О Пустыни
Свято-Алексиевская Пустынь до революции была подворьем Переславского Федоровского женского монастыря и называлась «летней монастырской Пустынкой». Ее земли до 1890 года принадлежали усадьбе Московского Потомственного Почетного Гражданина В.Б. Глинского, который пожертвовал эти земли Федоровскому монастырю (общая площадь земель 141 десятина 1701 сажень).
Кроме того, в 1904 году земли были отказаны по духовному завещанию крестьянина Переславского уезда деревни Щелканки И.Г. Волковым. Общая площадь обеих дач составляла 258 д. 73 с.
В 1888 году летом московская потомственная почетная гражданка вдова Анна Афанасьевна Ашукина, побывав в Феодоровском монастыре, заехала и в монастырскую Пустыньку, или дачу, которая располагалась близ Выползовой Слободы. 150 сестер работали с ранней весны на огородах этой Пустыньки, а с июня месяца – на сенокосах, полевых работах (уборка с полей хлеба и молотьба). Эти работы обеспечивали пропитание 330 сестер в течение года. Главное неудобство для работающих было отсутствие храма поблизости. Работающим сестрам приходилось идти до храма 12 верст в праздничные дни. Анна Ашукина пожелала исправить это неудобство и изъявила желание устроить церковь во имя Святого Алексия человека Божия и обеспечить её, а также построить домик для священника около церкви.
По просьбе Настоятельницы Феодоровского монастыря и основательницы Пустыньки игумении Евгении архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност благословил в Пустыни постройку храма.
Строительство храма было поручено Константину Викторовичу Терскому, архитектору Ведомства Императрицы Марии при Городской Управе и сотруднику Русского Страхового Общества. В 1891 году храм был построен и освящен престол Алексия Человека Божия.
Данные по дореволюционной истории монастыря очень скудны. По справке клировой ведомости Переславского Федоровского монастыря отмечено, что "для постройки церкви потомственной почетной гражданкой А.А. Ашукиной был устроен и кирпичный завод". Документально известно также, что в 1891 году в Пустыни были следующие постройки: «дом для священнника с хозяйственными пристройками, двухэтажный деревянный корпус для монахинь и послушниц, каменный двухэтажный дом, при каменном корпусе устроен скотный двор, конюшни и две келлии – вся стройка каменная. Деревянный дом, в одной половине коего живут послушницы, в другой школа. При вратах монастыря устроены четыре деревянные домика, в коих живут послушницы. Устроены четыре деревянных погреба, четыре сарая, амбар, тепляк, лабаз и дом для рабочих ».
В 20-х годах XX в. монастырь был закрыт и с этого времени являлся сначала коммуной, потом отделением совхоза. В 70-е годы, абсолютно разрушенный, монастырь был брошен и 18 лет находился в заброшенном состоянии. От Обители сохранились руины храма и руины двух домов. Все постройки были разрушены до такой степени, что на их стенах и внутри росли деревья.
В 1991году остатки Пустыни были переданы священнику храма Святаго Духа села Новое Алексию Василенко под жилье. Вскоре к иерею Алексию присоединилось несколько человек, которые стали его сотрудниками в деле восстановления Святодуховского храма и Свято – Алексиевской Пустыни. Год спустя здесь возникла небольшая православная община – что-то вроде православного поселения. Это начинание благословил и всячески ему покровительствовал Архиепископ Ярославский и Ростовский Высокопреосвященнейший Владыка Платон (Нынешний Митрополит – Айресский и Южноамериканский); он же благословил и устройство домового храма в общине. В 1993 году появляются первые дети-сироты и почти одновременно с ними первые старики богадельни. До 1995 г. дети Пустыни посещали школу села Новое, в 1995 г. было решено создавать свою православную школу. Была учреждена Православная Классическая гимназия, в которой в первый год ее существования обучалось 11 детей при 7 преподавателях. Школа развивалась стремительно, и на сегодняшний день в ней обучается 150 учеников и работает около 70 педагогов. Кроме того в Пустыни проживает около 30 детей дошкольного возраста. Всего же в Обители в настоящее время постоянно проживает 270 человек, не считая наемных рабочих и приезжающих учителей.
В Обители сформирован и действует единый духовно-социальный и культурно-образовательный комплекс – совокупность организаций и учреждений религиозно-просветительской, образовательной и социальной направленности, целью которого является обеспечение построения жизни насельников на основе Евангельского учения и обеспечение их всестороннего развития на базе православной культуры, классического образования и традиционных ценностей русского народа.
