Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Воспитание Через «тернии» - к ХРАМУ

Через «тернии» - к ХРАМУ

E-mail Печать

altКуда ни гляньповсюду чистейшая снежная белизна. Вокруг раскинулись белые-белые бескрайние поля. Снег густо укрыл лапы елей в лесу, завалил все стежки и дорожки. Но если внимательно приглядеться, можно различить, как в одном месте сугробы, вроде бы, зашевелились. Проваливаясь в снегу, через поле пробирается десяток молодых людей в белых маскхалатах.

Автоматы и винтовки обмотаны бинтами. Остановились, замерли – и снова их не видно. Слились, растворились в зимнем великолепии. Это одна из команд, участвующих в военно-спортивных учениях «Ледяной поход-2012». А где-то далеко от нее движутся еще 11 команд, разбросанных на пространстве в 60 квадратных километров. На горизонте над морозной белизной отчетливо выделяется красное пятнышко, сверкающее на зимнем солнце золоченым куполомхрам св. великомученика Никиты. Главный ориентир. Напрягая все силы, увязая в заносах, юноши и девушки пробиваются к православному храму. Наверное, символично…
      
Московский казачий отряд им. св. Александра Невского и храм св. Никиты в деревне Бывалино Павлово-Посадского района проводят «Ледяной поход» в третий раз. Надо сказать, изначальная задумка была самой простой. В позапрошлом году два подразделения молодых казаков получили маршруты по 25 км – кто быстрее пройдет? А воспитанники детского корпуса при храме св. Никиты изображали обороняющуюся сторону. Обе команды должны были не просто дойти, а с марша вступить в «бой», атаковать детский лагерь. В прошлом году испытать себя на прочность вызвалось уже 6 команд. Усложнилась программа, появились группы на машинах, выставлявшие заслоны на дорогах. Настоятель храма св. Никиты игумен Амвросий (Шевчук) придумал выдавать особые дипломы участникам со знаком Ледяного похода гражданской войны – меч и терновый венец. В данном случае «тернии», конечно, условные, но учения получились весьма непростые. Даже если не принимать во внимание препятствий, предусмотренных по сценарию, в зимнее время серьезнейшие трудности создает сама природа.
      
Не мне судить, по какой причине, но «Ледяные походы» завоевали популярность, о них расходилась молва, и в нынешнем году подали заявки 12 команд. Разумеется, это потребовало более масштабной организации. Неоднократно обсуждали подготовку с о.Амвросием, разрабатывались новые правила, изучались карты, намечались маршруты, кипела оживленная переписка в интернете. С повышенным вниманием интересовались – что обещают синоптики? Ослабеют ли морозы?
      
И вот настает день учений, 18 февраля. Яркое солнце, ясное синее небо, на термометре минус пятнадцать, но студит неприятный колючий ветер, и кажется, что гораздо холоднее. Тем не менее, погода не испугала участников. Мой мобильник то и дело будоражится звонками. Докладывают руководители, выдвигаются на исходные позиции. Маршруты проложены от разных станций двух железных дорогКазанской и Нижегородской. Самые короткие дистанции 10 км, самая длинная – 30 км. Распределяли их в зависимости от возраста, от уровня подготовки.
      
На «десятку» собирается, например, младшая из команд, местные «никитята», обвешиваются деревянными автоматами, грузятся по машинам. На бензозаправке у Евсеевского поворота их ждут казаки учебной сотни им. Доватора Центрального Казачьего войска. Бойцы опытныеофицеры, унтер-офицеры. Сегодня им предстоит быть инструкторами, поучить и своих казачат, и бывалинских воспитанников передвижению на марше, тактике. Два подразделения строятся, вызывая естественное любопытство работников заправки, проезжих автомибилистов, сотрудников ДПС. Монахиня Капитолина заботливо проверяет, хорошо ли оделись ребятишки, помогает получше укутать горло шарфами. А командир, подъесаул Илешин, ставит задачу: в районе Бывалино, примерно в радиусе километра от храма, находится база диверсантов. Приказано разыскать ее и «уничтожить».
      
