Беседа с президентом автономной некоммерческой организации (АНО) «Переправа» об опыте православного самопознания
- Александр Иванович, недавно президент Фонда исторической перспективы Н.А. Нарочницкая выступила с инициативой создания новой общественной организации «Русское гражданское движение». Как было заявлено, ключевой задачей РГД станет повышение гражданской активности русского народа, его способности влиять на государственную политику, на свою судьбу. Причем эта активность должна опираться, прежде всего, на традиционные ценности. Как вы относитесь к идее создания подобных организаций, которые координировали бы и организовывали здоровые патриотические силы общества?
- Я думаю, в необходимости такого движения нет никаких сомнений, другое дело, что уже были попытки создания всевозможных христианских партий, или вспомним тот же Конгресс Русских Общин… Очень важно, чтобы это новое движение, с одной стороны, учло негативный опыт своих предшественников и, с другой, сгенерировало какие-то новые идеи и подходы. Здесь очень важно уловить общую интонацию - уклониться от откровенного национализма, который всегда ведет не в ту сторону, и в то же время уйти от либерализма. Именно эти две крайности опасны для русского мира. Это в равной степени касается проявлений и неосталинизма, и слепого западничества. Если мы говорим о повышении гражданской ответственности русского общества и его элиты, то об этом Серафим Саровский хорошо сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Чтобы такая элита сформировалась, надо изрядно потрудиться. От глубокого святоотеческого понимания Православия нас отделяет столетие лихолетья. Мы не знаем самых основ вероучительных. И очень часто ходим в храм как случайные христиане. Отсюда все проблемы. Поэтому мы должны нашей молодежи, прежде всего молодежи, вернуть основы правильного понимания веры. Учить надо не основам православной культуры, а именно основам православной веры, надо формировать молодежный авангард. Но чтобы его создать, надо создать сначала авангард наставников этой молодежи. Как раз в нашей общине есть крупные чиновники, профессура основных вузов – МГУ, МГИМО и других, военные, предприниматели – все это православные люди, которые хотели бы передать молодым то, что они постигли сами.
Теперь что касается гражданской ответственности. Мне кажутся бесполезными все попытки каких-то преобразований структурных, организационных, законотворческих, модернизационных, инновационных и прочих, если забыть о человеке. Ведь государство – это люди. И вот пока люди не почувствуют в своих душах ответственность перед Богом, которая не позволит им ни воровать, ни обманывать, ни насиловать, до тех пор все разговоры об изменениях – пустой звук.
- И как эту ответственность воспитать?
- Это главный вопрос. Как говорил Суворов: «Русский солдат никого не боится, потому что Бога боится». Были и министры, которые Бога боялись, и боялись обидеть простого человека, причинить ему вред, понимали хорошо свою личную ответственность. Они понимали, что чем выше поднялись на вершину пирамиды власти, тем горше и тяжелее будет отвечать перед Всевышним. Они понимали это, и поэтому не просто исполняли свои обязанности, но служили. Был принцип служения...
Мы говорим о повышении гражданской ответственности русского народа. А кто является сейчас авангардом русского народа? Среднего класса нет, чиновничество коррумпировано, предпринимательство – один из элементов всеобщей коррупции и общей печальной, скорбной ситуации. Сегодня необходимо, чтобы такие организации, как РГД, понимали, что русскость – это есть православие. И что уже есть общины – некие островки нового сознания, нового человека. Рождается новая русская цивилизация, новый русский человек. И главная задача - объединить все эти маленькие общины. Прежде всего не организационно, а информационно.
- Собственно, вот вы и назвали одну из главных задач РГД…
- Да, и это совершенно новое явление у нас. Русский путь очень своеобразный: нам надо не только самих себя вытащить из того болота, в котором мы оказались, а еще и задать новый алгоритм цивилизационного развития. И все от нас этого ждут.
- Вы с 2005 года руководите «Переправой», автономной некоммерческой организацией, опыт работы у вас немалый, и успехи определенные уже достигнуты. Расскажите, как все начиналось, откуда такое название?
