Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Воспитание Казачата - потомки Ермака. Традиция и приемственность

Казачата - потомки Ермака. Традиция и приемственность

E-mail Печать

alt«Подъём!..»   Властный крик командира бросает ребят из тёплых   постелей в свежесть раннего утра. Ещё не   успев сообразить, что к чему, побежали, на ходу сбивая с трав холодную росу. Зарядка есть зарядка, хочешь, не хочешь, а пять километров бегом, да еще с применением элементов рукопашного боя. Ну, если не нравится, возьми и   уйди, силой сюда никто никого не тащил.

 

Летние сборы на острове. На зарядке Сургутский казачий кадетский   корпус… Это только один час из насыщенной жизни ребят. День за днем, преодолевая трудности, они постигают военное мастерство. А еще посещают воскресную школу, где им читают лекции по истории. Кадеты учатся петь и танцевать и поэтому   они — желанные гости на городских праздниках.

Одна из главных целей, ради которой собрались ребята в военно-патриотическом клубе под кадетским флагом, — возродить казачьи традиции. Сейчас это стало возможным, а лет пятнадцать назад о таком и не мечталось. До тех пор, пока в начале девяностых группа потомственных казаков во главе с первым атаманом возрождения Петром Антоновичем Сухановым не подняла вновь над Сургутом Знамя Сибирского казачьего войска. Не возродиться казачество в городе Сургуте просто не могло, не имело права. Ведь первыми, кто ступил на сургутскую землю, были казакисподвижники и продолжатели дела атамана Ермака.

Лето 2002 года…На улице Ленина в районе центрального агентства — море людей. Торжественный голос диктора, эхом возвращающийся из окрестных улиц, заставляет всех примолкнуть. Зачитывается древний текст государева наказа – повеление царя Фёдора Иоанновича строить град Сургут… Падает полог, и взорам собравшихся предстает памятник основателям города, среди которых и воины-казаки.

Одними из первых на сцену, сооруженную перед монументом. выходят юные потомки Ермака – кадеты.   Они несут   знамя своего корпуса, освященное самим Патриархом всея Руси Алексием. Поблизости в почетном карауле замерли взрослые казаки.

И увидел Сургут, что не перевелось казачество в земле сибирской, что не только ветераны сами   готовы в трудный час встать на защиту России, но и смену себе готовят, передавая славу предков в надежные руки. Будто в подтверждение этого кадеты четким строем прошли к подножью сцены и влились в строй почетного караула. Значит, не забыта старая заповедь: казачьему роду нет переводу.

Не нужно быть крупным специалистом в военном деле, чтобы, исследуя документы истории, увидеть: сибирские казаки всегда выставляли для ратных нужд большое и хорошо обученное войско. Сам казачий уклад жизни представлял собой надежную базу для подготовки первоклассных военных кадров. Казака начинали воспитывать сызмальства, а потому не было равных ему в мастерстве джигитовки, умении владеть всеми видами оружия, вести бой в любое время дня и ночи и в любых условиях.

Благодаря этим качествам, сибирские казаки сыграли значительную роль в развитии Сибири и Казахстана. Именно они присоединили к России огромные территории, основали многие современные города и села, проложили путь промышленности и торговле, сопровождали русские посольства и экспедиции, в течение столетий охраняли наши азиатские границы.

Таково оно — наше славное прошлое, трудное, порой трагическое, особенно в первые десятилетия советской власти, когда доходило дело до массового уничтожения казаков. Не удивительно ли, что мало кто из них дожил до сегодняшнего дня с любовью к корням своим и открытой душой.   Мечутся казаки, определяясь, к кому примкнуть. Где   то истинное, ради чего стоит пренебречь общественным мнением (смеются, зачастую, горожане, видя мужей в форме казачьей: мол, вырядились!)

Передо мной множество документов, читая которые, хочется думать, что государство верит в казачество, надеется на него и что на сегодня сделано достаточно для его воссоздания.

«Казачество, стоящее на позициях российского национального возрождения, народного согласия, сохранения и упрочнения единой и неделимой   России, укрепления Российской армии и флота, последовательно выступающее против национальных конфликтов, беспорядков и преступности, встречает все большее понимание и поддержку со стороны государства, всего населения России. Государственная власть, заинтересованная в надежной опоре в деле строительства и укрепления Российского государства в новых геополитических условиях, не может далее оставлять без внимания роль и значение казачества как многонациональной системы, его опыт демократического самоуправления, многовековой исторический опыт в обеспечении эффективной системы пограничной охраны, его особой роли в Вооруженных Силах и, наконец, весьма эффективную систему хозяйствования».

