Быть может кто-то спросит, а обязательно ли для того, чтобы заниматься различными общественно-полезными делами, одевать шаровары с лампасами и именовать себя казаком? Пусть, мол, казаки будут на Дону, а какие же казаки в центре России?
Безусловно, получение организацией статуса казачьей предполагает получение определённых преимуществ. Но главное – казаком надо быть по духу, а не по месту жительства, сохранять духовную связь с предыдущими поколениями этих доблестных русских воинов. География здесь абсолютно не важна. Ведь даже покидая родину, как это случилось после революции, казаки сумели сохранить на чужбине свою самобытность.
Возрождение традиции
С распадом советского строя началось возвращение к прежним, дореволюционным традициям. В бурном вихре возвращения к истокам нашлось место и казачеству, в лице многочисленных казачьих организаций. В общем-то, это была уже не первая попытка возродить казачество после революции. Ещё в середине 30-х годов ввиду очевидной неизбежности военного столкновения с гитлеровской Германией советское руководство вспомнило о казачестве, как о реальном боевом резерве. Всеобщей воинской обязанности к началу 30-х годов не было, армия комплектовалась по территориально-кадровому принципу, а потому в случае масштабной европейской войны не могла быть быстро пополнена обученными кадрами. Тогда и потребовался опыт казаков – потомственных воинов, которых готовили с младых ногтей к военной службе. Причём государство не тратило на эту подготовку ни копейки. Казаки сами по команде вставали под ружье со своим оружием и снаряжением.
Из жителей казачьих территорий были сформированы кавалерийские части, в которых была введена традиционная казачья форма одежды. Многие из этих частей храбро сражались на полях Великой Отечественной. Правда, после войны казачьи части, как и вся кавалерия, были расформированы, а о казаках быстро забыли. В конце же 80-х казачество началось возрождаться снизу. Казаки сами предложили свою службу государству. И государство не сразу, но откликнулось. В 1994 году вышел специальный президентский указ. Членов казачьих организаций стали привлекать к охране государственной границы в помощь пограничникам, к охране общественного порядка, природоохранной, егерской службе и т.п. Казаки в качестве добровольцев приняли участие в военных конфликтах в Югославии, Приднестровье, Абхазии. Эти добровольческие казачьи отряды формально входили в состав регулярных сил, но в них существовали свои порядки, была выборность командиров.
И если появление казаков в традиционных казачьих краях: на Дону, Кубани, Тереке и т.п. было вполне логичным и закономерным (точнее, казаки оттуда никуда и не исчезали, а теперь просто получили возможность открыто демонстрировать свою принадлежность), то много недоумения вызвали казачьи организации, в тех местах, где казаков отродясь не было, ну если только проездом.
От теории – к практике
Автору этой статьи удалось увидеть эту проблему изнутри, вступив в 1999 году в Союз Казаков Подмосковья. Эта организация возникла в середине 90-х. Первоначально её целью, как, впрочем, и многих других ей подобных, было объединение потомков донских, терских кубанских и других казаков. Тогда стало модным раскапывать свою родословную, искать иные, чем рабоче-крестьянские корни. Именно в то время начали появляться общества потомков русских дворян, купцов.
Первоначально целями Союза, учреждённого казачьим кругом в Голицино, была помощь своим членам в сборе информации о своих предках – казаках, содействие в реабилитации репрессированных представителей казачества, изучение и популяризация казачьей культуры. Союз издавал в подмосковной Коломне, где находилось его правление свою культурно-историческую газету; его атаман, ныне покойный Петр Евгеньевич Топилин, потомственный донской казак из Усть-Медведицы, написал и издал ряд книг, посвящённых истории и культуре казачества.
Впрочем, довольно скоро Союз вышел за рамки чисто теоретической деятельности. В Коломне была открыта кадетская казачья школа. Хотя школа – это громкое название; скорее это был просто военно-патриотический клуб, где ребята в свободное от учёбы время изучали военное дело, историю России, Закон Божий (казаки сразу же заявили о своей неразрывной связи с Православием). Шло сотрудничество с местным военкоматом. Атаман Союза активно отстаивал идею, сводившуюся к тому, чтобы призывники, прошедшие курс обучения в казачьей школе, шли на службу в одну часть, над которой бы организация взяла шефство. Идея эта, правда, так и не была реализована, хотя в целом по России такая практика, когда членов казачьих обществ призывали в определённые части, которым дали наименование казачьих, встречалась. Такие части были созданы во многих родах войск, на флоте, во внутренних и пограничных войсках.
Надежный «Щит»
Лет семь назад мне довелось познакомиться с начальником московской областной общественной организации «Кинологический центр «Щит», Геннадием Васильевичем Поповым. Сперва, я тоже удивился, что может быть общего у казаков со служебным собаководством, да ещё в Подмосковье. Но тут, по большому счёту, сказался организационный момент. С началом коренных преобразований в нашей стране, падением престижа военной службы, проходили и серьезные изменения в такой достаточно мощной структуре, организованно готовившей военные резервы, как ДОСААФ. От неё начало отпочковываться множество клубов, секций, обществ. Власть несколько настороженно стала относиться к не подчинённым ей обществам, члены которых носили военную форму, готовились к службе в армии.
Объявление же организации казачьей придавало ей, так сказать, большую легитимность. Ведь в различных нормативных актах о казачестве прямо говорилось, что казачьи организации помимо прочего занимаются допризывной подготовкой молодёжи. Государство, в соответствии с этими актами, должно оказывать в данном вопросе поддержку.