- Сначала возникла идея «Переправы» - это единомыслие. А единомыслие возникает из единоверия. Из понимания себя в мире, себя в Боге, Бога в себе. Смысл названия «Переправа» - переправление через реку ветхой жизни, ветхих страстей, и одновременно - исправление, то есть внутреннее переправление себя. Это многозначное слово. Правое дело, переправа – то есть правда. Нам нужна правда, нам нужно перестать лгать самим себе, людям, Богу. Потому что это губительно для России и русского народа. Нам надо, переправляясь самим, еще и переправлять других, помогать тем, у кого сил не хватает. Вот, собственно, эту задачу перед собой и поставила «Переправа». И когда все только начиналось, я думал о том, что если это дело неугодное Богу, то оно развалится. Но нет. С Божией помощью все стало развиваться. Сегодня «Переправа» – это большое сильное сообщество на базе Донского монастыря. Мы работаем в школах, колледжах, вузах. Ведем издательскую деятельность. При этом в нашем бюджете нет ни копейки государственных и церковных денег. Все, что мы делаем, мы делаем на свои средства.
Сейчас у нас налажены региональные связи. Мы выпускаем два журнала, создали молодежный образовательный портал, который предлагаем в качестве вспомогательного факультативного просветительского ресурса в колледжах и школах Москвы.
В свое время нас на эту деятельность благословил Патриарх Алексий II. Он сказал: «Храмов построено достаточно в стране. Занимайтесь строительством душ». Поэтому и журнал наш «Переправа» (раньше назывался «Шестое чувство») - о душе и для души.
- Значит, можно сказать, основное направление деятельности «Переправы» - просветительское?
- Главная проблема нашего современного российского общества – это невежество. Церковью же за 2000 лет накоплен огромный опыт по развитию души, интеллекта, таланта человека. Он заложен в святоотеческом учении. И нам надо это учение «распаковать» и доставить тем, кому оно наиболее сейчас необходимо. А это и пятиклассник, и академик, и военный, и профессор университета, и рабочий, и инженер. Соответственно, должны быть созданы какие-то механизмы переправления этого знания с того берега, где оно находится, а оно находится у святых отцов. Труды их сейчас есть в любой книжной лавке, скажете вы. Но кто их читает? Почти никто. Кто понимает? Еще меньше. То есть задача наша – помочь тем людям, которые готовы воспринять это знание и самих себя вывести из того ужасного состояния одиночества, запуганности, абсолютной растерянности из-за этих жутких псевдокультур, разрушающего информационного пространства. Человека убить нельзя, посадят. А душу убить - можно! Все эти битвы экстрасенсов, Наша Раша, Дом-2…Весь эфир подобным забит, огромные деньги в это вкладываются. Это что за власть, которая свое же собственное молодое население просто, извините, кастрирует духовно! И что вырастет из людей, отравленных этой «духовной» пищей?
Преподавание основ православной веры надо начинать не в школе, а уже в детском саду. Не так давно я был в Нижегородской области и мне рассказали там о восьмилетнем убийце. В восемь лет дети убивают! Значит, начинать лечение и спасение души надо еще раньше. Такие методики мы тоже разрабатываем. У нас есть детские центры, молодежные православные лагеря, мы возродили православное движение «Витязи», которое было создано в 30-х гг. прошлого века в Европе нашими соотечественниками, русскими эмигрантами. Мы организуем летние лагеря для детей от 8 до 15 лет, где они живут в палатках, сами себя обеспечивают, познают родную природу, а при этом приобщаются к Православию, изучают историю. И знаете, что обидно? Мы в своей стране осуществляем, по сути, подпольную деятельность. Это при том, что у нас в стране 80 % людей идентифицируют себя, как православные. А мы должны еще кому-то что-то доказывать, обосновывать необходимость нашей работы, наших просветительских программ.
- Да уж, достаточно вспомнить, какую волну негодования вызвало предложение ввести преподавание основ православной культуры в школах. Какое неприятие со стороны, казалось бы, «образованных», «продвинутых» родителей, особенно в крупных городах.
- Просто нам надо научиться уважать самих себя.От того, что мы не уважаем самих себя, возникает неуважение к нам и со стороны представителей тех религий, которые представляют собой меньшинство. Они видят нашу слабость, они видят, что мы не можем сами за себя постоять. Вот, кстати говоря, мусульмане: они всегда жили с нами и всегда уважали нашу веру, и уважали нас за то, что мы можем так искренне, самоотверженно верить. Больше того, они учились у нас, скажем, той же любви к ближнему своему. Ведь наша религия является религией любви в гораздо большей степени, чем ислам. Почему наши предки всегда жили в мире и вставали на защиту страны как одно целое? Потому что Православие было той духовной средой, которая обнимала народы. В России не было ни одной религиозной войны, в отличие от Запада, на который мы сейчас равняемся.
