Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Община Староверы Община в городе Вольске

Община в городе Вольске

E-mail Печать

alt

История Вольска, по-старому Волгска, берет начало с основания здесь, на Волге, в конце 17-го века вотчины московского Новоспасского монастыря. Это село называлось Малыковка. А уже в 1780 году оно упоминается как Волгск.

 

Уже в конце XVI века, во время основания Саратовской крепости, появились здесь укрепленные посты казаков, охранявших тогдашние русские рубежи от степных набегов. Землепашец выходил в поле с оружием, и вообще земледельческое дело прививалось медленно – и тому были важные причины: Волга буквально кишела красной рыбой. Щедрый государь Михаил Федорович в 1632 году пожаловал здешние рыбные ловли с окрестными угодьями московскому Новоспасскому монастырю, которому особенно покровительствовали Романовы. Обитель перевела сюда многих крестьян, к ней приписанных. Они и основали рыбную слободу, нареченную Малыковкой, по имени рек Верхней и Нижней Малыковок, тогда довольно полноводных притоков Волги. Длинные обозы, груженные осетрами и стерлядью, потянулись в Москву.

Ближе к концу XVII столетия сюда, в места довольно отдаленные от столицы, начали переселяться приверженцы старой веры. По бытующим до сих пор преданиям, многие прибывали водой, даже на плотах, с севера (скорее всего, из Нижегородского Заволжья, с реки Керженец). Число жителей быстро увеличивалось. По ревизии 1766 года, здесь насчитывалось более 4000 душ обоего пола, было уже несколько храмов.

Официальное "начало" города Вольска относится к 1780 году, когда Законом империи от 11 января было основано много новых губерний-наместничеств (среди последних Саратовское, преобразованное в губернию в 1782 году). Учреждалось и множество новых уездных городов. Первоначальное имя Волгск, неудобное в произношении, скоро превратилось в Волжск, а затем и в Вольск.

Город, расположенный почти напротив устья крупного левобережного притока Волги – реки Иргиз, оказался очень удобным перевалочных пунктом хлебной торговли. Здесь на Иргизе в XVIII веке обосновались и известные древлеправославные монастыри. Несмотря на периодические засухи, землепашество в здешних краях, и в особенности выращивание пшеницы, стало себя оправдывать. Оборотистые купцы стали наживать основательные капиталы. Вольск долгое время соперничал с Самарой. На Верхней и Нижней Малыковках и на других речках были построены целые каскады мельничных плотин, и мукомольное дело также стало одной из "золотых жил" Вольска. "

"Местность города с окрестностями очень живописна. Вершины храмов и довольно красивые каменные здания довершают картину удачным образом", – писал в 1857 году русский историк Н.И. Костомаров.

На общем фоне уездных городков, нередко всего с десятком каменных зданий, архитектура Вольска выделялась уже в давнем прошлом. Центр, застроенный зданиями, напоминающими дворцы, стройные порядки двух-трехэтажных домов, с мансардами, с обширными дворами и каменными воротами, выложенные плитами тротуары... А на окраинах обширные старинные парки и сады, овеянные преданиями... Таков Вольск и поныне, несмотря на то, что в 1930-е годы были утрачены почти все храмы, придававшие панораме города законченный вид. Недаром в старину говорили: "Вольск городок – Петербурга уголок".

Древлеправославная община исстари владела в Вольске часовней в честь Честнаго и Животворящего Креста Господня, известной в народе более как Львовская. В часовне совершали свое служение многие бегствующие от ереси иереи, возносили к Богу свои теплые молитвы сотни христиан, в богадельне при часовне находили себе приют престарелые иноки-староверы.

В 1826 году было закончено строительство разрешенного высшей властью каменного обширного храма. Его строительство обошлось в 100 тысяч рублей и для скромного Вольска он был грандиозным сооружением.

"Но сердца старообрядцев ликовали преждевременно. С этого года померкло светлое небо над ними. Святить новую церковь не дозволили. Губернатор Голицын решил взяться железной рукой за старообрядцев. В 1826 году он велел снять кресты со старого храма в Вольске. Львовская часовня была обезглавлена, и это был первый тяжкий удар для вольских старообрядцев.... В 1830 году было рарешено допустить богослужение в новом храме, но снять с него кресты и колокола. Кресты и колокола сняли при громадной толпе рыдавших старообрядцев. "Это была, – говорит Соколов в своей книге, – одна из побед православия, которая, по своим послелствиям, стоила ему дороже поражения"[1].