Провожаем уходящую колонну, а тем временем продолжаются доклады. Отряд «Резерв» подмосковного отделения «Народный Собор» выступил из Фрязево, команда их соратников из московского отделения, «Доброволец» - из Подосинок, из Кабаново стартовал военно-спортивный клуб «Барс», с Казанской – щелковский кадетский казачий отряд православной гимназии «Ковчег»… По ходу дела приходится корректировать планы. Клуб «Никулинец» из 15-го интерната г.Москвы пропустил нужную электричку, просит дать другой исходный пункт, от станции Дрезна.
      
К храму св. Никиты съезжаются посредники. Старшим над ними назначен подхорунжий Александр Захаров. Так уж сложилось, что нас с ним прочно связала и работа, и казачья служба. Фирма «Политкнига», где он трудится, специализируется на патриотической литературе, в том числе распространяет и мои книги, обеспечивает все презентации. А в свои выходные Саша охотно вспоминает воинские навыки, постоянно выбирается в походы, на сборы, учения – между прочим, считает это лучшим видом отдыха. Сейчас отдых ему предстоит очень активный. По шоссе движется маленький, но, сразу видно, сплоченный и сработанный строй – команда «Наша армия». Как раз ей выпало играть роль диверсантов. Уяснив по карте обстановку на данный момент и особенности местности, молодые десантники отправляются с Захаровым в ближайшие леса. Барахтаются по сугробам, выбирая укрытую ложбинку. Расчищают снег саперными лопатками, под деревьями встают палатки. Готовятся и к обороне, высылают дозоры, оборудуют огневые точки…
      
А вот казаку Николаю Халтурину из посредников приходится переквалифицироваться в писари. По заявкам, предполагалось 80-100 участников (и прикидывали, что реально выйдет меньше – обычно так и бывало, кто-то приболеет или испугается мороза, в последний момент найдет отговорки). Но на учения вышло не меньше, а больше народу, чем планировалось, 126 человек. Игуменская о.Амвросия как-то само собой превращается в подобие штаба. Николай включается в работу в буквальном смысле не покладая рук. Собирает списки, уточняет фамилии, оформляет высящуюся перед ним гору дипломов.
      
Между тем, прилетают новые доклады. «Доброволец» заблудился. «Барс» лезет по целине через лес, просит подсказать, кто соседи, с кем можно взаимодействовать. Аркадий Слесарев со щелковскими кадетами сообщает, что дорога тяжелая, идут медленно. Около 13 часов на маршруты выплескивается «вторая волна». Гребневский Пресвятой Богородицы казачий отряд начинает движение от Павловского Посада, электрогорский «Гром» от Ковригино, монинская казачья дружина при храме св. Александра Невского от Дрезны. Тут как тут и телевидение, канал «Подмосковье», они давно отслеживают наши мероприятия, знают, что у нас можно снять эффектные кадры и сделать интересные репортажи…
      
А вокруг лагеря «диверсантов» разгораются первые «бои». Доваторовцы и «никитята» действовали грамотно, четко. Выслали разведку, и пока колонна шагала по снегам, место «неприятельской базы» уже засекли. Инструкторы учат юных бойцов, как правильно подобраться к «противнику», лагерь окружают. Исход «сражения» определяет неуемный энтузиазм атакующих – несмотря на усталость, энергии у мальчишек и девчонок хоть отбавляй. Впрочем, на их стороне и подавляющее численное преимущество, 27 против 6 защитников.
      
Но такое соотношение мы допускаем только для самых младших участников (по вполне понятным причинам). После выполнения первой задачи и небольшой передышки обе команды получают следующую. Дальше они будут играть на стороне «Нашей армии». Инструкторы из сотни им.Доватора помогают организовать более серьезную оборону базы, усиливают ее своими бойцами. Другая часть доваторовцев и отряд «никитят» выходят навстречу остальным командам, перекрывают им дороги патрулями и засадами.
      
