Источник: Академия русской символики
В память подвига летчика 172-го истребительного авиационного полка резервной авиагруппы полковника Сбытова, младшего лейтенанта Силантьева В.В., 19 февраля 1942 года совершившего воздушный таран над Бородинским полем В 1941 году вся страна вступила в тяжелую и героическую борьбу с коварным и жестоким врагом — фашистской Германией. Первый период войны был особенно тяжел и к концу 1941 года сражения достигли наибольшего накала и драматизма — враг дошел до стен столицы. С беспримерным героизмом защищали подступы к Москве доблестные части советской армии. Примером героической самоотверженности стал подвиг младшего лейтенанта 172-го истребительного авиаполка Резервной авиационной группы полковника Сбытова, входящей в ПВО города Москвы. 19 февраля 1942 года младший лейтенант Силантьев Виталий Васильевич совершил подвиг. Истребитель ЛаГГ-3 отважного летчика, воздушным тараном уничтожил гитлеровский бомбардировщик «Юнкерс» над Бородинским полем — полем воинской славы России, продолжив славные героические традиции русского воинства. Самолет Силантьева упал рядом с Шевардинским редутом в 400 метрах от сельца Доронино. Там же упал и сбитый им «Юнкерс». 70 лет назад отгремели сражения Отечественной войны, но не все имена и подвиги героев нашли свое достойное место в военной летописи Отечества. Свидетельства единственного воздушного тарана над Бородинским полем были найдены в архивах Бородинского музея-заповедника Петровым Владимиром Ивановичем, в прошлом военным летчиком, а ныне руководителем военно-исторического поселения «Доронино». Сегодня в сельце Доронино — живой музей крестьянского и военного быта, расположенный на территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. Главной особенностью «Доронино» является то обстоятельство, что все постройки, детали интерьера, предметы и вещи не являются молчаливыми экспонатами и доступны в ежедневном обиходе. Посетитель, переступая порог деревенской избы, переносится в атмосферу XIX века, перед ним открываются ожившие картины жизни крестьянской семьи и солдат русской армии, находящихся на постое. Он становится участником драматических событий, происходивших на территории Можайского уезда в Отечественную войну 1812 года, достоверно воссозданных членами военно-исторических клубов Москвы и Подмосковья. Сельцо Доронино не обошла стороной и Великая Отечественная война. Свидетельства ожесточенных боев на Можайском укрепленном рубеже видны и сегодня. Бородинская земля хранит в себе горькую память о защитниках Подмосковья. В наши дни энтузиастами и военными реконструкторами в военно-историческом поселении «Доронино» создана музейная экспозиция, посвященная обороне Москвы в октябре 1941 года на Бородинском поле. В 1912 году полки Русской армии, солдаты и офицеры, на собственные средства установили памятники своим героическим предкам, сражавшимся на Бородинском поле с армией Наполеона. Мы — потомки героев, как и 100 лет тому назад, считаем своим гражданским долгом увековечить подвиг младшего лейтенанта Силантьева Виталия Васильевича и всех летчиков, погибших в сражениях за Москву. Региональная общественная организация «Академия русской символики «МАРС» разработала эскиз памятного знака, выполненного в соответствии с общей стилистикой монументов Бородинского поля. Основой памятного знака является необработанный валун, установленный вертикально. На камне лежат, изготовленные из меди в натуральную величину, летный шлем и планшетка. К валуну прислонен трехлопастной винт истребителя ЛаГГ-3. На передней грани памятного знака — мемориальная доска с текстом.
Историческая справка Виталий Васильевич Силантьев родился в городе Владимире в 1919 году, там же закончил школу. В 1938 году Виталий поступил в летную школу.
Войну он встретил, служа в ПВО г. Ярославля. Затем Силантьева и других летчиков перевели в ВВС МВО для формирования истребительных полков ПВО Москвы. 1 июля 1941 года на аэродроме Крушитки (г. Кашира) в составе двух эскадрилий начал формироваться 172-й Истребительный авиационный полк, в котором Виталий прослужил до своего смертельного подвига.
