Разговор о народной культурк в гостях: Елена Баронина, Президент Российского комитета Европейской фольклорной организации EFCO, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией народной музыки МГГУ им. М.А.Шолохова.
БЫКОВ: Вечер добрый. На радио "Финам FM" программа "Вот такая история". Это программа для тех, кто неравнодушен к истории нашего отечества. В студии автор и ведущий программы Михаил Быков, а в гостях у нас сегодня Елена Германовна Баронина, вице-президент Европейской фольклорной организации, кандидат педагогических наук, заместитель декана факультета музыки Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова. Я ни в чем не ошибся?
БАРОНИНА: Ни в чем не ошиблись, нет.
БЫКОВ: Списочек ваших интересов был значительно шире, но мы его подсократили, оставили самое главное. И поговорить нам сегодня... Апрель на дворе, весна началась, настроение поднимается. Поговорить нам сегодня предстоит о народных праздниках России.
Сразу хочу пояснить, с чего вдруг и что меня тут заинтересовало, заинтриговало. Дело в том, что есть некая классификация праздников, не официальная, конечно, а в сознании людей. На мой взгляд, они делятся на четыре основные части: первая – это официальные государственные праздники, второе – это ведомственные праздники, религиозные праздники и народные праздники. Причем градация, повторяю, эта условная, возможно и пересечение, и смешение, и взаимозамена и так далее. Например, Пасха – христианский праздник, но при этом он очевидно народный в нашей стране. Или День Победы – это, совершенно ясно, официальный праздник, но он тоже народный, с этим спорить нельзя. В то же время есть у нас чудесные совершенно праздники, которые никто, за исключением тех людей, которые имеют какое-то отношение к данной профессии, отмечать не собирается. Например, есть такой военный праздник – День работников тыла. Очень такой бодрящий. И вот в отличие от, скажем, Пасхи или Дня Победы, дням работников тыла повезло, на мой взгляд, значительно меньше в отношении праздника. Ну, это так, частности.
Так вот, хотелось бы из вот этой четверки выделить то, что я назвал последним, но по смыслу и по важности это далеко не последнее место занимает – это праздники народные. Ничего я не упустил, Елена Германовна, в своей классификации?
БАРОНИНА: Давайте о народных праздниках, о том, что мне дорого и близко, о том, что является, в общем-то, моей специальностью, моим увлечением, чем я с удовольствием поделюсь.
БЫКОВ: Давайте. А что началось раньше – специальность или увлечение?
БАРОНИНА: Специальность, специальность, которая немножко привела в тупик. И я поняла, что я хочу заниматься тем, что живо, то, что питает, то, что имеет такие хорошие внутренние силы, содержание, некую энергию внутреннюю серьезную. Я обратилась вот к этнографии, к подлинному фольклору, к живому фольклору. Это было много экспедиций, это было много очень интересных встреч, это были хорошие профессионалы-учителя. И вот в сумме все это слилось в такую сумму практического и духовного опыта, который сейчас мне посчастливилось, наверное, нести.
БЫКОВ: Итак, народные праздники. Вот если остановить человека на улице современного, да еще и молодого, попросить его перечислить, а что, собственно, у него на памяти на сегодняшний момент из народных праздников, то, скорее всего, мы услышим: Масленица, есть шанс что-то про Ивана Купала узнать, может быть, Красную горку вспомнят в связи с периодом свадеб, с актуальностью в молодом возрасте. Да, пожалуй, и все, наверное.
БАРОНИНА: Ну, я думаю, что Рождество теперь уже вспомнить могут.
БЫКОВ: Как народный праздник или как все-таки религиозный?
БАРОНИНА: Наверное, и то, и другое. Хотя, наверное, больше религиозный, я согласна.
БЫКОВ: Я имею в виду все-таки те праздники, которые пришли к нам из древности, как говорится, из глубины веков, из нашего славянского прошлого дохристианского.
Тут, кстати, у меня такое есть соображение, не знаю, как вы, примете или не примете. Вот в следующем году мы собираемся праздновать 1150-летие российской государственности, отталкиваясь от даты – 862 год. Что такое 862 год? Ну, это приглашение варягов, значит, навести порядок на славянских землях, если придерживаться нормандской теории. С этим можно сильно и долго, глубоко спорить, не об этом сейчас у нас речь. А о том, что раз 862 год, то это время дохристианское, совершенно очевидно, и до прихода христианства на русские земли оставалось еще почти 150 лет. Это колоссальный срок, и, значит, традиции мы должны черпать не только от времени Владимира Красно Солнышко, конца Х века, но и забираться раньше.
И я именно эти праздники имел в виду, пытаясь влезть в сознание современного человека и перечислить за него, что он, собственно, помнит из тех народных дохристианских праздников, которые нам достались, я уже знаю, вы не любите слово "язычество", но все-таки из языческого периода. Так вот...