«Щит» развернул весьма обширную и многостороннюю деятельность. Прежде всего – это комплексная подготовка допризывников к военной службе. Помимо освоения специальности кинолога, ребята проходят строевую и начальную военную подготовку на базе воинской части в подмосковном посёлке Удельная и Центра кинологической службы ГУВД Московской области в Раменском. Причем кроме ребят, занятия охотно посещают девчонки. Тесное сотрудничество с военкоматом и правоохранительными органами позволяет выпускникам учебного центра поступать на службу в армию и милицию по специальности кинолога. Ещё одной стороной сотрудничества с милицией является участие инструкторов и совершеннолетних курсантов центра в охране порядка. Первоначально казаки патрулировали территорию в составе патрульных нарядов, сейчас они вместе со своими собаками привлекаются к обеспечению безопасности на массовых мероприятиях, охране избирательных участков во время политических выборов и т. п.
Надо отметить, что «Щит» является единственной в области организацией такого рода, занимающейся вневойсковой кинологической подготовкой допризывников. И то, что в течение более десяти лет он продолжает развивать свою деятельность, свидетельствует о том, что такая структура действительно нужна.
Сильные телом и духом
Знакомством, произведшим на меня глубокое впечатление, была встреча с атаманом Обнинской городской казачьей общины «Спас» Игорем Константиновичем Лизуновым. Сам Игорь Константинович – личность замечательная. Профессиональный педагог, объездивший российские города и веси, он разработал уникальную боевую систему. Точнее говоря, это не было его собственной разработкой; Лизунов лишь систематизировал разрозненные боевые приёмы и тренировочные методики, которыми, владели наши предки, и которые хотя бы отрывочно сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение. Главной отличительной чертой этой боевой системы, является физическая и внутренняя расслабленность (точнее, раскрепощенность) бойца во время тренировки и поединка. Ведь только отсутствие напряжённости, сковывающей тело, позволяет адекватно реагировать на атаку. Ещё одна особенность – это преимущественное ориентирование на бой с несколькими противниками. И как следствие, здесь нет статических стоек, заученных ударов и бросков, алгоритмов действий. Боец импровизирует. Каждый раз он реагирует и действует сообразно возникшей ситуации.
Ну и конечно, русское боевое искусство немыслимо без духовной составляющей. Перед тренировкой и после неё обязательно следует молитва. Ведь воин должен быть, прежде всего, силен духом. Казаки регулярно вместе посещают местный храм.
Действенность этой боевой системы подтверждается тем, что многие специалисты, в том числе из армейского спецназа приезжают в Обнинск для обмена опытом и берут на вооружение методики обнинских казаков.
Деятельность «Спаса» очень обширна и многогранна. Прежде всего, это социальное служение. При общине действует реабилитационный центр, помогающий желающим избавиться от алкогольной и наркотической зависимости. Работают казаки и с беспризорными и трудными подростками.
Здесь стоит вспомнить один не характерный для современной жизни случай. Однажды в казачью общину пришёл молодой паренёк. Его мечтой была служба в российской армии, но призывной комиссией он был признан негодным к военной службе. Другой бы на его месте только порадовался, а он поставил себе цель подготовиться к службе и добиться призыва. Благодаря содействию казаков сюжет об этом пареньке попал на центральное телевидение и один из депутатов Госдумы принял участие в его судьбе.
Помогает в деятельности обнинским казакам и собственная материальная база. У них есть своё здание, со всеми необходимыми помещениями, в том числе, жилыми, подсобное хозяйство. Помимо обеспечения собственных нужд эта база позволяет вести производственную деятельность. В частности, обнинские казаки занимаются пошивом одежды, в том числе и для силовых структур.
Казачья община: один за всех, все за одного
Быть может кто-то спросит, а обязательно ли для того, чтобы заниматься различными общественно-полезными делами, одевать шаровары с лампасами и именовать себя казаком? Пусть казаки будут на Дону, а какие же казаки в центре России?
Но здесь, как я уже говорил, имеет определенное значение организационный момент. Безусловно, получение организацией статуса казачьей предполагает получение определённых преимуществ. Но главное – казаком надо быть по духу, а не по месту жительства.
Ведь «Спас» не зря назван общиной. Это и есть настоящая община, как существовавшая, например, в Запорожской сечи, где казаки жили в большом курене одной семьёй. Конечно, так жили не все казаки, а лишь сечевики, посвятившие всю свою жизнь только нелёгкому военному искусству. Да и применяемые обнинцами педагогические методики заимствованы у казаков, которые совершенствовали их веками, а каждое поколение добавляло что-то новое. Общинная педагогика, которой занимается «Спас», и общий смысл которой сводится к воспитанию детей и подростков в едином коллективе, где нет четкого размежевания между взрослыми и детьми (но при этом, уважение старших – это главный принцип), где каждый готов придти на выручку своему товарищу, как в рамках чисто общинной деятельности, так и в повседневной жизни, многим кажется сейчас определённым педагогическим ноу-хау. Однако новое, как известно – хорошо забытое старое. Так испокон веков протекала жизнь в казачьих станицах. Сейчас общинные педагогические методики «спасовцев» привлекают внимание на самом высоком уровне, а различные общественные организации стали частыми гостями обнинцев. Опыт общинного строительства сейчас востребован, и за обменом опытом в Обнинск приезжают со всей России.
Так что место жительства здесь не имеет значения. Ведь даже покидая родину, как это случилось после революции, казаки сумели сохранить на чужбине свою самобытность.
Ярослав Коломенский
Источник материала: http://www.win.ru/action/2369.phtml