172-й ИАП сформирован в ВВС Московского округа в августе 1941 года. В ходе обороны Москвы полк был подчинен непосредственно командующему ВВС МВО. На вооружении полк имел самолеты ЛаГГ-3, Як-1, Як-7. 8 октября 1941 года полк вошел в резервную группу полковника Н.А. Сбытова. В период с мая 1942 года по февраль 1943 года 172-й ИАП именовался 172-й САП.
С 1 июня по 8 августа 1941 года, находясь на аэродроме Крушитки, полк не участвовал в боевых действиях, а усиленно тренировался на тех учебно-боевых самолетах, которые были в наличии. С 20 октября на аэродром стали поступать самолеты Як-1, Як-7б и ЛаГГ-3 и полк начал боевую службу на подступах к Москве. Первый воздушный бой полк совершил 25 октября 1941 года. В начале ноября полк перебазировался в Малино (30 км. севернее Каширы), а во второй половине ноября — в Люберцы, где он пополнился самолетами и летчиками. В состав полка вошла эскадрилья ЛаГГ-3 – снятая с ПВО г. Ярославля под командой капитана Огородникова, в которой служил Силантьев. В августе 1944 года за отличия в боях и освобождение Белостока, 172-й ИАП был переименован в Белостокский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк. В период службы Силантьева полком командовал подполковник Григорий Александрович Когрушев, замполитом полка был батальонный комиссар подполковник Иван Иванович Кубарев.
В составе ВВС обороны Москвы полк произвел 1383 боевых вылетов не только как истребительный, но и как штурмовой, на штурмовку наземных войск. Полком было уничтожено 28 танков, 1133 автомашины, 888 повозок, 74 орудия, 59 пулеметов, 8 бензоцистерн, 3 железнодорожных эшелона. В воздушных боях сбито 16 и на земле уничтожено 11 самолетов врага. С первого марта 1942 года полк выведен из состава ВВС Москвы и передан в состав ВВС 5-й армии Западного фронта. До этого момента наш герой не дожил несколько дней. О службе Виталия Силантьева можно судить по его наградному листу. 20 января 1942 года он был представлен к ордену Красного Знамени. В наградном листе сказано: «За период военных действий против Немецкой Грабь-армии имеет 149 боевых вылетов по охране дальних и близких подступов Москвы. Из числа имеющихся боевых вылетов произвел 24 удачных штурмовки наземных войск и аэродромов противника. Удачными и смелыми штурмовками уничтожал фашистов под Волоколамском, Боровском, Можайском, Наро-Фоминском, Тулой, Серпуховом, Солнечногорском и Клином. Боевой налет 156 часов. Отличное овладение самолетом и его вооружением позволило уничтожить 9 танков, 57 автомашин, 83 повозки, 3 орудия, до 200 солдат и офицеров гитлеровской армии. Работая командиром звена на основе боевого опыта воспитывая отличных воздушных Сталинских Соколов, беззаветно борющихся за Социалистическую Родину, беспощадно истребляя фашистов. За личные боевые заслуги и боевую работу звена вполне достоин правительственной награды Ордена «Красное Знамя». Свою награду Виталий получил достаточно быстро, согласно Приказу войскам Западного фронта по частям ВВС Московской зоны обороны от 9 февраля 1942 года. Пока остается непонятным второе наградное дело, которое последовало через 2 дня. В описании подвига ничего нового не наблюдается, но тем не менее наградной лист был подписан. К сожалению, этой награды Виталий получить не успел. Приказ о награждении личного состава последовал только 11 апреля 1942 года, уже после гибели Силантьева. В приказе напротив фамилии Силантьева карандашом помечено «погиб». Ему было всего 22 года. С контрнаступлением наша армия с боями стала продвигаться на запад и освобождать города. Так 20 января 1942 года был освобожден город Можайск. С начала января 172-й ИАП перебазировался на аэродром Кубинки. С этого аэродрома В.