Центральное звено этого комплекса – Православная Классическая Гимназия-пансион памяти протоиерея Василия Лесняка – учреждение многопрофильное, что обусловлено чрезвычайной неоднородностью контингента учащихся. В настоящее время в школе обучается 150 учеников с 1-го по 12-й класс. Из них не менее половины – дети оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. сироты и оставшиеся без попечения родителей, ещё некоторое количество детей – с педагогическими проблемами.
В составе Гимназии, в качестве ее структурных подразделений (без образования юридического лица), выделяются следующие "малые школы":
1.собственно Классическая гимназия;
2.Академическая гимназия имени Б.В. Раушенбаха;
3.Пушкинский Лицей Наук;
4.Школа Искусств;
5.Реальное училище имени Н.Н. Неплюева;
6.Секундарная школа им. А.С. Макаренко.
1.Классическая Гимназия реализует в своей образовательной деятельности концепцию классического образования, являвшегося основной формой образования "интеллектуального" типа для Европы начиная с XII в., для России – со II половины XVII в.
2.Академическая Гимназия им. Б.В. Раушенбаха. Реальное учебное заведение с профильными отделениями:
?– физико-математическим;
?– химико-биологическим;
?– землеведческим (геология, география, палеонтология).
В будущем предполагаются и другие отделения, в частности математико-астрономическое, медико-биологическое.
3.Пушкинский Лицей Наук. Гуманитарное учебное заведение, в составе которого находятся:
?отделение новых языков;
?литературное отделение;
?историческое отделение.
4.Школа искусств. В ее составе:
?музыкальная школа;
?хоровое отделение;
?художественно-ремесленное отделение;
?художественная студия;
?иконописное отделение;
?театральная студия.
5.Реальное училище им. Н.Н. Неплюева. Трудовая школа, через которую должны пройти все дети начальной школы, а также с 5 по 7 классы включительно, кроме классиков и воспитанников Кадетского Корпуса, до начала специализации.
6.Секундарная школа имени А.С. Макаренко. Для детей, не проявивших интереса к какой-либо сфере интеллектуального или художественного творчества, детей со сниженными способностями, детей с девиантным поведением.
По мере необходимости для отдельных детей создается экстернат.
Обучение в любом подразделении гимназии для всех категорий учащихся – бесплатное. Бесплатно предоставляются также все прочие услуги гимназии и пансиона – проживание, пятиразовое питание, лечение, оздоровительный отдых детей, необходимая одежда, транспорт, учебники, учебные пособия и канцтовары, развлечения, дополнительные образовательные услуги и т.д.
Большое значение придается привитию духа трудолюбия (о Трудовой школе, состоящей из Реального училища и Секундарной школы, говорилось выше), детей приучают к труду по самообслуживанию, общественно-полезному, сельскохозяйственному труду.
В целом, контингент у нас непростой и нелёгкий. Тем не менее мы отвергли первоначальную идею работать только с благополучными и одарёнными детьми: все хотят работать именно с такими детьми, а кто же будет работать с «трудным материалом»? Ведь для сложных детей (как, кстати, и для детей «сложных родителей») в системе православного образования фактически места нет, они не нужны никому. Конечно, эти дети заметно снижают наши «статистические показатели», но другого выхода нет. В этом смысле наша гимназия – довольно уникальное православное образовательное учреждение, потому что мы, кажется, одни из немногих в России принимаем детей в основном по социальным показателям.
Нам очень сложно и тяжело дается работа с детьми. Одно сказать – детей в Пустыни в два раза больше, чем взрослых. Да к тому же детей в основном с отягощённым педагогическим и социальным статусом. Постоянные серьёзные материальные трудности. При всём том все выпускники всех наших девяти выпусков поступили в высшие учебные заведения. Наши выпускники стабильно получают более половины медалей в Переславском районе (в прошлом году – три из пяти, в этом – две из трёх). Результаты нашей гимназии по ЕГЭ в прошедшем учебном году оказались лучшими в области. Школа имеет государственную аккредитацию в статусе гимназии (не по названию, а по статусу).