Эти слова принадлежат президенту Владимиру Путину. Они ли не подтверждение тому, что государство верит: у казаков есть будущее? Но возрождение казачества — явление многоплановое, во многом противоречивое, неоднозначное. Напомню, казачество сформировалось на четырех столпах: православие — воинская служба — землевладение — самоуправление. Одновременное восстановление этих принципов   и есть непременное условие возрождения, причем приоритет здесь принадлежит православию.

Наверное, только ему и небезразлично казачество. Пока казаки наводят порядок в своих рядах, преодолевая многочисленные внутренние раздоры, непременно возникающие, когда налицо слишком большой разрыв в традициях, у их подрастающей смены — кадетов — дел невпроворот. Помимо основных занятий, они участвуют во многих городских мероприятий. Интересно прошли для ребят новогодние праздники, они были в числе организаторов рождественской елки для православных детей. В конце января   участвовали в торжественном собрании, посвященном 60-летию снятия блокады Ленинграда. В начале января нынешнего года — незабываемая поездка на зимние тактические учения в Сайгатино.

За три года существования корпуса, у него появилось много друзей. Так что не удивительно, что в прошедшей вылазке в лес вместе с кадетами были мальчишки и девчонки из лицея №1. Кстати, лицеисты самые давние друзья. Не один раз они вместе были в Тобольске, где встречались с владыкой Димитрием.   Сургутский казачий кадетский корпус получил благословение владыки и лично им был приглашен на крестный ход из Абалацкого монастыря в Тобольск и на праздник в   память святителя Иоанна Тобольского. Три дня ребята в кадетской форме охраняли порядок   в городе, а заодно и знакомились с достопримечательностями древней столицы Сибири.

Корпус пользуется большой поддержкой со стороны православной церкви Сургута города. Кадеты принимают участие во всех престольных праздниках, несут караульную службу у храма в Пасхальную ночь, а на   Крещение окунаются в освящённую воду. А у нас, между прочим, об эту пору холода бывают крепкие! Растут мальчишки, вот кому-то из них уже пришла пора и в армию идти. Провожать всем корпусом будем. А вернутся, как сложится их жизнь? Не потерять бы, не забыть, что они — казаки, и дух в них боевой, и к Родине любовь, и вера в Господа Бога. Давно об этом думали в руководстве корпусом, а когда узнали всю правду о реестровых казаках, с документами познакомились государственными, сопоставили, что к чему, то и решение приняли однозначное: вступить вместе с корпусом в реестровое казачество. До этого корпус подчинялся общественному атаману. Решение это было закреплено совместным договором, точки в котором поставили своим посещением корпуса атаман Обь-Иртышского отдельского казачьего общества В.В. Куликов и сам генерал Плетнев.

Приняли они наших казачат в свою семью, как детей родных. 28 гектаров земли выделено обществу под казачий хутор. Думают казаки здесь же школу кинологов открыть, где кадеты под руководством опытных собаководов смогут обучать щенков, готовя их к совместной службе на границе. А что за казак без лошади?! И об этом подумали наставники, с этой целью открывают казачий хутор в селе Сытомино Сургутского района, в деревне Ляминой также хутор планируют. Есть в районе потомственные казаки, кому, как не им молодежь под свое крыло брать да традиции казачьи передавать. А чтобы все законно было, договоры заключили с администрацией, и с районной и с городской. Предполагают они кроме всего прочего несение охранной службы в дачных поселках и на рынках, егерскую службу, экологическую. Для этого, понятно, учить людей надо, готовить казачьи кадры, нужны специалисты, а не свадебные генералы в красивой форме с орденами и медалями из прадедовских сундуков.

Вот так оно и должно быть в казачьей семье, это вам не папахи драть на сходах да разбор вести, у кого она из каракуля, а у кого нет.   Да и не до папах нам пока, хутора строить надо, думать, как бы старших ребят по возможности в армию вместе, гуртом отправить, где деньги найти, пока своих не заработали, чтобы казачатам новую форму купить, из старой многие уже выросли. Куда летом свозить, чтобы и отдых был, и с пользой. Некоторые из детей в жизни еще дальше Сургута не выезжали. Когда вы будете читать мои заметки, наверняка в   историко-культурном центре <Старый Сургут> уже будет открыт казачий дом, в котором разместилась экспозиция об истории казачества. Сегодня же опять наша забота, где экспонаты для него найти, утварь казачью, дети в этом как могут, помогают. Они хоть и не взрослые, а понимают, что память о тех, кто основал град Сургут, должна передаваться из поколения в поколение. На то они и казачатапотомки Ермака.


Сергей Шишкин


По материалам voskres.ru

 


Яндекс цитирования