И все-таки их меры противодействия оказываются бесполезными. Следующим на цель выходит «Варяг». Эта команда образовалась год назад, как раз в прошлом «Ледяном походе». Была тогда совершенно неопытной, сбилась с пути, застряла в снегах, накрутила больше десятка «лишних» километров. Добралась с запозданием, когда уже завершался молебен по окончании учений. В Бывалино до сих пор со смехом вспоминают, как в храм ввалилась группа закоченевших и заиндевевших молодых людей, покрытых сосульками. Причем совершенно ошалевших. Увидев игумена Амвросия, «варяги» вместо приветствия и благословения, сумели выдавить из себя лишь одно: «У вас тут баньки нету?»
     
Но «варягов» первый блин не обескуражил. В этом году они запросили самый дальний и трудный маршрут, 30 км. Мало того, настояли еще и дополнительно усложнить его. Я предложил им двигаться от платформы «73-й км» Казанской железной дороги через дачные поселки и лес на Чисто-Перхурово (3 км по снежной целине). Руководитель «варягов» попросил идти вдоль линии электропередач на Аверкиево – 7 км без дорог! И насколько же подтянулся за год уровень команды: прошли быстро, дружно. А «боевую» задачу они продумали заранее…
     
Вперед выступила разведгруппа – двое «варягов» сняли маскхалаты, остались в спортивных шапочках, куртках, у одного на шее «динамовский» шарф, в руках – лыжный чехол. Любители физкультуры вышли прогуляться. Обнаружили заставы у села Ефимово, прошли через них открыто. Правда, у урядника Игоря Беспогоднова мелькнуло подозрение, что «спортсмены» не простые. Как-то посмотрели на него искоса. Но все же не проверил, «динамовский» шарф сработал. Миновали посты беспрепятственно.
     
Основные силы «Варяга» получили предупреждение, тем не менее, пробиться через заслоны не смогли – попали в засаду. Поставили дымовую завесу, под ее прикрытием с «боем» отползали к Теренино (по оценкам посредников, почти вся команда была уничтожена). Но пока она «погибала», ее разведчики проявили дерзкую инициативу, двинулись дальше. Добрались до постов охранения лагеря, представились «местными» принялись распрашивать, изображая любопытство: что тут у вас делается? Кто участвует, как? И снова «динамовский» шарф сыграл нужную роль. Защитники клюнули, начали горделиво объяснять. Вот, дескать, у нас учения, базу обороняем. Провели их в лагерь. Там находилось 8 человек. «Лыжники» восхищенно осматривались, кивали – ах, как здорово! Потом выхватили из-за пазухи пневматические пистолеты, захлопали выстрелы… Что ж, молодцы! «Военная хитрость» правилами не запрещена, задача выполнена отлично.
      
Постепенно команды стягиваются все ближе к Бывалино. Сообщают: «Обходим с востока Козлово…», «Миновали Теренино…», «Мы в Логиново…», О.Амвросий решает сам объехать окрестности, посмотреть на участников, берет с собой фотографа. Вернувшись, с некоторым недоумением переспрашивает меня: «Валерий Евгеньевич, вы называли цифру больше ста, а мы видели от силы десятка три». Но в том-то и дело, что машина колесила по шоссе. А команды знают, что на дорогах их встречает «противник», пробиваются по полям и лесам.
     
Хотя некоторые «перемудрили». У «Добровольца» худо. Двое совершенно выдохлись, их пришлось снимать с дистанции автомобилем. Слишком рано свернул на пересеченную местность щелковский отряд. Утопая по пояс в снегу, казачата вымотались до предела, Слесарев просит помощи. Отправляюсь к нему с Захаровым, находим команду на полпути от Мехлесхоза к Логиново. Оцениваем – к завершению игры они явно не успевают. Забираем машиной самых младших кадетов, часть вещей, оружия, приказываю следовать к храму по дорогам.
     
А к Бывалино выбрались «Никулинец» и «Барс». По пути «никулинцы» заметили дозоры «противника», приблизительно определили, где может находиться «неприятельский» лагерь. Команды объединяются, намечают охватить «базу» с двух сторон. Из леса снова гремят выстрелы, взрывы петард… Но солнце опускается все ниже, время истекает. «Резерв», предолел 25 км (а по пересеченке, наверно, гораздо больше), сумел мастерски обойти все заслоны и вынырнул из снегов на ближайших подступах к базе. Открывает огонь, поднимается в атаку. Но… этот бой остается незавершенным. Даю сигнал: конец учений. Умело маневрировали и гребневцы, монинцы, они тоже обошли по целине засады, избежали ловушек. Однако лагеря «диверсантов» уже нет. Защитники снимают палатки, собирают оружие и имущество.
     