"В 1845 году вольский каменный храм передан в единоверие. С ним перешло 30 человек, к которым потом прибавилось еще несколько старообрядцев. А заколоченная и запечатанная Львовская часовня все еще имела вокруг себя около 10 тысяч старообрядцев"[2].

В 1826 году "в печальную и темную годину общего народного бесправия и суровых гонений на старую веру, по проискам господствующего духовенства, была совершена в г. Вольске, Саратовской губернии, вопиющее, варварское преступление: публично, при всеобщем плаче народа и осуждении, даже со старообрядческой Львовской часовни, которая была опустошена и запечатана.

И вот это святое место молитвы, утоления народного горя и душевных треволнений, постепенно разрушалось, и на месте святее водворилась "мерзость запустения", вызывавшее горькое чувство обиды за такое издевательство над святынями коренных русских и православных людей – старообрядцев...

Но вот наступило 17 апреля 1905 года. Старообрядцы заговорили о покупке этой часовни, находившейся в частном владении г. Померанцева, и об ее реставрации. Как и всегда бывает, намерения эти осуществились не скоро. Но слава Богу, все же они ныне осуществились. Часовня была куплена общиной старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от господствующей церкви, и возобновлена в том виде, как она была 55 лет назад, – на средства завещанные покойной А.Ф. Мельниковой" – так писал о судьбе Львовской часовни в 1912 году журнал "Старообрядческая мысль"[3].

14 сентября 1912 года состоялось торжественное водружение крестов на том месте, откуда они были низринуты духом злобы и нетерпимости. На торжество попранной правды собралось очень много народа. Радости древлеправославных христиан не было придела. Перед поднятием крестов вольский священник Георгий Гумилевский совершил молебен.

В нижнем этаже часовни, как и раньше, была устроена богадельня, где поселились несколько человек престарелых иноков.

После закрытия Львовской часовни купец Ф. Н. Новиков в 1860 г. неподалеку от Легкого колодца построил молельный дом. Узаконить его долгое время не удавалось. Священники совершали службы тайно. Если бы случайно приезжий чиновник или иной какой ревизор вздумал внезапно нагрянуть в моленную, материально заинтересованный городовой должен был подать условный сигнал и пока у калитки возились и кряхтели над непослушным засовом, который долго не поддавался усилиям усердного сторожа, в моленной происходила волшебная перемена; священник сбрасывал ризы и скрывался в тайной глубине одного из близлежащих домов, все священнические принадлежности быстро запирались в сундуки. царские двери в иконостасе заставлялись широкими старинными иконами, а на середину амвона выходил тихий и кроткий старичок Лаврентий Ефимыч, который благолепно "замолитвовал" и читал все, что полагается наставнику. Ревизор наглядно убеждался, что никакого беглого священника здесь и следов нет, и отправлялся восвояси[4] .

Вот как любопытно описал наших христиан того времени И. Жилкин: "С того двора, где я жил, каждую субботу, лишь только в единоверческой церкви раздастся первый удар тяжелого колокола, выходил строгий, высокий старик, в длинном, широком халате старинного покроя с волосами, остриженными "в кружало", смазанными древянным маслом и причесанными прямым пробором. И картуз сидел на нем строго и прямо, и походка его сосредоточенно-строгая. За ним вскоре выходит жена его, в платке, низко надвинутом на глаза, и лицо ея, по чистоте и строгости выражения, близко напоминает темные лики старых икон, которым она неустанно молится. Они идут ко всенощной в "беглопоповскую моленную". Они принадлежат к большой, многотысячной старой церкви, и жизнь их, при всей религиозной суровости, носит печать спокойной, удовлетворенной и уверенной в себе старой культуры"[5].

С конца 1880-х годов в Вольской общине служил священник Георгий Гумилевский.

Дочь Новикова А.Ф.Мельникова выстроила рядом большую каменную церковь в честь Успения Божией матери. В июле 1886 года богослужение в церкви было разрешено.

