севере, за Полярным кругом – на далеком Гданском полуострове. Прошел путь от воспитателя до директора. Руководил интернатом 10 лет, затем переехал в Обнинск. В настоящее время в Калужской области под началом И. К. Лизунова успешно функционирует центр социальной реабилитации и педагогики, где обретают способность к нормальной жизни молодые люди, страдающие наркозависимостью. Сегодня Игорь Константинович Лизунов – гость нашего ресурса.

Наркомания поражает душу человека

– Игорь Константинович, расскажите, пожалуйста, в чем сущность средового метода реабилитации?

– Особенность нашего подхода состоит в соединении социальной реабилитации с воспитательной работой через жизнь в коллективе. Мы считаем, что применение отдельных приемов и методов реабилитации при потере нравственного смысла жизни не дают должного результата, не затрагивают самых глубоких смысловых уровней сознания. Социальная помощь, любое бытоулучшение безнравственного человека лишь способствует формированию его иждивенчества, вскоре разбазаривается и пускается на ветер. Обнинская городская казачья община «Спас» стремится создать здоровую духовно-нравственную среду, положительно и, главное, естественно действующую на человека через сам уклад жизни, обычаи, традиции, личный пример. В педагогике этот метод известен как «средовой». Ценность средового подхода заключается еще и в том, что он создает условия для реализации различных методик, тем самым, дополняя и усиливая их действие.

Если говорить кратко, мы предоставляем наркоману возможность начать жить и служить вместе с нами. Но это, оказывается, и есть самое трудное. Ведь наркомания в первую очередь поражает душу человека. Столкнувшись с такими людьми, мы поняли, что наркомания является настоящим апофеозом эгоцентризма и потребленчества, полным отрывом от национальных, религиозных и культурных корней своего народа. Поэтому восстановление и собирание личности реабилитируемого должно идти, на наш взгляд, в русле основной русской духовной традиции – служения. Форма казачьей воинской общины очень удачно подходит для этого, хотя и не является обязательной. Возможны и другие варианты, тем не менее, хочется заострить внимание на огромный внутренний потенциал, содержащийся именно в казачьих сообществах. Как показала жизнь, казаки – это чуть ли не единственная массовая часть русского населения, которая до сих пор ещё способна к устойчивой самоорганизации на местах. Им не надо объяснять, что такое община, понимание которой у них заложено генетически.

– Говорят, по официальным данным наркомания сейчас идет на спад?

– В реальности поток наркозависимых увеличивается с каждым годом. Этому способствует недавняя корректировка уголовного кодекса, в которой доза наркотика для взятия с поличным была увеличена. Если ранее можно было привлечь к ответственности человека с малой дозой, то теперь допустимая доза стала больше, это делает наркобизнес менее уязвимым.

– У кого больше шансов излечиться от наркозависимости, у человека со сложившейся психикой или у надломленного юноши?

– Проще реабилитировать молодого наркомана, подростка. Это объясняется не психологией, а элементарной смертностью, ведь средняя продолжительность жизни героинщика всего 30 лет. Все больше людей, которые плотно садятся. Много новых многокомпонентных видов наркотиков, рынок растет и предлагает различные варианты замедленной смерти своим потребителям. Но моя основная задача не реабилитировать, а создавать условия для реабилитации. Методик много, и можно сказать много прекрасных слов, о том какие они эффективные и полезные. Однако на данный момент в стране функционирует всего три центра реабилитации. Централизованная система для излечения наркозависимых отсутствует, хотя проблема давно вышла на общенациональный уровень.

В создавшихся условиях помогать людям, попавшим в сети наркомании, могут только общественные организации, но они слабы и условий для их работы нет. Поэтому крайне востребованным на сегодняшний день является термин «самоорганизованная общественность». Его необходимо ввести в современный официальный лексикон. Только самоорганизованная общественность способна создать материальную базу для центров реабилитации. Пока нет материальной базы, не может функционировать ни одна программа, какой бы замечательной она ни была. Этим мы и занимаемся в первую очередь, этот путь подсказывает логика. Параллельно мы стремимся создавать новые ценности и новые представления. Борьба с наркозависимостью возможна только на метафизическом поле. Только перестроив ценностную базу человека, воссоздав ее, реанимировав, можно освободить его.

– Можно ли победить наркоманию, просто закрыв границы для наркотрафика?

– За проблемой наркомании стоят геополитические изменения. Наркомания, по сути, обозначила механизм скрытой войны против российской цивилизации. На примере повального алкоголизма эта война не менее заметна. Однако наркотизация любой страны никогда не является естественным, стихийным процессом. За ним всегда стоят вполне конкретные структуры, которые преследуют конкретные цели. Глупо считать, что все они ограничиваются жаждой наживы. Поэтому для тех, кто хотел бы уничтожить наш народ и расчленить нашу страну, приоритетным направлением остается наркомания, а не алкоголь. Если пользоваться военной терминологией: наркомания – это тяжелая артиллерия, а алкоголизм – это танки. Не подавив артиллерию, нельзя уничтожить танки. Здоровый образ жизни невозможен без нравственных ограничений.

– Достаточно ли эффективна на ваш взгляд пропаганда здорового образа жизни? Что можно сделать в этом направлении?

– Сейчас говорят много о том, что нужно рекламировать здоровый образ жизни. Однако на практике он никак не прививается, поскольку нет среды и уклада. Здоровый образ жизни – это просто новый брэнд, такой же, как пепси-кола или кроссовки известной марки. И еще даже неизвестно, будет ли он модным. У этого бренда, конечно, найдется несколько нерегулярных потребителей, которые станут им пользоваться в урезанном режиме: «не пью не курю». Но программой общенационального масштаба ему стать не суждено, и для страны в целом он – как мертвому припарки. Невозможно создать здоровый образ жизни, не создав прежде ценностного основания для этой жизни, и той среды, в которой эта норма жизни будет развиваться.

