Лес дарил славянам, расселявшимся на необъятных просторах русской равнины, и тепло, и защиту, и жилье. Дарил и свою красоту, и первый материал для создания красоты рукотворной. Дерево на Руси всегда было самым распространенным и любимым материалом. Срубленное дерево в руках человека оживало для новой жизни, преображалось в художественные изделия, поначалу носившие культовый языческий характер. Позднее, освобождаясь от древнего магизма, резьба служила для украшения храма, жилища и всей сферы обитания человека.
Резьба по дереву включает в себя множество промыслов, направлений, техник, менявшихся и развивавшихся на протяжении веков, служивших для решения разнообразнейших художественных задач. На Руси из дерева делали все — от миски и ложки до княжеского терема и Божьего храма. И все украшали резьбой. В более позднее время в Российской империи производилось большое количество резной мебели.
В орнаменте, в резной скульптуре, так же, как и в мелодии, и в песне, и в произведении живописи, выражается и эпоха, и душа народа, и характер конкретного человека,
Как кружит голову пролетевшим вихрем светских увеселений пышная барочная резьба века восемнадцатого. Какой надлом ощущается в работах резчиков из народа, сделанных незадолго до крушения русской цивилизации. Познакомившись с художественным миром запада и оторвавшись от корневой традиции, утратив незамутненность взгляда, они бросили свой талант на подражание и поиск новых,
Церковная резьба по дереву.
Приняв из Византии христианство, Русь восприняла и многое из ее художественного наследия. При этом, как ни удивительно, древнейший сохранившийся памятник церковной резьбы — знаменитое олонецкое тябло XIII или XIV вв. — выполнено с чисто русской размашистостью и непосредственностью. Для этого периода характерно взаимовлияние культуры византийского христианства, остатков языческих традиций и творческого начала искренне обратившейся русской души.
При взгляде на уцелевшие работы древних мастеров, творивших в духовной традиции, поражает их композиционная смелость. Они придавали своим изделиям весьма необычные формы и вольно расписывали их резным орнаментом. Ярким примером такой работы служит Людогощенский крест 1359 года из Великого Новгорода. Древние резные иконы и поклонные кресты завораживают своей грубоватой мощью. Они исполнялись в невысоком плоском рельефе. Лики, складки одежды, другие детали подавались условно, вырезались достаточно простыми, прямолинейными четкими порезками, повторявшими иконографические прориси. В кажущейся грубости исполнения ликов и неправильностях фигур звучит подлинная духовная сила, создается особое духовное напряжение.
От XV века до нас дошло имя одного выдающегося мастера — инока Амвросия, казначея
Высшего расцвета церковная плоскорельефная, и особенно «лицевая» (с фигурами людей), резьба достигает в XVI веке при Иване Грозном. Происходит полное слияние иконной традиции и мастерства резчиков, еще сохраняется внутренняя энергия, а художественные приемы достигают максимальной отточенности и изящества. Исследователи отмечают, что все немногочисленные сохранившиеся работы московских резчиков середины XVI в. гармоничнее одновременных им произведений живописи.
В это время были созданы абсолютные шедевры древнерусской церковной резьбы:
— Царское моленное место Ивана Грозного (Мономахов трон) в Успенском соборе московского Кремля 1551 год. Оно объединяет в себе все типы резьбы: четыре скульптуры зверей в основании, волшебная плоскорельефная лицевая резьба на стенках моленного места, изображающая историю получения Владимиром Мономахом царских регалий и роскошная сложноорганизованная сень на четырех колоннах, вся в резных цветах и орнаментах.
— Царские врата из церкви Исидора Блаженного в Ростове Великом, изготовленные по указу Ивана Грозного в 1566 году с сорока шестью миниатюрными резными иконами. Часть из них была утрачена и на рубеже
— Рака Зосимы Соловецкого, устроенная в том же 1566 году, при игумене Филиппе (Колычеве), будущем московском митрополите. В ее рельефах большое место занимало изображение волнующегося моря. Менее чем через сто лет раку заменили серебряной, а деревянную разобрали и так надежно упрятали в рухлядной, что впоследствии никто не знал о ее существовании. Только в 1923 году она была обнаружена там
Также в
Пережив вместе с Московским государством период расцвета и упадка, художественная культура русского средневековья сменилась направлениями пришедшими с запада. Одним из последних самобытных проявлений народного творчества в XIX веке стала пермская деревянная скульптура.
Но если грубоватая условность работы древних резчиков одухотворяла выполненные ими скульптуры и рельефы, то примитивный натурализм мастеров более позднего времени лишь отяжелял, приземлял их произведения. Также в XIX веке работала мастерская резных икон в Сергиевом посаде. Ее изделия выделяют академический реализм, высокий рельеф, почти отрывающийся от плоскости доски и тончайшая, изящнейшая проработка деталей. Вероятно в этой же мастерской делали и печати для просфор и артосов, удивительных по тонкости исполнения. Некоторые из них до сих пор еще применяются в наших храмах.