- По этому поводу Н.А. Нарочницкая хорошо сказала: «Если нации внушать, что она неудачница мировой истории, то рождается агрессивный протест».
- Конечно. Но сейчас перед нами уже стоят более высокие и глубокие вызовы, потому что в том состоянии отравленности, в котором находится народная душа сейчас, если нацию просто возвеличивать, она может взбеситься и выплеснуть свое накопившееся негодование на что угодно, например, на малые народы, на другие национальности, чтобы доказать свое превосходство или свое величие. На самом же деле, в Православии величие - есть смирение. И в этом смысле нужно рассматривать все русское величие, даже военное, даже все наши победы. Когда Наполеон вошел в Москву, его солдаты гадили в церквях, грабили их, сжигали. Когда казаки русские вошли в Париж, они молились коленопреклоненно перед храмами. Так вошла великая Русская цивилизация, и так вошла так называемая Западная цивилизация. Это все легко сопоставимо на примерах.
- Вот вы говорите, что прежде чем исправлять что-то, начать нужно с самого себя, потому что только преображенная и духовно сильная личность способна изменить нынешнее положение дел, - я правильно вас поняла? Это основной принцип «Переправы»?
- Все наши поражения связаны с отступлением от Христа, и мера этих поражений измерялась степенью этого отступления. И сегодня мы опять отдаляемся от Христа. Внешний расцвет Церкви не отражает реального состояния наших душ. Для многих посещение церкви стало некой ритуальностью, без глубокого, покаянного, смиренного, сокрушенного состояния, когда действительно преобразуется и изменяется душа человека, когда Господь начинает действовать через эту душу, преображая целый мир вокруг него.
- А вам возразят на это – о чем вы говорите, когда сегодня большая часть людей в нашей стране занята элементарным выживанием?!
- В том-то и парадокс, что наоборот, в более сложных условиях человек быстрее возрастает духовно, чем в условиях сытости и благополучия. Я много езжу по стране и должен сказать, что на периферии гораздо лучше, в этом смысле, обстановка. Там есть и тот народ Божий, о котором мы говорим, и малые общины, - их тысячи. Это огромный потенциал!
И, как я уже говорил, невозможно развить все общество сразу, надо начать с элиты. Надо готовить духовно зрелых, грамотных людей. Что это значит? Синтезировать интеллект, знания со здоровой духовной природой. Если это соединить, то человек становится непобедимым. Почему Суворов был непобедим? Потому что он сочетал в себе, с одной стороны, профессионализм и талант военного человека, и глубокую, искреннюю веру в Бога, с другой: он пел на клиросе, молился непрерывно, приучил солдат своих молиться. Знаете, как он говорил? «Неверующего солдата учить – все равно что пережженное железо точить». И вот 39 побед в 39 сражениях!
Сегодня нам надо восполнить те потери, которые мы понесли. Главная из них – потеряно чувство Бога. Святые отцы говорили – страшен человек, удовлетворенный материально, но не имеющий должного духовного устроения. То есть, у человека все есть, а душа его гнилая.
Но сейчас существует еще такая проблема – образуется некий «православный бомонд», который варится в своих конференциях, чтениях, симпозиумах, и друг друга убеждают в бытии Божием. А где-то там мучается народ, отданный на растерзание постмодернистскому беспределу. Если же народ и элита соединятся в едином служении - то остальное Господь управит.
Самое главное, чтобы человек был духовно здоров. Но сначала нужно очистить душу свою от страстей, подготовить ее, потому что светлое войдет только в светлое, чистое – только в чистое. У нас же все исковеркано. Помните поговорку – «В здоровом теле здоровый дух»? Чушь полная! Тело может быть слабым, а дух при этом – сильным. Суворов был слаб телом, но у него был сильный дух. А старцев если вспомнить? Там порой не поймешь, в чем жизнь теплится, а какая мощь духовная!
Нам нужно такое служение. Не прислуживание, а именно служение Богу и человеку, а не своему карману или брюху. И тогда будет порядок в России.
Беседу вела Елена Решетникова
Нотин Александр Иванович - кандидат исторических наук, президент автономной некоммерческой организации (АНО) «Переправа», руководитель инвестиционной группы «Монолит», автор книг об опыте православного самопознания «Путешествие в осознанность» (М., 2007) и «Исход» (М., 2010).
По материалам stoletie.ru