В. Силатьев и совершил свой последний боевой вылет. В 1979 году в Харькове была опубликована книга Алексея Максимовича Власова «Они в воздухе сражались за Родину». Власов в годы Великой Отечественной войны служил начальником штаба 309-й ИАД, в состав которой входил 172-й ИАП. Вот что он пишет: «19 февраля четыре ЛаГГ-3 под командой ст. лейтенанта Е.Д. Петрова прикрывали части 5-й армии в районе Сорокино, Некрасово, Уварово. В 15.00 наши истребители увидели три Ю-88 на высоте 1300 метров, идущих на восток. По другим данным они бомбили санитарный поезд, идущий на Москву. Петров передал о появлении бомбардировщиков и перешел в атаку на отставшего Ю-88. Лейтенант Виталий Силантьев исключительно быстро управляемым переворотом вышел из строя и на максимальной скорости, набором высоты бросился на двух «Юнкерсов». Первую атаку произвел сверху, вторую снизу с кабрирования. После этого зашел в хвост Ю-88 и правой плоскостью таранил его. «Юнкерс» загорелся и упал на Бородинское поле. После тарана у самолета Силантьева отлетела правая плоскость и он перешел в беспорядочное падение. В момент переворота самолета Виталий выпал из кабины, так как не был привязан, упал в 75 метрах от своего самолета и погиб. Похоронен он на Никольском кладбище п. Кубинка. Е.Д. Петров, сблизившись с «Юнкерсом», атаковал и сбил его. Самолет упал в лес северо-восточнее д. Артемки, что подтвердили местные жители». Свидетельницей тарана В.В. Силантьева стала Павлюченкова Устинья Гавриловна, жительница деревни Доронино. Место падения его самолета указала Нина Павловна Ларченкова 1929 года рождения, тоже жительница д. Доронино, ныне здравствующая.
Для увековечивания памяти о подвиге Силантьева много сделал Иван Иванович Кубарев — комиссар 172-го полка. Кубарев лично передал в Бородинский музей большое количество фотографий. Особый интерес вызывают фотографии с места тарана: самолет ЛаГГ-3 Силантьева, место его гибели, догорающий «Юнкерс». Есть и фотографии торжественных похорон Силантьева.
После ВОВ И.И. Кубарев жил в г. Мытищи Московской области и умер в 1980 году. Дополнительным подтверждением подвига В.В. Силантьева служат документы противника, а именно сводки потерь службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе за период с 11.02.1942 по 20.02.1942 года. Там имеется следующая информация: район выполнения задания г. Можайск, 2 самолета Ju88A4 подразделений Stab II/KG54 и 6/KG54 с бортовыми номерами 2630 (ВЗ+ЕС) и 6649 (ВЗ+НР) не вернулись на базу. В графе «потери» стоит 100%. Экипажи: один – пропал без вести, 2-й — погиб. Самолеты относились к авиакомандованию «Восток». Эта информация окончательно подтвердила факт тарана Силантьева и сбитый Петровым Е.Д. самолет. Осталось только одна загадка. Почему достаточно опытный летчик с хорошим вооружением на ЛаГГе пошел на таран? Одна из версий — у Виталия Васильевича закончился боекомплект, так как они возвращались на базу после выполненного задания. Какой бы ни был мотив тарана, это уже не важно, свой подвиг Виталий Силантьев совершил над полем русской воинской славы. Это был единственный воздушный таран над историческим Бородинским полем в годы Великой Отечественной войны. После знакомства со всеми материалами, подтверждающими таран В.В. Силантьева, становится обидно за незаслуженно забытого советского летчика. Ведь его подвиг никак не был отмечен командованием РККА. Лейтенанта Силантьева торжественно похоронили как героя и забыли. Целые поколения советской, а теперь уже и российской, молодежи были лишены возможности узнать о персональном подвиге их сверстника, в 22 года без колебаний отдавшего свою жизнь во имя победы над врагом на Бородинском поле. Мы поставили перед собой задачу увековечить память о молодом летчике В.В. Силантьеве и посвятить ему экспозицию музея «Доронино», а так же установить памятный знак на месте его гибели. Сделав это, мы, как нам кажется, исправим большую историческую несправедливость. Никто не забыт - ничто не забыто! Приложения
Ссылки на проект http://www.simvolika.org/vov70.htm |