Военно-патриотическая работа с детьми и молодежью сейчас развивается очень бурно. На это обращает внимание Президент России, этим занимаются губернаторы, органы районной и городской администрации, школы, за это берутся различные политические партии, общественные организации. Но мало кто знает – одним из тех, кто стоял у истоков такой работы, был настоятель храма св. вмч. Никиты в деревне Бывалино Павлово-Посадского района игумен Амвросий (Шевчук). И не только стоял у истоков, он был автором и инициатором некоторых мероприятий, которые сейчас приобрели особую популярность, стали высоко престижными среди молодежных патриотических клубов.
Был… непривычно говорить о нем «был». Хотя сейчас, наверное, о нем вспоминают многие. Каждый соприкасался с ним по разным вопросам, поэтому и вспоминают разное. Для одних он был духовным отцом и наставником. Для других – умелым организатором, возрождавшим храм св. Никиты, строившим вокруг него неповторимый духовный оазис, уютный и красивый комплекс для детишек, паломников, насельников. Для ребятишек из приюта св. Никиты он был человеком, спасшим их, опекавшим, кормившим, одевавшим, заботившимся о них, старавшимся поставить их на верный жизненный путь. Он по-своему открывался участникам и гостям красочного Международного фестиваля кузнечного искусства, ученикам окрестных школ, где бывал постоянно и регулярно, девчонкам и мальчишкам из конно-спортивного клуба «Готфы», который он устроил…
Каждый вспоминает по-своему, и я вспомню своё. Мы с батюшкой Амвросием впервые встретились 9 лет назад – он читал мои книги, высоко оценил их и пригласил меня, как писателя, выступить перед прихожанами и работниками своего храма. Узнал, что я веду военно-патриотическую работу с подростками, и заинтересовался. Позвал приехать в гости вместе с моими воспитанниками. Сперва просто так, на экскурсию, потом на Рождество Христово. А потом предложил объединить усилия, летом провести на базу храме большие двухнедельные сборы. Привлечь на них детей и из своего конного клуба, и из приюта, и наших воспитанников. Обещал питание, размещение, духовное окормление – а наши инструкторы будут проводить военно-спортивные занятия, тренировки.
С тех пор Бывалинские сборы стали регулярными, полюбились мальчишкам и девчонкам. Они соединились с еще одним ярким мероприятием – Ночью памяти и скорби. Кстати, в нынешнее время подобные торжества в ночь на 22 июня проводятся повсеместно, стали уже традиционными. Ночные шествия, митинги, вахты памяти у воинских монументов, возложение венков в 4 часа утра. Но восемь лет назад такого нигде не было, только в Бывалино! Именно отсюда пошла традиция, и ее автор – батюшка Амвросий. Причем в Бывалино Ночи памяти и скорби очень заметно отличались от «официальных» мероприятий в других местах – зачастую сухих, нудноватых и похожих друг на друга. В общем, ради «галочек» в отчетах и рапортов «наверх». Нет, здесь все было живое! Здесь никто не заставлял, не предписывал – находилось множество ребят и взрослых, специально приезжавших сюда, чтобы поучаствовать. Среди ночи стекались жители окрестных сел, поселков, городов – посмотреть.
Костер на берегу Дрезны. Теплая, уютная атмосфера – сотни людей и все как будто «свои», будто родные. Начинался ночной концерт, выступали и самодеятельность, и профессиональные артисты. Каждый мог подкрепиться – уха, каша, чай из полевой кухни. А в четыре утра грохотало «сражение». На острове посреди Дрезны строилась «застава». «Фашисты» нападают, «наши» отбиваются. Атаки, контратаки, рукопашные, рвется пиротехника, мчится конница… Кстати, многие элементы в сценарии придумывал сам о.Амвросий, и они всегда получались выигрышными. Например, в конце «Парад победы». Но фашистские знамена со свастиками летели не к подножию мавзолея, а к Поклонному кресту. Разве не правильно, разве не справедливо? Тому, Кто даровал Победу. И в заключение, уже в 5-6 утра панихида. Как она брала за душу, как воспринималось каждое слово молитв! Любой человек, кто хоть раз побывал на Ночи памяти и скорби в Бывалино, может подтвердить – забыть это невозможно. А проводить такие праздники помогали только инициатива и выдумка батюшки Амвросия, его колоссальная энергия, организаторские таланты.
