Большинство частных инвесторов рассматривают хлебопекарни как перспективный и прибыльный бизнес.
В отличие от крупных хлебозаводов, реликтов советской эпохи, небольшие частные пекарни постоянно увеличивают свою долю рынка. Объясняется это тем, что такие компании ориентированы на удовлетворение растущих запросов потребителей.
Они производят изделия класса «premium» и нередко используют при этом уникальные технологии. Кроме того, именно такие компании наиболее эффективно работают с магазинами и розничными сетями, предлагающими покупателям свежий хлеб.
Как завоевывают рынок?
Еще пятнадцать лет назад в России на хлеб, справедливо расцениваемый как стратегически важный продукт, существовала государственная монополия.
Контроль над отраслью осуществлялся на всех этапах: от выращивания зерна до непосредственно хлебопечения и сбыта готовой продукции. Ситуация изменилась лишь в начале 1990х годов, когда на рынке производства хлеба стали появляться первые частные пекарни. Но несмотря на то, что государство вроде бы больше не препятствовало ведению частного бизнеса, инвесторы не спешили вкладывать деньги в довольно выгодное, по мнению экспертов, дело.
Так, на протяжении достаточно долгого времени хлебобулочная и кондитерская отрасли оставались на периферии инвестиционных процессов. Объяснением тому могло служить существование бюрократических и административных барьеров на пути развития малого и среднего хлебопечения, что вынуждало (да и вынуждает) предпринимателей «уходить в тень» и вести двойную бухгалтерию.
Однако в последнее время ситуация стала кардинально меняться. Так, по официальным данным, в Москве сегодня работает 270-300 частных пекарен; лишь около 90 из них относятся к категории крупных предприятий. Считается, что малые пекарни контролируют до 30% общего выпуска хлебопродуктов в Московском регионе.
У малых пекарен есть очевидные плюсы. Во-первых, это стабильный доход: спрос на хлеб не зависит от погоды, времени года или политики правительства.
Во-вторых, основное достоинство небольшой пекарни - мобильность ее производства: можно легко менять ассортимент и выпускать как простую в приготовлении продукцию, так и изделия, требующие сложных технологий. Короче, есть возможность всегда соответствовать запросам рынка. В-третьих, деньги, вложенные в открытие хлебного бизнеса, при условии правильного и грамотного ведения дела могут вернуться к инвестору уже через полгода.
По рентабельности (50-60%) хлебное производство является одной из наиболее привлекательных сфер бизнеса. По мнению экспертов, при любом прогнозе развития рынка рентабельность хлебного производства не опустится ниже 25%.
Подобная ценовая разница обладает высокой привлекательностью для частного инвестора, поэтому число желающих стать владельцем собственной пекарни неуклонно растет. Но следует заметить, что не каждый знает, с чего необходимо начать свое дело. Как обычно, существуют две возможности: создать компанию «с нуля» или купить уже действующее предприятие.
Открыть пекарню самому
Профессионалы рекомендуют прежде всего сконцентрироваться на определении сегмента рынка готовой хлебопродукции, в котором будет работать создаваемое вами предприятие. Необходимо конкретизировать круг потребителей, на которых следует ориентироваться при выпуске товара.
Современный хлебный рынок имеет довольно четкую градацию:
• 70% рынка занимает массовая или традиционная продукция: ржаной, формовой, подовый хлеб, а также сухари и баранки. Обычно выпуском подобных изделий занимаются крупные хлебозаводы, имеющие огромные производственные мощности.
• 15% рынка занимает нетрадиционная продукция: национальные сорта хлеба - лаваш, хачапури, а также изделия из слоеного теста, пирожки, булочки.
• 10% - диетическая продукция.
• 5% - элитная продукция.
Основную часть хлебоизделий, относящихся к последним трем сегментам, изготавливают малые пекарни. Дело в том, что производство такой продукции является достаточно трудоемким процессом, требующим большого количества дополнительных компонентов.
В настоящий момент наибольшей рентабельностью характеризуется именно производство элитной продукции - в этом сегменте существует возможность предложить потребителю уникальный продукт, установить повышенную наценку. Причем наибольшей популярностью пользуются различные традиционные рецептуры, например, хлеб, выпеченный по рецептам XIX века.
Следующий этап в создании собственного бизнеса - покупка оборудования. Его базовая характеристика - производительность, которую измеряют в килограммах хлеба за смену (оптимально - от 3 тыс. кг за смену).
