«Нехорошо быть человеку одному», ему свойственно искать общение, стремиться к пониманию и любви. Одна из главных проблем в жизни человека — проблема одиночества, особенно острая в наше время для жителей больших городов.
Мы не чувствуем, а иногда и не замечаем друг друга — даже когда живем в одном доме, идем рядом по улице, гуляем с детьми в одном и том же дворе. Порой это случается даже тогда, когда люди годами стоят рядом на службе в одном храме. А ведь именно опыт Церкви способен помочь человеку прорваться через стену одиночества к глубокому, подлинному общению — потому что она сама родилась как община Христовых учеников, и в течение многих веков своей истории постоянно возвращалась к этому опыту, особенно в периоды внешних гонений и внутренних разделений.
История человечества знает и другой опыт общин — крестьянских, городских, цеховых… Но такой чисто социальный тип общежития часто подавлял личность и порождал противоречия между творческим ее раскрытием и корпоративными интересами. Христианство явило принципиально новый вид общины, которая связана не просто с устроением земной жизни. Христианскую общину и христианское братство определяет прежде всего единство духа, данное им как дар — поэтому Христианство завоевало весь мир, все культуры, поэтому оно не исчерпывается каким-то одним типом или образом жизни.
К сожалению, в течение своей двухтысячелетней истории церковь порой забывала собственный опыт. Но он неоднократно возрождался. Так было в IV в., когда в противовес общему духовному охлаждению и обмирщению тех, кто приходил к вере следуя «моде» на христианство, ставшего практически государственой религией, возникли многочисленные монашеские общины.Так было на Руси, раздираемой усобицами забывших о своем христианстве и предававших друг друга князей — когда в ответ на одинокую молитву преп. Сергия о преодолении ненавистной розни мира сего вокруг него возник общежительный монастырь, возродивший опыт Киево-Печерской лавры.
Так было в начале XX в., когда перед лицом надвигающейся и уже разразившейся катастрофы в противостоянии безбожию в Русской православной церкви рождались многочисленные братства и общины. Так было и в конце прошлого века, когда в ответ на многолетние гонения и фактический запрет христианства в Советском Союзе пришедшие в неё молодые люди стремились к воцерковлению своей жизни, искали в православной традиции опыт общинности. Именно из этого опыта и родилось наше Преображенское братство.