А к одним мероприятиям со временем добавлялись другие, новые. Помню, после первых летних сборов мы с батюшкой обсуждали итоги. Заговорили о том, что летом возможности для работы прекрасные, а на зиму что, делать перерыв? Нет, - подсказал батюшка, - можно и зимой придумать что-то интересное. Так родились «Ледяные походы» под 23 февраля. В самом первом из них, в 2009 г., все было очень просто, скромненько. Юные воспитанники приюта св. Никиты «оборонялись», а две команды шли с разных сторон через снега к Бывалино, готовились атаковать… Ну а сейчас «Ледяные походы» стали уже знаменитыми. Чтобы поучаствовать в них, приезжают десятки команд из разных городов.
Примерно так же родились игры в честь св. Архистратига Михаила. Обсуждали с батюшкой, что в ноябре никаких крупных военно-патриотических мероприятий обычно не проводят, погода самая плохая. А о. Амвросий заметил – ведь именно в такую погоду наши предки воевали под Москвой, под Сталинградом, в грязи, слякоти, холоде. В результате ноябрьская игра св. Архистратига Михаила тоже стала очень популярной. Попасть на нее стремятся не только из России – в прошлом году приезжали команды ребят из Донецкой и Луганской республик, остались в полном восторге.
Завсегдатаи военно-патриотических мероприятий уже привыкли чувствовать себя в Бывалино «как дома» - изучили здесь всё, облазили окрестные леса и поля. И каждый наверняка оценил радушие и гоступриимство о.Амвросия. Он никогда не спрашивал меня, нужно ли накормить ребят? Нет, он говорил утвердительно – нужно накормить. Из каких запасов, из каких резервов бедного сельского храма, он решал сам. А у меня лишь уточнял – сколько участников? Сколько бы ни было, 100, 200, 300, в трапезной их ждал вкусный и сытный обед. Для каждого находились и борщ, и второе, и что-нибудь вкусненькое: фрукты, печенюшки, конфеты. Для каждого находилось и время настоятеля, его мудрые и проникновенные слова. Его проповеди, его беседы в храме тоже наверняка запомнятся многим.
Кстати, духовное и патриотическое служение батюшки всегда оказывались неразрывно связаны. Это не были две отдельные темы. Это были две стороны одного и того же процесса воспитания молодых людей. Сколько было ребят из невоцерковленных семей, которые в Бывалино впервые в сознательном возрасте подошли к Исповеди и Св. Причастию! Их никто не заставлял, никто не затаскивал насильно. Но они сами близко узнавали Православную Церковь. Не понаслышке, а воочию. Они были в атмосфере Церкви, Церковь помогала им. Они могли в неофициальной обстановке общаться со священниками, получить ответы на непонятные или волнующие их вопросы. Они убеждались: путь Церкви – это их путь, и шли на Литургию, причащались. Был даже случай, когда парнишка из униатской семьи, побывав на сборах в Бывалино, решил перейти в Православие. Мало того, он уже позже, через несколько месяцев, привёз сюда свою маму, чтобы и над ней совершили нужный обряд, перевели её в лоно Православной церкви. Привез из другого города, тяжело больную – и целенаправленно в Бывалино, потому что поверил здешнему храму и его служителям.
Перечислить всё, чем помогал нам о. Амвросий, наверное, невозможно – потом будешь припоминать что-нибудь еще. Да ведь он помогал и не только нам. Походы и туристические слеты отдельных команд он тоже принимал. Обращается ко мне руководитель какого-нибудь клуба, делится задумками мероприятия. Не знают лишь – где провести? Нельзя ли в Бывалино? Уверенно звоню батюшке, примерно уже зная, что он ответит: «Пусть свяжутся со мной. Все вопросы решаемы…» В соседних школах и домах культуры батюшка организовывал конференции, литературные вечера, ездил в воинские части, окормлял солдат – и они к нему ездили. На престольный праздник храма св. Никиты приезжали и выступали знаменитые артисты – безвозмездно, из глубокого уважения к батюшке.