Технологическая линия небольшой пекарни обычно включает в себя тестомесильные машины, тестоделитель, тестокруглитель, ленточные камеры предварительной расстойки, тестозакаточную машину, тележки для тестовых заготовок, камеры расстойки, электрические печи для выпечки готовой продукции. Цена на технику, отвечающую всем необходимым требованиям, может начинаться от 70 тысяч рублей, но гораздо чаще этот показатель измеряется десятками тысяч долларов.
Если вы не в состоянии потратить достаточную сумму на техническое оснащение своего производства, можете приобрести уже бывшее в употреблении оборудование, что будет выгоднее в экономическом плане, но вовсе не гарантирует бесперебойную работу механизмов - сразу создается потенциальная угроза незапланированных затрат на ремонт.
Кроме того, для эффективной работы бизнеса нужен автотранспорт (оперативность доставки относится к числу основных преимуществ минипекарен), который может быть собственным или арендованным.
Далее необходимо позаботиться о подборе помещения для пекарни.
Специалисты, к примеру, убеждены, что его лучше всего арендовать - это снизит затраты на открытие бизнеса в разы. В любом случае - будете ли вы его покупать или брать в аренду - необходимо учитывать следующие факторы:
• не рекомендуется размещать пекарни в подвальных и полуподвальных помещениях;
• на производственных площадях в обязательном порядке должны быть горячая и холодная вода, канализация, вентиляция;
• необходимы дополнительные помещения под склады для муки и сопутствующего сырья.
Оптимальная структура небольшой пекарни: производственный цех, склад суточного запаса сырья, упаковочный цех, цех хранения готовой продукции, вспомогательные, бытовые и офисные помещения.
Для размещения этих объектов потребуется площадь в 250- 300 кв. м. Хорошо, если предполагаемая пекарня будет располагаться в удобном месте, вблизи транспортных развязок - это позволит снизить транспортные расходы и оперативно поставлять хлеб в магазины.
Определенные требования предъявляются также и к ремонту помещения: потолки обязательно должны быть побеленными, а полы - водонепроницаемыми, стены по строгому стандарту следует облицевать светлой плиткой. В общем, такое удовольствие, как помещение под будущую пекарню, даже если она всего лишь «мини», может обойтись вам в 6-12 тыс. долл. в год.
Определенные сложности могут возникнуть при регистрации предприятия и сертификации продукции. Здесь есть одно «но»: может быть, будущему владельцу будет приятно узнать, что производство и реализация хлеба не подлежат лицензированию.
Само собой разумеется, что основой производства на любом предприятии является квалифицированный и опытный персонал. Так, многие западные компании, вкладывающие средства в хлебную отрасль России (например, прибалтийские фирмы), считают, что в нашей стране сложно найти достаточно профессиональных и исполнительных сотрудников, а это не лучшим образом сказывается на производительности предприятия.
Таким образом, основная проблема, с которой рано или поздно сталкивается владелец пекарни, - именно кадры. Естественно, вы можете обратиться в кадровое агентство, что иногда оказывается слишком затратным шагом для выходящей на рынок компании, а можете переманивать работников у своих будущих конкурентов, успевших уже хорошо раскрутиться на рынке.
Важным элементом подготовки персонала пекарен является его обучение. Производство хлеба относится к биотехнологическим, т. е. персонал должен обладать специальными знаниями.
Всеми технологическими процессами в хлебопекарне занимается главный технолог. Приемку готовой продукции осуществляет товаровед. Штатное расписание небольшой производственной компании может включать в себя до 50 человек.
Далее необходимо определиться с поставщиком сырья. Помните, что ассортимент небольшой пекарни обычно ориентирован на узкую группу покупателей, которые предъявляют повышенные требования к качеству, поэтому и сырье должно быть только лучших сортов. Обычно цены на муку, дрожжи, растительное масло, соль, сахар и все прочие ингредиенты хлебобулочной продукции различаются в зависимости от региона. Определитесь, цены какого из них вас устраивают, и учтите, что в пекарне всегда должен быть недельный запас сырья.
Для эффективной работы пекарни необходимо сформировать каналы сбыта. Для производителей элитной продукции наиболее выгодным направлением выступают розничные сети и отдельные супермаркеты. Это обусловлено спецификой потребителей, делающих покупки в таких магазинах (более высокая покупательная способность) и тем, что именно формат самообслуживания способен привлечь покупателя к продукции класса «premium». Так, в обычных магазинах ваши изделия просто затеряются среди более дешевых. Конечно, в продвижении хлеба может помочь реклама в местах продаж, но, опять же, здесь наибольшую отдачу способны дать именно супермаркеты.