В последние десятилетия рядом с возрождением церковной жизни, интересом к традиционной «канонической» иконописи, возник и интерес к
Бытовая и декоративная резьба по дереву
Известный исследователь Николай Соболев рассказывал в своей книге «Русская народная резьба по дереву» как в 1912 году он оказался в глухой деревушке и увидел там любопытный рубель с архаичным рисунком из шестилистных розеток и неуклюжих лошадок. На вопрос, откуда такая интересная старинная вещь, дочь хозяина отвечала: «Да это тятька ныне зимой резал. Делать было нечего, он гвоздем да ножом и наковырял».
Для каждого жителя Руси резьба начиналась с простых обыденных вещей. Долгими зимами крестьянин сам делал для себя и на продажу посуду, мебель, необходимый инструмент. Сам украшал их резьбой. Так было заведено повсеместно. Но вот
Посуда в старину соответствовала самобытному укладу русской жизни. Из цельного полена вырезались скобкари с двумя ручками, братины, ендовы и ковши всех размеров, от маленькой уточки-«налевки» до огромных многоведерных черпальников в виде ладьи или плывущего лебедя. Особенно были известны козьмодемьянские
А наверху башни конь или птица. Или попроще — в завершении плоской ручки вырезано кольцо и на нем коняшка. И это один из немногих местных промыслов просуществовавших с XVII века до самой революции.
Самой почетной посудой на крестьянском обеденном столе была солоница. Соль на Руси ценилась дорого и ее хранилище пользовалось почетом и уважением, и резчики не скупились на ее украшение.
В XIX веке на коронацию Николая II от различных обществ присылали в дар удивительно тонкой работы подносные блюда, покрытые сложными орнаментами и приличествующими случаю надписями.
Обильной геометрической резьбой покрывались прялки и ткацкие станки. Надо заметить, что геометрической резьбу эту можно называть достаточно условно. Древние резчики отнюдь не стремились к математической точности и строгой симметрии, делали все
Один из самых часто встречающихся мотивов народной резьбы — символ солнца — круглая розетка, укоренившаяся в народной резьбе с языческой древности. Она по народным поверьям оберегала от злых чар, заговоров. Так же почиталось изображение коня. Он должен был отгонять от жилья злых духов и приносить счастье, его резное изображение укрепляли на самом высоком и видном месте дома (отсюда и название «конек крыши»). Каждый хозяин стремился наряднее украсить свое жилище. Резьбой покрывались слуховые окна и балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей, лестницы и ворота. В
В деревнях Нижегородской губернии на наличниках вырезали крупных птиц, клюющих виноград. Их раскрашивали в яркие цвета, вообще яркая расцветка была характерна для народного творчества. К началу ХХ века распространилась ажурная прорезная резьба, более легкая в работе. Узоры для нее деревенские умельцы часто заимствовали у изделий народной вышивки и плетеных кружев. В XVIII веке, с развитием кораблестроения, начала применяться скульптурная резьба. Носовые части кораблей выполняли в виде головы льва, дракона, слона, единорога, других зверей и птиц. Резьбой украшали также экипажи и кареты.
Особой разновидностью резных изделий были игрушки. Изначально это грубые, едва узнаваемые фигурки людей и животных, к которым присоединялись лодки, сани, повозки. В XIX веке, под влиянием западных и восточных образцов, появляется множество разнообразных искусно сделанных игрушек.
Таких, как например, набор «Лавра», изготавливавшийся и продававшийся в Сергиевом Посаде. Это были упрощенные по форме церковки, часовни, монастырские стены и башни, уложенные в ящичек, с прилагающимся планом, указывающим как их расставлять. На рубеже
Абрамцево-кудринская резьба
Ведет начало от мастерской и школы, организованной в 1882 году Еленой Дмитриевной Поленовой (сестрой художника
После революции мастеров объединили в артель, а Ворноскова пытались раскулачить. Он перебрался в Москву. В
Можно добавить, что подобное Абрамцевскому сообщество художников и производство декоративных изделий имело место и в имении
Богородская резьба
В старинном селе Богородское промысел деревянной игрушки существовал с
Со второй половины XIX века в Богородском появляются многофигурные скульптурные группы «Крестьянское хозяйство», «Гуляние», «Чаепитие», «Тройка» и другие жанровые сценки. Богородские изделия интересны не только резьбой, но и оригинальной конструкцией. Одни из них скреплены планочками («кузнецы», «солдатики на разводе»), другие стоят на тумбочке со спиральной пружинкой внутри («как яблоньку сажают», «заяц с морковкой»), третьи приводятся в движение с помощью
На рубеже веков техника богородской резьбы значительно усовершенствовалась, фигурки стали более реалистичными и детально проработанными. Этот качественный скачок связан с именем талантливого
Всего за час новый мишка рождается на глазах восхищенных зрителей. Мишки завоевали наибольшую популярность в наше сувенирное время, хотя на рубеже веков значительно большее распространение имела фигурка коня. Да и кто только не воплощался в дереве руками подмосковных умельцев! Герои сказок, басен, лубков с музыкальными инструментами, с топорами и лопатами и даже медведь на тракторе.
В 1913 году Андрей Яковлевич Чушкин со своими единомышленниками организовали «
Филипп Шувалов