В казачьих хуторах и станицах Северного Кавказа давно возникли и до сих пор поддерживаются традиции отношений, которые порой называют «неписаными домашними законами». Они почитались всеми жителями поселка, а их нарушение вызывало всеобщее осуждение. Коротко главные из них можно обозначить так - уважение к старшим, традиции гостеприимства и особое отношение к женщине.
Уважение старшего – один из главных обычаев казаков. При этом отдавалась дань уважения прожитым годам и пережитым горестям, нелегкой казачьей доле. При появлении старика все должны были встать. Казаки в форме прикладывали руку к шапке, а без формы снимали шапку и кланялись.
Традиции особого гостеприимства характерны для всех народов Северного Кавказа. Куда бы ни отправлялся казак, он не брал с собой еды ни для себя, ни для коня. В любой станице у него находился дальний или близкий родственник, сослуживец, а то и просто местный житель, который встретит его, как гостя, накормит, напоит, даст лучшее место в доме. Считалось неприличным в течение трех суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его приезда. Даже старик уступал гостю место.
Особое отношение к женщине-казачке было продиктовано самим укладом жизни. Согласно казачьим устоям, казак не должен вмешиваться в женские дела, казачка – в мужские. Обязанности были четко разделены. Считалось, что какой бы ни была женщина, к ней нужно относиться уважительно. Она - будущее твоего народа, ведь рожает детей. Впрочем, прав у женщин всегда было меньше, чем у мужчин. «Баба» не могла участвовать в казачьем круге, за нее прошения подавали отец, крестный, атаман или брат. Казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным. Великим грехом и позором для казачки считалось появление на людях с непокрытой платком головой. Нельзя было одеваться в мужскую одежду и стричь волосы. С мужем на людях полагалось быть сдержанной, да так, что порой семейные пары казались «чужими» друг другу.
Долго существовал обычай кражи или умыкания невесты, если ее родители противились замужеству. Зато казака, опорочившего девушку, если дело не кончалось свадьбой, ждала месть ее братьев - родных, двоюродных и даже троюродных. Часто история заканчивалась кровопролитием. Для казака было неприемлемым бить жену. Даже дочерей наказывал не отец, а мать. Дочерям приданое было больше, чем наследство для сыновей. «Сын сам себе должен добыть», - считалось у казаков.
Казачат воспитывали не только родители, но и все взрослое население станицы. Любой взрослый мог наказать подростка, а родители - «добавить» оплеух и тумаков. Зато молодежь в казачьих хуторах имела большую свободу и не притеснялась старшими: «Сделал! Получилось - хорошо, не получилось - сам виноват». Все эти и другие традиции были продиктованы самой жизнью казачьей общины и помогали поддерживать в ней атмосферу взаимоуважения и порядка.
По материалам vestikavkaza.ru