Большое значение в педагогической деятельности Гимназии имело создание в 2001 году кадетского корпуса. В 2004 году по указанию и благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла он стал именоваться «Сухопутный Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского Кадетский Корпус» (кадеты по сей день полушутя – полусерьёзно называют Владыку своим «крёстным»). Эта структура позволила заняться активной педагогической реабилитацией трудновоспитуемых мальчишек и детей с девиантным поведением. Кроме того, кадетское движение является эффективным средством патриотического воспитания. В Кадетском Корпусе воспитывается 60 мальчиков. В прошлом году наш корпус занял первое место на нескольких первенствах Ярославской области, Центрального Федерального Округа, России и международных соревнованиях стран-участниц Договора Коллективной Безопасности («Кубок семи Президентов»; проводился в Киргизии на Иссык-Куле) и заслуженно получил право считаться одним из лучших кадетских корпусов России (по крайней мере на сегодняшний день).
Для девочек при Кадетском Корпусе создано Сестричество сестер милосердия имени принца Петра Ольденбургского. Для сестер устроены и функционируют курсы сестер милосердия, где преподаются углубленный курс биологии, основы медицинской помощи, уход за больными, христианская этика, духовно-богословские предметы.
С 2000 г. существует Православный детский Центр-пансион долгосрочной социальной реабилитации имени святых Царственных мучеников. На его попечении дети-сироты, социальные сироты и другие категории детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Центр ведет большую работу по социальной и психологической реабилитации и адаптации детей, отработке их юридического статуса, защите их прав и интересов. При Центре работают юридическая, социальная, психологическая службы. На счету Центра немало спасенных детских судеб.
В 2002 году создан и успешно функционирует Православный Культурный Центр Святителя Филарета Московского. Его задача – создание и организация работы учреждений культуры. Так, в частности, в Пустыни Центром организована уникальная библиотека, насчитывающая на сегодня более 300. 000 томов. При библиотеке существует отдел редкой книги и рукописей, научный архив. Среди сотрудников есть специалисты с учеными степенями кандидатов и докторов наук.
Под патронажем Культурного Центра в школе издаются научно-художественный и публицистический альманах «Схолии» объёмом до 200 страниц, получивший высокую оценку и тёплый отзыв Святейшего Патриарха Алексия, «толстый» журнал «Православная Гимназия» (на сегодня единственный журнал такого профиля), единственный в России журнал по классической филологии «Новый Гермес», в редакционный совет которого входит весь цвет отечественной классической филологии и частично античной археологии. В первом из них («Схолиях») публикуются в том числе и лучшие сочинения, рефераты, стихи и проза учащихся. В настоящее время готовится к печати 13-й номер этого журнала.
Православным Культурным Центром Святителя Филарета Московского в Пустыни созданы уникальные музеи с представительными экспозициями, такие как
•Музей Классических Древностей;
•Музей Естественной Истории (в его составе зоологический отдел, палеонтологический отдел, Энтомологический кабинет, Конхиологический кабинет, гербарий);
•Музей Изящных Искусств с Кабинетом эстампов при нём;
•Музей Путешествий Федора Конюхова;
•Церковно-археологический Кабинет;
•Музей Новомучеников и Исповедников Российских;
•Музей казачьего и народного быта;
•Музей Этнографии и Народного Искусства;
•Музей Космоса;
•Музей Востока (отдел монгольского искусства и древностей; Китайско-японский кабинет);
•Литературный музей с коллекциями высокохудожественной мебели, графики и живописи, редких и ценных изданий авторов разных эпох (издания – начиная с XVI века), автографов писателей и поэтов Золотого и Серебряного века, литературных реликвий и фотографий, литературным архивом;
•Музей Книги (имеющий в своих собраниях рукописи XV – XIX в.в., собрание редких изданий и уник, коллекцию миниатюр, коллекцию бумаги, коллекция экслибрисов);
•Нумизматический кабинет;
•Военно-исторический музей при Кадетском Корпусе;
•Научный архив;
•Другие музеи, кабинеты, выставки.
Все они объединены в единую структуру – Объединённые Музеи Свято-Алексиевской Пустыни. Общая численность основного фонда Объединённых Музеев – порядка 60 тыс. единиц хранения, что позволяет отнести их к разряду крупных музеев России. В 2003 году Объединенные Музеи Пустыни стали членом Союза Музеев России, ещё раньше были приняты в Ассоциацию естественноисторических музеев России.