С заходом солнца мороз ощутимо крепчает. Большая комната для обогрева, оборудованная в детском лагере, забита до предела. Кто-то «оттаивает», приходит в себя после тяжелого похода, кто-то встретил старых знакомых по прошлым сборам, начинается оживленный обмен впечатлениями. В 18.55 звучит команда на построение, и колонны участников текут к храму. Он встречает собравшихся уютом, теплом. Встречает тишиной и спокойствием. Здесь нет суеты. Суета остается за дверями вместе с импровизированными пирамидами оружия, составленного в притворе. В последний момент появляется и щелковский отряд. Чуть-чуть опоздали к бою, но к Богу-то успели, уложились вовремя.
     
Начинается молебен. Сияют свечи, голоса священников и певчих возносят молитвы под просторные своды купола. А вокруг молодые лица. Они очень разные, и выражения лиц разные – усталые, одухотворенные, внимательные, сосредоточенные. Есть и такие, кто отнюдь не часто бывает в храмах, это не трудно распознать – с любопытством озираются, разглядывают убранство, иконы. Нет только равнодушных лиц. Их вообще не может быть в «Ледяном походе». Равнодушные на такие мероприятия не ходят, это не для них. Настоятель храма и о. Андрей (Филиппенко) поздравляют участников. Выстраивается очередь к раке с мощами св. великомученика Никиты. Он в земной жизни был воином, и к мощам один за другим прикладываются воины. Десятилетние, пятнадцатилетние, двадцатилетние…
     
Победителей мы не определяем. Это стало уже традицией. Всем вручаются одинаковые дипломы: «Проявил себя достойно». Проигравших тут нет, а победители все. Все победили, и в первую очередь, себя. Победили какие-то свои слабости, опасения, страхи, лень и прочих червячков, подтачивающих человека. Все преодолели немалые трудности. Всем довелось мобилизовать силы, собрать в кулак волю. Все проявили себя достойно: и младшие, и взрослые, и наступающие, и обороняющиеся. Легко ли «отбиваться» целый день на морозе, зарываясь в снегу? Все сделали пусть маленький, но ощутимый шаг к собственному росту, совершенствованию. А кто-то, может быть, и к вере…
     
Особо поздравляем Ваню Тужилина – он встретил в «Ледяном походе» свой день рождения. Не за столом, не с музычкой, тортиками и вкусностями, а в тяжелом походе, плечом к плечу с товарищами из гребневского отряда. А ведь именно в подобных поступках бывает виден настоящий казак. В храме присутствуют и те, кто вырастил Ивана, его отец и мама. О.Амвросий как раз недавно вернулся из паломнической поездки в Иерусалим, благодарит их за воспитание такого сына, преподносит подарки со Святой Земли. Все вместе подхватываем «Многая лета!»
     
Кажется просто чудом, каким образом маленькая трапезная храма смогла вместить всех участников? Наверное, это чудо гостеприимства. Вместила, обогрела, вкусно и сытно накормила. Команды собираются по домам. Толпятся на остановке, «штурмуя» автобус, рассаживаются по прибывшим за ними машинам, прощаются до новых встреч, новых свершений. Впрочем, для меня как руководителя, учения еще не завершились. Только в одиннадцатом часу ночи из темноты добредают семь бойцов «Добровольца». Вот теперь из лесов вышли все, «потерявшихся» нет, можно и отдыхать. А «Никулинец» взял себе еще и дополнительное испытание, остался на зимнюю ночевку в палатке. Хотя за них-то беспокоиться нечего, у них квалифицированные инструкторы, необходимое оборудование.
     
На небе густо высыпают звезды, причудливо украшают ночным узором картину зимней сказки. Бывалино затихает и засыпает. Только светятся в темноте окошки игуменской и поблескивает куполом величественная громада храма св. Никиты…
      
По материалам shambarov.ru
 

 


Яндекс цитирования