Рассматривая и изучая передовые педагогические приемы, подтвержденные практикой прошлого и настоящего, можно увидеть несколько устойчивых тенденций. Самым успешным примером возвращения подростков к нормальной жизни может служить система А.С.Макаренко – в этой системе мы наблюдаем активное использование военных форм (кадетского образования) и трудового воспитания. Два этих направления объединяются коллективизмом и наличием элементов общинно-братского устроения воспитательной среды.
В современном российском обществе творческий подход к вопросам воспитания представлен очень широко. Это связано с национальными особенностями русского человека и относится прежде всего к низовому звену наставников и воспитателей, а также с объективным состоянием современного российского молодого поколения, которое находится в крайне неблагоприятном состоянии.
Военизированный элемент в практике воспитания в настоящее время представлен в России достаточно широко. Это подтверждает количество кадетских корпусов, военно-патриотических клубов, военизированных лагерей, патриотических массовых мероприятий. Заметим, что подобное явление не является современной общемировой практикой, а присуще только российскому обществу. Второй передовой элемент воспитания, а именно труд, в современной практике представлен крайне незначительно. Вероятнее всего, это связано с самим отношением общества к труду как к таковому. Под влиянием западного, потребительского образа жизни, человек стал стремиться вкладывать меньше труда, при этом стремясь как можно больше получать и потреблять, нарушая заповедь Божию о том, что «в поте лица своего будешь добывать хлеб свой». Повсеместно стремление к высшему образованию, по большей части бесполезному и практически не используемому никем по прямому назначению. Идеалом приложения своих сил видится деятельность в сфере обслуживания и торговле. Все это дает печальную целостную картину ситуации, сложившейся в нашем обществе в области отношения к физическому труду.
Дошло до того, что во всех школах название предмета «труд» сменили на «технология».. И уже выросло и вошло в жизнь поколение белоручек, не способных к элементарным трудовым навыкам. Следствием этого стал невероятный наплыв в нашу страну нелегальных «трудовых» мигрантов из-за рубежа, который призван окончательно отучить молодое поколение русских людей от созидательного физического труда. Надо признать, что эта колоссальная проблема, которой можно придать статус национальной катастрофы, последствия которой в ближайшем будущем несложно предсказать. При этом необходимо отметить, что данному вопросу со стороны государственных и общественных институтов не уделяется практически никакого внимания, даже на декларативном уровне. К сожалению, мы не можем представить, в отличие от военных форм воспитания, широкой развернутой картины действий по преодолению этих негативных явлений. Но нам хотелось бы обратить на это внимание и показать те незначительные, к сожалению, примеры трудового воспитания и обучения подростков, которые имеют место быть в российских военно-патриотических клубах и прежде всего – православных. Ставропольский край, военно-патриотический клуб «Русские витязи». Курсанты, помимо военно-прикладных занятий, работают в автомастерской и учатся ремонтировать и водить автомобиль
Военно-патриотический клуб "Русские витязи". Наглядные пособия по автоделу
Ярославская область, Свято-Алексиевская пустынь. Воспитанники кадетского корпуса занимаются многими видами трудовой деятельности в области сельского хозяйства.
В Свято-Алексиевской пустыни
Республика Марий Эл, село Килемары. При храме святого пророка Божия Илии в рамках детской воскресной школы действует детская столярная мастерская, а огород при храме дает урожаи уже не первый год.
Москва. В Сокольской дружине имени св.блгв. кн.Александра Невского при храме Климента, папы Римского, воспитанники обучаются промышленному альпинизму и зарабатывают деньги.
Москва, район Митино, с.Рождествено. С 2011 года начались работы на огороде, расположенном на территории, прилегающей к храму. Начиналось все с небольшой грядки, на которой был посажен зеленый лук. За посадками ухаживали воспитанники военно-патриотической казачьей Алексеевской дружины, действующей при храме. В 2012 году площадь огорода была существенно расширена – в 10 раз, и теперь тут были посажены, кроме лука, картофель, чеснок и другие овощи. Огород принес и первый доход: выращенный на нем лук был собран и реализован на сумму 2000 рублей. Работа на огороде очень хорошо воспитывает у детей такое важное и необходимое им качество как ответственность.
Алексеевская дружина. Работа на огороде
Кроме того, в этом приходе началась работа в столярной мастерской, где ребята учатся работать с инструментами и делать с их помощью деревянные игрушки, возрождая тем самым русские традиции в этой области. Эта деятельность также принесла небольшой доход: игрушки, сделанные руками детей, с успехом реализуются на приходских ярмарках. Развитие навыков торговли важно потому, что в русском народе по объективным причинам были утрачены навыки культуры торговли, в связи с чем процент русских людей, занятых в этой сфере, не соответствует их пропорции.
Алексеевская дружина. Работа в столярной мастерской
Работа в мастерской развивает у детей аккуратность, точность, выдержку и терпение – качества, так необходимые в современном хаотичном мире. Имеет место быть и работа на конюшне.
Алексеевская дружина. Обучение девочек швейному делу
Основываясь на вышесказанном, хотелось бы предложить ряд конкретных рекомендаций по организации трудового воспитания и обучения в военно-патриотических клубах и воскресных школах Русской православной церкви.
Самым простым и доступным способом начать эту деятельность является организация или создание небольшого огорода или клумбы для выращивания цветов. В большинстве храмов, даже в городских условиях, существуют возможности для этого. Воспитанникам должно быть предложено взять под свою опеку конкретный участок земли, где бы они под руководством взрослых возделывали разнообразные растения. Необходимо предусмотреть возможность реализации выращенных плодов.
Нужно найти возможность участия детей в работе некоторых приходских служб, например, участие детей в выпечке просфор и в церковных лавках.
Несложно организовать уроки по автоделу. Следует также обратить внимание на возможность создания столярной мастерской, на первом этапе - для производства несложных игрушек - всевозможных животных или деревянного оружия, которые дети могли бы реализовывать на приходских сезонных ярмарках.
В военно-патриотических клубах присутствует регулярное занятие трудом в сопутствующих военному обучению сферах – полевые лагеря, строительство и оборудование учебных мест для занятий (полоса препятствий, городок для выживания. занятий тактикой и спортом и т.д.).
Конечно же, можно привести и другие примеры подобной деятельности в военно-патриотических клубах. Их действительно немало, но, повторимся, что их наличие практически не влияет на общую ситуацию в области отношения к труду молодежи и общества в целом.
Рассматривая эти немногочисленные примеры, можно прийти к нескольким выводам: эффект по трудовому обучению достигается при грамотном сочетании военизированного и трудового элементов. Например, в области уроков автодела. Очень эффективным является способ мотивации подростков в виде использования плодов своего труда – то есть, изготовление некоего продукта, который впоследствии можно реализовать и получить за него оплату. Отметим, что эти элементы использовал Макаренко в своей системе.
Очевидные эффекты трудового обучения: воспитание дисциплины, ответственности, внимательности, усидчивости, приобретение разнообразных навыков, которые. безусловно, пригодятся в жизни.
Главнейшим моментом у грамотно устроенного процесса трудового воспитания является появление дополнительной мотивации у детей и стремление к получению вдохновения. Дети стремятся туда, где их любят, в храм, при котором действует военно-патриотический клуб, где есть не только военное воспитание, но и мастерские.
Трудовое обучение, наряду с военным обучением – это действительно путь, который может отвести нашу страну от катастрофы. На него следует обратить сугубое внимание всех здоровых общественных структур, в первую очередь – структур Русской Православной Церкви.
Александр Кравченко, Сергей Пахумтов.