В Музеях ведется не только образовательная и популяризаторская деятельность, но и научная работа. В частности, при Музее Естественной Истории создана лаборатория восстановления и фиксации окраски гидробионтов по технологии профессора А.Е. Микулина (наш музей обладает крупнейшей в мире коллекцией препаратов, изготовленных по данной уникальной технологии). Функционирует лаборатория электронной микроскопии, землеведческая учебно-методическая и опытно- исследовательская станция – УМОС – в области геологии, минералогии и палеонтологии, археологическая база в Тамани.
Руководителем геолого-минералогического отдела этого же музея доктором геолого-минералогических наук Л.А. Сим проводятся геологические и палеонтологические учебно-научные экспедиции под шефским руководством Палеонтологического института РАН (проф. А.К. Агаджанян, М. Арефьев), сотрудников Геолого-разведочной Академии (к. г.-м. н. Б.Б. Шкурский), Музея им. Вернадского (д.г.-м.н. Е.Г. Мирлин). Учащиеся землеведческого отделения Гимназии неоднократно занимали первые места на геологических олимпиадах МГУ, МГРИ, Горного Института в Санк-Петербурге, всероссийских олимпиадах. У наших школьников около десяти научных публикаций по геологии и палеонтологии в различных научных, в т.ч. академических изданиях.
Энтомологический Кабинет Музея Естественной Истории курирует один из видных современных энтомологов России, описавший немало новых видов бабочек, С. Чуркин.
Археологические экспедиции проводятся в составе экспедиций петербургского археолога д.и.н. профессора Ю.А. Виноградова.
В состав школьных музеев входит ботанический сад, в коллекции которого на сегодняшний день более 600 видов (около 1000 сортов) растений. Его сотрудники и руководители – московские учёные – ботаники зав. Отделом Главного Ботанического Сада РАН И. Бондорина, И. Авраамова. При нём функционируют курсы юных садоводов и курсы садоводов для взрослых.
Наши музеи имеют официальные договоры о сотрудничестве с Государственным Дарвиновским музеем, Биологическим музеем имени К.А. Тимирязева, Геологическим Музеем им. Вернадского, с Тимирязевской Академией, с ПИН РАН, кафедрой исторической геологии Казанского университета, ЗИН РАН, РКК «Энергия» и др.
Мы считаем, что наши Музеи имеют большое миссионерское значение для приезжающих в Пустынь. За год музеи посещает от 400 до 600 автобусных экскурсий (в некоторые дни их бывает до пяти за день), не говоря уже о частных посетителях и небольших группах, и очень многие из них, кто относился до этого к Церкви с предубеждением, как к чему-то «средневековому», чуждому современной науки и культуры, после посещения Обители принципиально меняют своё мнение о Православной Церкви, многие принимают Святое Крещение. В частности, в Пустыни приняли Святое Крещение многие крупные учёные, деятели культуры нашей страны.
По договору с администрацией нашими Музеями открывается филиал в городе Южноуральске Челябинской области.
Православным Культурным Центром Святителя Филарета Московского издано несколько серьёзных книг:
1.Е. Вежин. Очерки социальной работы. (Труд бесценный для всех, кто занимается практической социальной работой). Ранее не издавалась.
2.Иером. Нестор (Кумыш). Поэмы Лермонтова как вехи его духовного пути.
3.Материалы первой научно-практической конференции в Свято – Алексиевской Пустыни.
4.Журналы «Православная гимназия», «Схолии», «Новый Гермес».
Нам хотелось бы продолжить издательскую деятельность, по возможности расширять её, в чём мы надеемся на благословение и поддержку епархиального Священноначалия.
Большое значение в воспитательной и образовательной деятельности придается влиянию искусства и культуры на формирование детской души. С этой целью дети часто вывозятся в театры, музеи, ходят в походы и на экскурсии. Создана и функционирует Школа Искусств, в которой обучается большая часть детей. Дети ставят спектакли, снимают видеофильмы; начинает свою работу анимационная студия. В Школе Искусств работает 18 педагогов, профессионалов своего дела. К нам часто приезжают профессиональные музыкальные коллективы – камерные оркестры, сольные исполнители, хоры, певцы и т.п. За год таких концертов бывает обычно от 10-ти до 20-ти и более.
