Наш гость Сергей Вандышев - казак, миссионер и отец 11-ти детей – делится своим секретом семейного счастья
31 января гостем Общественной организации «Семья Димитрия Солунского» стал Сергей Вандышев. Сергей - казак, в Объединении «Казачий Дозор» работает с подростками; во славу Божию трудится в станице «Державная» (реабилитационный центр для людей, попавших в сложные жизненные ситуации) и в кризисном центре для наркозависимых «НИКА». Но самое главное – он отец… 11 детей!
Центральной темой нашей беседы с гостем стала тема семьи, которая для нашей организации, это очевидно по названию, одна из приоритетных. Вернуть в наш современный мир идеал благочестивой семьи - «малой церкви» и воплотить его в собственной жизни – стремление каждого православного семейного человека. Сергею и его супруге Наталье это удалось.
- В чем секрет семейного счастья Вандышевых?
- В моей семье мир, который, как сказано, превыше всякого ума, наполняет наши сердца и помышления сердечные, всю семью. И это только благодаря Господу.
Когда мы с супругой уверовали, это был 1990-й год, для России - время пробуждения, движения духа, живой веры. Мы были молодыми и у нас уже было двое детей, поэтому вопрос деторождения стоял остро. И вера супруги проверялась в доверии Богу в этом вопросе. Мы решили не предохраняться, это было наше решение перед Господом, и мы об этом не жалеем.
Сейчас детей многие воспринимают как трудности. А мы приняли как награду - по 126 псалму: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева». И теперь у меня уже одиннадцать «орденов» от Него! Кто-то гордится своими машинами и домами – а мы гордимся своими детьми!
Наша семья достигла успехов. Я не говорю мелочи – что никто не пьет, не курит... Семья разносторонне развита, и каждый ребенок уникальный. Старшая дочь Анна, ей скоро будет 25 лет, вышла замуж, родила ребенка, учится в мединституте на бюджете, будет зубным врачом. Второй сын Иван – камнерез высокого уровня, делает работы для шейхов, президентов. Третья дочь Евдокия, ей 22, учится в пединституте на психолога, тоже на бюджете, ей очень нравится. Дочь Вера, ей 19 лет, учится в консерватории, ведет церковный хор, в школе работает… Она у нас уникальный ребенок: с 15-ти лет работала - вела хор в музыкальной школе, любит этим заниматься. Потом три погодка сына, школьники: Илья готовится стать медиком, закончил музыкальную школу по классу ксилофона; Даниил – по классу гитары. Семен у нас единственный спортсмен, каноист. Настя – скрипачка. Соня – много лет занимается в художественной школе. Самые младшие – Маша и Поля. Маша еще ходит в садик, она тоже уникальный ребенок, занимается танцами. Поле еще всего два с половиной, у нее куча талантов. Дети очень активные! В меня, наверное (смеется папа).
Мы стараемся развивать способности детей. Мы музыку любим - и дети в этом отношении развиваются. Жена окончила музыкальную школу, я играю на гитаре. И у нас семь музыкантов в доме – все играют: кто на фортепиано, кто на скрипке, кто на ксилофоне… Младшие девчонки поют в церковном хоре, старшие мальчики поют в молодежной группе.
- Творческие дары, переданные в генах, но еще и воспитанные…
- Вот! В многодетной семье творческое начало раскрывается шире. Если Соня у нас рисует - и другие дети рисуют вместе с ней; если кто-то садится за фортепиано - все тут же стоят, подпевают! Один ребенок в одном направлении развиваться, другой - в другом, - и у всех получается широкая профориентация. Если бы было двое детей – мы бы были вообще ограниченны!
- В вашем доме столько обитателей! Вы с супругой, 11 детей, внук, две лошади…
- …Плюс две коровы, два теленка, несколько собак… Это тоже одна из форм воспитания! Я считаю, чтобы воспитать ребенка, нужен труд, у нас все дети трудятся. И я всем говорю, что корову держу – ради воспитания детей! Для того чтобы оторвать ребенка от компьютера, нужны усилия, необходимость. А тут нужно чистить коровник, доить корову… И ребенок становится ответственным. Наши дети, как только начинают ходить, летом пасут коров. Это и закалка, и тренировка, и связь с природой. А еще сенокосы, общение с лошадьми. Я считаю, что лошадь необходима для воспитания мужчины. Мальчишка садится на лошадь, она его несет, он удерживает ее, - так начинается борьба со страхами. А у меня жеребец – орловец, конь хороший, серьезный! И мальчик начинает себя уважать! Корова - тоже важный момент в воспитании. Время дойки, а у дочери слезы: «Я не буду!» Или я сыну говорю: «Коровник грязный, почему не убрал? Иди быстро убирать!» Надо смотреть за маленьким: хочешь - не хочешь, сиди и смотри, гуляй с ним, отводи в садик, веди в музыкальную школу, - твоя очередь! Это смирение! Многодетная семья позволяет ребенку воспринимать смирение не как что-то внешнее, - это жизнь в смирении - христианская основа. И я вижу плод по старшим, взрослым, детям: они стали самостоятельными! Они сами занимаются, чтобы поступить в институт на бюджет, потому что знают: им это надо!
И еще очень важный момент, что Господь созидает: атмосферу! Расскажу вчерашнюю ситуацию: сидят три сына и едят супчик, который сварила старшая дочь. Дочки стоят и умиляются: «Какие у нас классные парни!» Это начало их будущей семьи, когда жена смотрит, как мужик ест то, что она наварила, - это приятно! Они уже знают, что такое семья! И мальчишки, которые с аппетитом рубают, понимают, что нужна женщина!
- Это уроки и жертвенности любви, и ответственности, и благодарности...