Работать с сетевыми магазинами выгодно, но не всегда просто. Это объясняется тем, что крупные сети нередко с пренебрежением относятся к мелким производителям, не всегда вовремя оплачивают полученный товар. Кроме того, ряд крупных компаний сейчас ориентируются на сокращение числа своих поставщиков, оставляя только тех, продукция которых пользуется максимальным спросом (при этом некоторые ритейлеры создают собственные пекарни).
Так, мы столкнулись с ситуацией, когда одна из небольших пекарен, желая сохранить свои взаимоотношения с известной сетью супермаркетов, в течение месяца сама скупала большую часть своей продукции. Это позволило ей остаться в числе поставщиков - произведенные затраты окупились менее чем за 10 дней.
Кстати, в последнее время в качестве перспективных каналов сбыта хлебной продукции выступают кейтеринговые компании. Крупные фирмы стремятся обеспечить своих сотрудников качественным питанием, и здесь у небольших пекарен почти нет конкурентов. Кроме того, инвестору, желающему работать в хлебном бизнесе, стоит обратить внимание на рестораны - каждый из них может стать крупным потребителем продукции. Главное здесь - стабильное высокое качество, в котором, прежде всего, заинтересованы рестораторы.
Срок окупаемости минипекарен составляет от двух месяцев до полутора лет. Не забывайте, что вы вправе обратиться в местные фонды поддержки предпринимательства на том основании, что являетесь собственником предприятия малого бизнеса.
Купить действующую пекарню
Покупка действующей пекарни является предпочтительным вариантом вхождения в бизнес для большинства частных инвесторов. Это объясняется тем, что в Москве до сих пор не существует компаний, предлагающих услуги по созданию «под ключ» предприятия, специализирующегося на изготовлении хлеба. В настоящий момент спрос на действующие пекарни превышает предложение как минимум в семь раз. При этом имеющиеся на московском рынке предложения о продаже исчисляются единицами.
Как правило, причины продажи подобных компаний позитивны: например, собственник меняет место жительства (уезжает за рубеж) или же предпринимателю требуются дополнительные средства для инвестирования в другой бизнес. Пожалуй, на рынке сейчас не продается убыточных пекарен.
Чаще всего пекарня - бизнес семейный. Поэтому при покупке иногда возникает ситуация, когда декларируемый владельцем фирмы доход оказывается меньше реального. Причина проста: все ведущие посты в компании занимают родственники владельца предприятия, и их заработная плата значительно превышает среднерыночный уровень.
Инвестору стоит сразу оценить перспективы увеличения дохода компании, связанные со сменой управленческого персонала. Впрочем, на первом этапе (дватри месяца) желательно сохранить старую команду (это нужно обговорить при покупке) или же воспользоваться консультационной поддержкой старого собственника.
Покупая пекарню, обратите внимание на:
• срок действия договора аренды. Желательно, чтобы этот показатель был не менее трех лет. В противном случае следует обратить внимание на отношения с арендодателем. Как правило, чем дольше предприятие работает на данном месте, тем меньше вероятность некорректного поведения собственника помещения;
• местоположение производства - людное место в хорошем районе, вблизи транспортных развязок. Очень неплохим вариантом является ближнее Подмосковье. Это позволяет без особых затрат доставлять продукцию в Москву, экономя на аренде помещения и оплате труда работников;
• строгое соответствие качества ремонта, произведенного в помещении пекарни, стандартам;
• наличие работоспособного оборудования и всей разрешительной документации;
• укомплектованность штата сотрудниковпрофессионалов;
• наличие отлаженных каналов поставки сырья и сбыта продукции, подтвержденное договорами;
• экономические показатели деятельности предприятия.
Если говорить о покупателях пекарен, то в этом качестве чаще всего выступают непрофессиональные инвесторы - на них приходится до 70% всех сделок по отчуждению данных бизнесов. Компании, осуществляющие производство продуктов питания, занимают 20% рынка; их интересуют крупные фирмы с развитой системой сбыта. Рестораторы совершают 10% покупок.
В последнее время растет интерес к покупке пекарен со стороны иностранных инвесторов. Средняя сумма, которую потенциальный приобретатель готов потратить на покупку пекарни, сейчас составляет 420 тыс. долл.
Автор: Роман Семчишин, Владислав Кочетков
Источник: журнал "Директор-инфо" № 24, 2004, http://www.director-info.ru
ВНИМАНИЕ!
Все цены и ссылки на законодательство действительны на момент написания статьи.