Ежегодно проводятся несколько школьных экспедиций различного профиля и направления (геологические, палеонтологические, биологические, археологические), несколько из которых - традиционно длительные и в отдаленные места – Кольский полуостров, Архангельская, Новгородская области, Крым, Северный Кавказ, Средний и Южный Урал. Во всех экспедициях детей сопровождают научные руководители – профессиональные ученые.
Наша научная и учебная база, а также кадровая ситуация вполне позволяет нам думать о создании небольшого высшего учебного заведения, университета, что значительно упростило бы нам послешкольное сопровождение наших детей, - и если мы получим на это благословение Правящего Архиерея, то намерены в этом году начать мероприятия по созданию такого вуза.
По благословению Правящего Архиерея Ярославской епархии Высокопреосвященнейшего Архиепископа Кирилла на базе Свято-Алексиевской Пустыни было проведено 3 научно-практических образовательных конференции «Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы», в которой приняли участие крупные деятели культуры и православной педагогики, а также представительный семинар по естествознанию. Многие участники высказывали горячую благодарность за возможность поучаствовать в её работе. Некоторые даже говорили, что это самый интересный форум в их жизни. Решено проводить такие конференции ежегодно.
Труд и быт.
Хлеб насущный насельники Обители добывают своим трудом. Этому служит аграрное хозяйство Пустыни: Обитель владеет 450-ю гектарами земли, стадом крупного рогатого скота, превышающее в летний сезон 100 голов, есть стадо овец, коз, свиней, 15 лошадей. Работает конно-спортивная секция. Обитель имеет свою машинно-тракторную базу, необходимую сельскохозяйственную технику. С помощью Губернатора Ярославской области к Пустыни была подведена дорога, водоснабжение. Два года назад подведён природный газ.
Большое внимание уделяется огороду – его продукция составляет основу питания насельников. Все работы на огороде в основном (кроме вспашки земли перед посевом) ведутся вручную, с посильным участием детей. Ежегодно заготавливается до 500 тонн сена.
Сложная ситуация с медицинским обслуживанием. У нас до сих пор нет приличного медпункта, нет врачей.
Богослужение и душепопечительство.
Милостью Божьей, в 2005 году завершились реставрационно-восстановительные работы в большом соборном Алексиевском храме, работы же по внутренней росписи продолжаются и поныне.
Все воскресные и праздничные богослужения проходят с участием детей. Дети на этих службах – и певчие на клиросе, и алтарники, и уборщики храмов, а часто – и регенты. Ежедневно в Обители совершается полный суточный круг богослужений, включая Божественную Литургию. Много лет в Обители силами всех взрослых насельников совершается чтение Неусыпаемой Псалтири. Каждый день служится молебен с крестным ходом вокруг Пустыни.
Насельники придерживаются практики частой исповеди и приобщения Святых Христовых Таин. За воскресными и праздничными богослужениями обычно причащается от 140 до 180 человек.
В Пустыни имеется небольшая богадельня, где мы стараемся скрасить последние годы одиноких престарелых, помочь им дожить свои дни в мире с Богом, Церковью и собой, в материальном довольстве, и достойно предстать на суд Божий. Многие получили такую благую возможность мирной кончины (на нашем кладбище уже 26 могил).
Концептуальные основы жизни Обители.
в самом кратком виде можно свести к нескольким основным положениям. Это жизнь по Евангелию, стремление воплотить в жизнь евангельский идеал. Пустынь всеми доступными средствами пытается возродить идеалы общинной жизни и уклада, некогда свойственные русскому народу. Мы стараемся решать те задачи социального служения, прежде всего в отношении детей, которые перед нами ставит жизнь. Мы стремимся на самом высоком качественном уровне способствовать возрождению православного образования в России. Обитель видит своей задачей всемерное и всестороннее трудовое воспитание детей и взрослых, т.к. негативное отношение к труду нам представляется одной из самых бедственных, самых катастрофических черт современной реальности. Мы стремимся всячески и всемерно способствовать здоровому симбиозу, а при возможности и гармоничному слиянию религиозной жизни и культуры. Мы хотим из наших насельников воспитать сознательных и преданных граждан своего земного Отечества, а не его «население», верных чад Русской Православной Церкви, а не её «захожан». Наконец, мы предоставляем возможность своим насельником не только мечтать, но и жить по тем идеалам, меркам и принципам, которые являются реальным осуществлением Православия в жизни.
Источник: http://www.stalexis.ru/istoriko-statis_spravka.php