Через некоторое время Вольск становится крупным центром Древлеправославия. В 1890 г. здесь проходит первый Вольский Съезд, древлеправославных христиан, а также и все последующие Вольские Съезды (1901, 1903, 1904 и 1906 гг.), получившие в церковной истории наименование "Вольские". В 1912 г. в Вольске состоялся IV-й Всероссийский Съезд древлеправославных христиан.

После 1905 года настоятелем Успенской церкви служил священник Никола Микульшин.

После революции в 1936 г. Успенский храм был закрыт и конфискован безбожниками. В обезображенном здании Успенской церкви размещался винзавод, затем швейная фабрика, а впоследствии спортивная школа.

5 августа 1937 года в Вольске был арестован настоятель прихода священник Филипп Прокофьевич Вахтин. 7 октября 1937 года тройкой УНКВД по Саратовской области отец Филипп был приговорен к ВМН за "антисоветскую агитацию", а 13 октября расстрелян в Вольске[6].

До войны в Вольской общине совершал служение отец Илларион. Он был родом из Самодуровки ныне Белогорное. В Успенской церкви был рукоположен в диакона, а затем в священника. Матушку его звали Матрона. У них было четверо детей: Агрипина, Петр, Дросида и младший Иоанн. Старожилы рассказывали, что все дети у батюшки хорошо пели. На клиросах в то время было до 100 человек певчих. В большие праздники запрягали лошадей и ездили прославлять Бога в другие приходы. По дороге пели тропари и кондаки праздникам.

Из Вольска отец Илларион был переведен в Еланку, где тоже была наша Церковь. Однажды случилось Батюшке идти одному из Бланки в Маянгу, по дороге его догнали на лошади неизвестные люди и сильно избили. После этого здоровье отца Иллариона пошатнулось, и прожив два года он отошел в мир иной.

Церковная жизнь Вольских христиан протекала довольно активно и после закрытия Успенской церкви . В Вольске в домовом храме совершались тайные архиерейские хиротонии.

Так во время войны, 2 октября 1944 г. в молитвенном доме была совершена хиротония епископа Паисия (Петра Даниловича Феоктистова), который возглавлял Вольскую кафедру вплоть до своей смерти 10 октября 1950 г.

В середине 50-х годов христианами был куплен большой каменный дом у Бондарки, вдоль реки Волги, который был переоборудован под церковь. Внутри был устроен и освящен алтарь. В церкви стали совершатся службы Божественной Литургии. Настоятелем храма в то время был отец Иоанн Исаев.

Радость древлеправославных продолжалась недолго. Вскоре и эта церковь была закрыта властями, а прихожане были вынуждены собираться для молитвы на дому. В желающих предоставить свой дом для общественного богослужения недостатка не было. Много лет община так и кочевала из одного христианского дома в другой, перенося по ночам в мешках тяжеленные церковные книги и утварь.

В конце 1987 года в Вольская древлеправославная община была официально зарегистрирована был открыт приход. В 1988 году верующие купили дом и переоборудовали его для церковных богослужений. Регулярно в Вольск приезжал по совместительству обслуживающий этот приход священник Петр Онуфриенко и совершал службы Божественной Литургии.


В конце концов, восторжествовала и историческая справедливость – многострадальное и обезображенное здание Успенской церкви было все же возвращено древлеправославным христианам.

По благословению архиепископа Геннадия (Антонова) это здание было разобрано, и на его месте из того же кирпича под руководством прот. Петра Онуфриенко была воздвигнута новая церковь в честь святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

В 1995 году настоятелем храма был поставлен священник Александр Семиклетов.

В приходе проводится большая работа по духовному воспитанию детей и подростков, действует Детский христианский лагерь "Иргиз". Груз забот связанных с этим отцу Александру и матушке Наталье помогают нести и доброхоты из числа прихожан.

[1] И. Жилкин. Старообрядцы на Волге, Саратов, 1905г., С. 13.

[2] И. Жилкин. Старообрядцы на Волге, Саратов, 1905г., С. 14.

[3] № 12, С. 1139-1142.

[4] И. Жилкин. Старообрядцы на Волге, Саратов, 1905г., С. 44.

[5] И. Жилкин. Старообрядцы на Волге, Саратов, 1905г., С. 17.

[6] Реабилитирован Саратовским областным судом 21.05.1963г. (Арх. уголовное дело №ОФ-20162).

 

По материалам starover.religare.ru

 
Loading...


Яндекс цитирования