Здоровый образ жизни даже в самой облегченной трактовке подразумевает самоограничение телесных удовольствий, отсечение вредных привычек, отказ от порочных увеселений, усилие над собой. А как объяснить современному человеку, зачем ему ограничивать, отсекать, отказываться и тем более напрягать собственную волю? То, что ЗОЖ звучит модно, явно слабое обоснование, смешное и неубедительное.

Сильный пример и достойное объяснение способна дать только сильная традиционная среда, с отчетливыми и безусловными нравственными установками. Значит, приоритетная цель – разрабатывать средообразующий механизм жизнедеятельности. Социологи сходятся на том, что общество находится в постоянном изменении: одна среда выдавливает другую. Раньше считалось, что здоровая теснит больную. И феноменом нашего времени стало открытие того, что сейчас происходит как раз наоборот.

Более активная среда всегда одерживает верх над статичной. Наркобизнес и индустрия развлечений, стимулирующая зависимое сознание, в комплексе оказались гораздо активнее здоровой среды нормальных людей с устойчивым набором нравственных ценностей. Конечно, свою роль тут сыграло отсутствие фундаментальных религиозных ориентиров. Сейчас на поле реабилитации наркозависимых разворачивается самая настоящая средовая война. Криминальная и сектантская среда здесь пока является доминирующей. Эта среда не появилась вчера, и ее невозможно уничтожить с сегодня на завтра. Выход только один – самоорганизовываться и предлагать настоящую помощь.

Процессы самоорганизации в нашем обществе неизбежны и они будут идти своим чередом при любых условиях. Однако без поддержки государства они могут оказаться слишком медленными для того, чтобы оперативно отреагировать на такую угрозу, как наркомания. По большому счету, даже зачаточные фрагменты народной самоорганизации в современной России могут изменить ситуацию. В противном случае общество может стать объектом манипуляций, превратившись в аморфную недееспособную массу, которой можно легко помыкать при помощи чужих кнутов и наркотических пряников.

Формализм и казенщина – это путь в тупик

– Не проще ли переселить наркоманов на особые спецтерритории, и таким путем разрушить наркотические сети?

– На опыте неоднократно проверено, что наличие административного начала превращает реабилитацию в набор фиктивных организационных мероприятий внешнего характера. происходит строительство «сверху», недостает органичности. Снова речь идет об организации неких резерваций для наркоманов. В этих условиях средовой метод будет утрачен. Реабилитацией вполне способны и должны заниматься общественные организации общинного типа. Только в них перевоспитание личности может происходить естественным органическим путем. В подобных сообществах наркоман постепенно научается отдавать свой труд, время, прилагать усилия на пользу другим людям, его окружающим. Живя в коллективе, он трудится не только для себя, но и для блага других. Помогая своим более слабым сотоварищам, он приучается к позитивной взаимопомощи, проникнутой духом милосердия и служения. Только после этого можно говорить о более высших нравственных ценностях.

Нельзя забывать, что одно дело – избавление организма от химической зависимости, и совсем другое и гораздо более важное – возрождение к жизни в обществе гражданина, патриота своей Родины. А для этого необходим, с одной стороны, максимально полный отрыв от привычной негативной среды, а с другой, погружение наркомана в среду позитивную. Чья среда окажется активней, та и будет доминировать.

– В чем, на Ваш взгляд, заключаются преимущества общинной среды?

– Община, говоря современным языком, есть добровольно самоорганизовавшееся сообщество людей на основе доверия к тем мировоззренческим ценностям, которые их объединяют. Такие организации способны к устойчивому единству и со временем, как правило – с нулевого цикла, создают свою среду, уклад и образ жизни с соответствующими нормами поведения и традициями, исключающими пороки и вредные привычки в силу всеобщей гласности и открытости. Авторитет общественного мнения здесь очень высок. Эта здоровая среда, действует на все негативное как вода, выталкивающая палку, в нее погруженную. Поэтому вокруг подобных самоорганизаций собирается огромное количество людей, интуитивно или сознательно тянущихся ко всему положительному, стремящихся к взаимодействию или нуждающихся в помощи. Соприкасаясь с такой средой, человек сразу или постепенно приобщается к ней, перенимает ее поведенческие нормы. А затем и сам начинает участвовать в расширении этой, направленной на помощь ближним, среды.

У людей, попавших в такую среду, укрепляется уверенность, что тебя здесь не бросят, всегда придут на помощь, поправят, если ошибся, удержат от соблазна. Он находит здесь для себя опору, которой сегодня так не хватает всем нам в повседневной жизни. В таких сообществах воспитательная работа ведется с каждым человеком индивидуально. Здесь нет места формализму и казенщине, и если человек оступился, от него не отворачиваются, он не становится изгоем, ему помогают, поддерживают и возвращают к жизни. Живая практика показывает, что наркоман, получив опыт нахождения и проживания в подобных сообществах, обязательно возвращается туда, если у него произошел срыв, но остался мотив к выздоровлению, пусть даже очень слабый. Если реабилитируемый адаптировался к нормальной жизни, он все равно поддерживает связь с той средой, где смог восстановиться. Такая среда играет для него роль поддерживающего социума. Надо всегда помнить, что восстановление личности наркомана – длительный процесс. Он не заканчивается прохождением курса лечения в наркологической больнице или частной реабилитационной клинике. Борьбу за каждого человека приходится вести годами.

Беседовал Артем Сериков

Источник материала:http://www.win.ru/ideas/5017.phtml

 
Loading...


Яндекс цитирования