- Это все в комплексе, да! И в многодетной семье это естественно происходит. В свое время я читал лекции о семье в техникумах, – это сногсшибательный материал для молодых людей, которые не знают, что такое семья вообще, для чего она нужна! Они на уровне своей семьи это не почувствовали. Сейчас много семей, в которых нет духовной связи, общения…
- …даже душевного общения, если каждый родитель живет своей жизнью, а ребенок сам по себе…
- …или у телевизора! Мы с супругой, когда уверовали, один из обетов дали: у нас не будет телевизора в доме! Компьютер – другое дело, без него нельзя учиться, у нас три компьютера, потому что три студента.
- У вас свой дом – для детей это большой и разнообразный мир. А если семья живет в многоквартирном доме, как решить проблемы воспитания?
- Это проблема серьезная. Пока у нас было трое детей, мы жили в квартире. Сейчас строим новый дом, потому что старый стал тесноват. Я работаю с подростками, и у меня в перспективе открыть конный клуб, чтобы занимались не только мои дети. Мне эта сфера близка: три сына-погодка - это очень серьезно! Подростковый, «улётный» возраст - и мне нравится с ними работать. И можно дать возможность вырваться из «четырех стен»: приехать, взять лошадь, поехать в лес, потусоваться с такими же ребятами, и неважно как – от игры в футбол до лежания на боку, кто дольше пролежит! Важно, чтобы ребенок, подросток увидел другой мир.
А многодетная семья в многоэтажке, я знаю, как живут сейчас люди, так жить нельзя! Я вспоминаю жизнь в квартире как страшный сон: теснота давит. Теснота и ограниченность в движении.
Мы с детьми постоянно в движении. Вместе ездим в станицу «Державная», 15 лет я работаю с наркоманами в центре «Ника», и мои дети со мной. Делаем концерты, помогаем. По деревням ездим, тоже стараемся послужить людям, и мои дети поддерживают, потому что они наполовину деревенские. Это тоже расширяет, формирует жизненную позицию, воспитывает. Если я включаю их в свою благотворительность, то они, вырастая, понимают, что это необходимо в их жизни!
Если меня спрашивают, чем я занимаюсь в жизни, я говорю: «Я папа!» Приоритеты выстроены: сначала – Господь, потом – семья, а потом уже все остальное. Некоторые папы «улетают» на какую-то деятельность, а семья страдает. Лучше не наступать на эти грабли – будет больно. У меня тоже был такой период, я покаялся и теперь включаю в свою деятельность семью, детей. И если они страдают, говорят мне: «Папа, ты сегодня дома!» - «Хорошо!» - отвечаю.
- Любая православная семья стремится приблизиться к образцу традиционной благочестивой семьи. Как это, на ваш взгляд, возможно?
- Это дело благодати Божией! Каждая семья индивидуальна, двигается в своей сфере. Силуан Афонский учит, что надо давать место Святому Духу, нам это решать вместе с Ним! Это опять вопрос веры. Например, есть люди, которые решают рожать детей, а у них нет на это физических способностей, и происходит большая проблема. Надо смириться, а батюшка, исповедник даст рекомендации конкретной семье.
Для меня как отца семейства пример – Царская семья. К сожалению, у нас в Православии нет других многодетных образов семьи. Святые, жизнь которых известна, или монахи, или, как Иоанн Кронштадтский, бездетны. Поэтому для меня как отца образец - Царь, его ответственность за свою семью, его путь жертвы ради семьи. Хотя, конечно, у него были свои, царские отношения с семьей, а мы живем в другом мире, и мы не цари. Царь бы никогда не сказал: «Вытри нос, иди убирать коровник!»…
- Какими вы стали с супругой в совместной жизни? Как вас воспринимают ваши дети: какой папа, какая мама?
- Прежде всего, они восхищаются тем и другим. Для них мы - идеал. Дочери кидают такие фразы: «Ну, где нам найти таких мужей, как папа?!» Для них это проблема!
- …Но какое оправдание родителям!
- Да, это приятно! И приходится бороться с тщеславием. Но прежде всего это труд и пот. И если говорить об истоках семьи, - с чего она начинается и для чего она нужна,- я обращаюсь к Библии, и, может быть, это высокопарно звучит, но я познаю Господа через жену! И жена познает Господа через меня! Потому что то, что Бог заложил в нее, он не дал мне, и наоборот. Мы с ней очень разные. Она более спокойная, как всякая женщина, она любит, чтобы за ней ухаживали. Так и Господу надо дарить знаки внимания, как Давид говорит в Псалмах: «Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои… Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить». Вот эти тонкие отношения я узнаю через свою жену! А жена понимает: «Бог в движении, - значит, мужу надо давать двигаться, иначе я буду ограничивать Бога в себе». То есть, может быть, это высокопарно звучит, но мы с супругой видим друг в друге Господа! Это самая основа семьи! И жена нужна мне не как помощница, а как сосуд, в котором я нуждаюсь, а она нуждается во мне. И эта нужда не потому, что мы ведем общее хозяйство, воспитываем детей, а потому что мы познаем Бога, Его природу друг в друге. Это духовный опыт! И семья, я считаю, для этого и создана!
Когда я спрашиваю кого-то из молодежи: «Что ты хочешь от семьи? Чтобы тебе чашку супа налили? Секса хочешь? Общее хозяйство, общий бизнес? Что ты ждешь от семьи?» Они понимают: не только для этого. А для чего? Для познания Творца, прежде всего! И это тебе откроет твоя жена! Ее лицо имеет черты Божией благодати, и мне это необходимо, чтобы понять Его!
- Сергей, в заключение нашей встречи - ваше пожелание.
- Еще раз, ссылаясь на Силуана Афонского – благодати Святого Духа! И на 22-й псалом: «Если я пойду долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной»!
Беседовала Лариса Ларионова