У него всегда была масса дел, каждый день расписан. Приют, стройка, обширное храмовое хозяйство, большие мероприятия всякого рода и мелкие проблемы прихожан. Но за суетой он никогда не терял главного – любое его дело, любое начинание завязывалось на прочный духовный стержень. Помнится, год назад, на исторической конференции в Евсеевском доме культуры, один из выступающих обмолвился о событиях IVвека – как было в действительности, мы уже никогда не узнаем. Батюшка Амвросий мягко поправил: нет, узнаем. На Страшном Суде откроется все. Но только нам это будет уже совершенно не нужно. Нас будет интересовать только одно – где мы окажемся? Куда пойдем, направо или налево?
Последняя его проповедь, которую мы слышали, сохранилась в видеозаписи на ролике РОО «ЕНОТ», посвященном «Ледяному походу» в феврале 2016 г. Теперь, когда знаешь, что это «последнее», каждое слово воспринимается особенно остро, как напутствие. Батюшка тогда уже чувствовал себя плохо, но все-таки сам пришел отслужить молебен в храме и говорил: «То, чем вы занимаетесь, это не просто игрушки, не просто «зарницы». Сейчас Россия, может быть, наступая на одни и те же грабли, наконец-то убедилась – у нее нет друзей там, за границей. Придет момент, когда придется защищать Родину. А без таких занятий сделать это будет очень трудно…»
Весной мы общались по телефону, а в последний раз увиделись в июне. Батюшку тогда как раз привезли из московской клиники, он был очень слаб, на улицу не выходил, лежал в своей келье. А мы на базе его храме провели большую летнюю военно-тактическую игру «Территория». Перед отъездом отец Амвросий принял меня. Поговорили о прошедшей игре, о планах на будущее – о военно-исторической викторине к 22 июня, о ноябрьской игре св. Архистратига Михаила. Он сказал – будем проводить, как обычно. Я благословился у него на дорогу, и мы расстались. Думалось, что до осени. А 22 августа раздался звонок монахини, матушки Филареты. Батюшка Амвросий преставился…
В светских некрологах и речах на гражданских панихидах внедрилось выражение – «безвременно ушел из жизни». Верующий человек так не скажет. Господь Сам знает, когда и кого забрать из этого мира. У каждого свое время. Батюшка Амвросий и впрямь прожил совсем не долго. 27 октября ему должно было исполниться 52 года. Но сделать он успел и сумел очень много. На земле он оставил после себя великолепный храм св. Никиты, возрожденный из руин. Оставил вновь построенный храм св. Серафима Саровского. Оставил созданный им детский приют. Оставил тысячи своих духовных детей. Оставил множество добрых дел. И неисчислимые, неведомые нам и незаметные россыпи семян добра и любви. Одни заглохнут, другие будут прорастать в людских душах и делах. Заколосятся новыми всходами, в свою очередь, дадут семена и всходы. И там, где они прорастут, может, и не догадаются, кто именно их посеял. Но Господь знает это…
От нас тебе, батюшка Амвросий, низкий поклон. Прости, за все, чем согрешили перед тобой и чем огорчали тебя. Дулись, спорили, ершились – ведь бывало и такое. Впрочем, ты всегда прощал. Мудро, взвешенно, миролюбиво. Нередко с юмором, с тонкой и необидной шуткой. Низкий поклон тебе, и благодарим за все, что ты сделал для нас, для тех подростков и ребятишек, кого мы привозили к тебе в Бывалино. А к Богу обращаемся с молитвой:
Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего игумена Амвросия и всех православных христиан и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Валерий Шамбаров,
член Союза писателей России.