Если вы на прошлой неделе смотрели отдельные репортажи американских и британских СМИ в связи с олимпийскими играми в Сочи, то вы могли узнать многое про коррупцию, гомофобию, „истребление олимпийских собак“, стрельбу в московской школе (двое пострадавших), или размеры кроватей в новых гостиницах.
Но только если вы приложили много усилий и вам еще повезло, вы смогли угодить на сообщение о предстоящих соревнованиях. По правде говоря, ведущие в студиях Си-Эн-Эн и Би-Би-Си периодически пытались напомнить коллегам на месте, что „нам предстоят игры“, и „возможно, пора“ начать говорить о спортсменах – но тщетно.
Судя по зачастую откровенно ехидных репортажах, все сделанное русскими в Сочи – плохо, некрасиво либо ошибочно. „Нью-Йорк таймс“ пишет, что официальными талисманами игр являются леопард, белый медведь и заяц, но „более подходящими были бы дрель, экскаватор и лопата“. Журналисты Си-Эн-Эн никогда прежде не проявляли такое понимание к самоубийственному насилию исламистских экстремистов, как в трогательной истории про „черных вдов“, самую большую угрозу безопасности „Путиновских игр“.
Создано впечатление, что эти игры не только „худшие из всех“, но и что будет настоящее чудо если не произойдет какая-нибудь трагедия. Они так далеко ушли в охаивании „угрюмой экстравагантности“ Путина, что „Нью-Йорк таймс“ даже счел нужным опубликовать текст под заглавием „Для Сочи – не спорт и радость, а терроризм и напрженность“ о том, не перегнули ли палку в „подавлении энтузиазма к олимпийским играм“, и „заметит ли кто-либо спортсменов, которые будут разыгрывать медали“.
Но речь идет не только об очерненных олимпийских играх. Журналистку „Нью-Йорк таймс“, готовившуюся к поездке в Сочи шокировало то, что соседка попросила ее привезти ей матрешки – точнее, то што сегодня вообще кому-либо приходит в голову „что-либо хорошее в связи с Россией“. В сознании многих американцев на смену красной „империи зла“ пришла новая – русская.
Истерические сообщения журналистов порой неодолимо напоминали период холодной войны, когда олимпийские игры стали „политической витриной“ великих наций, могущественных лиц и их идеологий. Враждебность многочисленных текстов подтолкнула отдельных аналитиков к выводу о том, что главный вопрос больше не то – являемся ли мы снова свидетелями холодной войны, а то – идет ли речь о новой или о продолжении старой.
Конечно же, история редко повторяется. Россия намного слабее покойного Советского Союза. Но и нынешнее, менее масштабное, асимметрическое соревнование великих держав имеет и свои горячие точки и кровавые „побочные спектакли“. Трагедия в Сирии и хождение по острию ножа на Украине имеют много общего, но также иллюстрируют насколько смещены старые фронты.
Борьба снова ведется и на киноэкранах. Голливуд воскрес старые клише в фильме „Джек Райан: Теория хаоса“. Отважный агент ЦРУ являлся героем и в „Охоте за Красным октябрем“, последнем хите из времени „подлинной“ холодной войны. Наглые и холодные русские стали главными негодяями шести больших фильмов, снятых в последние годы. Что бы не было недоумений относительно того, кто есть главный враг, одного садистского бывшего агента КГБ зовут „Мать Россия“.
Вместо „железного занавеса“ идеологии мы получили стену из плохих стереотипов, зачастую откровенно расистских. Марк Алмонд, профессор Оксфордского унверситета, подчеркивает, что Россия сегодня является более капиталистической, чем многие западные страны, и что „идеологический элемент исчез“. Он напоминает, что русофобия присутствовала в СМИ и в течение „классической“ холодной войны, но считает, что она сейчас „усилилась“, и что „антирусское настроение“ сильно выражено.
Путин хотел, чтобы игры понимались как подтверждение „возвращения России“ на мировую сцену и зеркало большой современной страны. Но, одна из главных картин, изображаемых западными СМИ, является та про „Россию в беде“, страну на грани краха. Лондонский „Экономист“ на обложке опубликовал фотомонтаж самодовольного Путина в костюме фигуриста, продолжающего танец, хотя его партнерка – Россия – „разбилась“ на треснувшем льду.
Элитарный „Нью-йоркер“ привлекает покупателей подобным мотивом. Путин танцует на льду перед своими клонами – единственной олимпийской публикой. На обложке журнала „Тайм“ олимпийские круги из колючей проволоки. И „Нэшнл джиогрэфик“ не устоял.
Корреспондент журнала, уже 125 лет представляющего американцам далекие и необычные места, в Сочи усмотрел мрачное и опасное место „непригодное для торжеств“. Путиновский город представлен как воплощение всего худшего – начиная с поприща русского геноцида (в 19-м веке) и вплоть до массового уничтожения нетронутой природы. „Иногда мне очень хотелось бы сильного землетрясения, чтобы все это уничтожить“, говорит угрюмый житель, гнев которого вводит в унылую историю про „путиновскую тусовку“.
„Вопреки всем страхам, похоже, участники в Сочи хорошо проводят время“ – этими словами под конец первого дня соревнований ведущая новостей Би-Би-Си суммировала неожиданно положительные сообщения корреспондентов. Ее вывод мало говорит об олимпийских играх, но превосходно иллюстрирует роль и последствия сообщений западных СМИ о зимних играх, которые являются не только русскими.
Источник: Политика
Зоран Чирьякович