БАРОНИНА: А можно мне?
БЫКОВ: Да, конечно, конечно.
БАРОНИНА: Я хочу сказать, что вот такое вот разделение, как вы сейчас провели, оно существует, но оно, опять-таки, чисто научное. Как говорят ученые, что для того, чтобы столько-то изучить, нужно обязательно структурировать и взять некий организующий момент, и вокруг него все, так сказать, нанизать. В общем, да. Но давайте, в общем, ближе к жизни, наверное, так.
Вот на сегодняшний день разделение праздников дохристианских, как вы говорите, народных и христианских практически уже очень мало существует. На мой взгляд, это уже достаточно слитое понятие в подавляющем большинстве нашего народа. Ведь проведено статистическое исследование, и говорили: "Вы веруете в Бога?" – "Да нет, я не верю, но я христианин, вот я по своему мировосприятию именно таков в основном". Это более 70% населения нашей страны, скажем так. Ну, это приблизительные исследования. То есть для них и Пасха действительно народный праздник, и Рождество действительно народный праздник. Но вот те вещи, которые происходят сейчас между соединением нашей церкви и, может быть, каких-то дохристианских...
Хотя я не думаю, что здесь идет речь именно так. Наверное, какая-то внутренняя наша потребность в том, чтобы экологичность некая существовала в нашем сознании, чтобы это все оздоравливалось внутренне совершенно. И для людей, тех, кто 70 лет не верил, и их родители тоже не верили, и сейчас многие из них пришли к христианству, у них существует некое такое обобщенное представление об этих праздниках. Они помогают, они ведут, они контролируют, они направляют человека в целом. Ведь христианство... Мы сейчас будем меньше об этом говорить, потому что тема – народные праздники. А где-то близкие вещи... Ведь для чего существовало? Чтобы вести человека.
В традиционной культуре очень много существует законов, правил, нормативов. Ведь это просто норма жизни, которая помогала человеку оставаться человеком, она его сохраняла. Ведь совершенно точно известно, что в праздник нельзя работать, нельзя в традиционной культуре, нельзя, в общем-то, в христианской культуре. Почему? Потому что шесть дней ты работай, а седьмой день отдыхай. Если ты будешь и седьмой день работать, ты себя просто разрушишь, ты перестанешь как биологическое существо, физическое существо приносить пользу. Ты станешь неврастеником или просто физически погибнешь.
БЫКОВ: Как это сейчас со многими и происходит.
БАРОНИНА: Как сейчас это со многими происходит. Потому что если уж не работа, то звонки абсолютно все семь дней в неделю, которые просто... На потолок можно от них и дальше улететь и убежать. Хотя все это действительно имеет под собой очень серьезный смысл.
Ведь в традиционной народной культуре считается, что праздник – это некая имитация Ирия, то есть того состояния, в котором человек был и будет. То есть двухмерность определенная мира была. То есть вот прошлое, настоящее, будущее, ад, рай и, так сказать, вот то кратковременное пребывание, в котором мы находимся, как бы трехмерность вообще-то. А двухмерное пространство – это Ирий. И вот сейчас. Ирий – это то, откуда приходит всё и все, и куда уходят, опять-таки, куда птицы летят, куда реки текут. И наше вот оно сейчас такое временное пребывание.
Так вот, праздник, это имитация вот этого самого Ирия должна быть, состояние радости, состояние, так сказать, неозабоченности, состояние... Как-то вот, ну, не то что между небом и землей, но где-то так. Легкости определенной, релаксации, созерцания.
БЫКОВ: Ну, вот вы у меня как раз с языка сняли. Вот я когда смотрел историю возникновения народных праздников по верхам что называется, сразу обратил внимание на то, что в основе всего лежит, все их объединяет природа.
БАРОНИНА: Природа, безусловно.
БЫКОВ: Все идет оттуда. Оно, в общем-то, понятно, если пытаться это примитивно объяснить. В старое время люди с природой были на "ты", они от нее напрямую зависели, они с ней работали, они от нее все получали. Соответственно, они в ней пребывали и в дни досуга, в свободные дни. Но мне сдается, что здесь есть и более глубинные, конечно, смыслы.
БАРОНИНА: Конечно, безусловно.
БЫКОВ: Самого появления человека из этой природы. Так вот, народные праздники имеют в основе своей природное начало, можно так сказать, да? Но ведь потом, и даже христианские, скажем, праздники или другие религиозные праздники, они несколько от этого постулата, от этой нормы отошли. А уж потом искусственно придумываемые нами праздники бесконечно, они вообще, как правило, никакого отношения...
Читать полностью: http://finam.fm/archive-view/3992/