Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Крестьянское послушание

Крестьянское послушание

E-mail Печать

В селе Каменники Юрьевецкого района уже не первое лето продуктивно работает православная сельскохозяйственная община. Среди прихожан храма Рождества Христова помимо местных жителей есть и бывшие преступники, и наркоманы.

Люди, много грешившие в жизни, приехали в этот глухой угол на границе Ивановской и Нижегородской губерний из различных городов России и бывшего СССР. А настоятель храма отец Гавриил стал не только духовным отцом, по его же собственному определению, своим "отверженным миром чадам", но и "директором сельхозпредприятия".
...Православный крест на маковке едва было видно с проселочной дороги: холм, на котором стояла церковь, окружен домами селян, утонувшими в густом и диком кустарнике. В советскую эпоху храм приспособили для других, более земных нужд - в нем размещалась сельская школа. Возможно, поэтому церковь, построенная в 1826 году, сохранилась, пережив лихие времена, когда храмы в округе рушили со всей большевистской беспощадностью.
Двор храма в Каменниках меньше всего похож на традиционное место благости и умиротворения.
На лужайке - грузовой "газик" с подмосковными номерами, старенький колесный трактор, сеялки и бороны, прицеп с бочкой. Ни дать ни взять - фермерское подворье. Тут же, под навесом, у стены большой бревенчатой избы, наскоро оборудована "походная" мастерская - с верстаками и разложенными на них инструментами и запчастями.
Дорога к вратам храма Рождества Христова ведет как раз мимо этого сельскохозяйственного железа.
- Мы действительно не особо контактируем с местными властями, - ответил на вопрос о затворничестве настоятель храма. - Мы ничего не просим, да и они не могут нам ничего дать: Юрьевецкий район считается самым бедным во всей Ивановской области. Правда, в самом начале, когда я только был назначен в этот храм, мы обращались за помощью к власти, но понимания не нашли.
В последний раз мы пытались добиться официального разрешения ловить рыбу в Волге для прокорма общины, - продолжает о. Гавриил. - Выяснилось, что взамен мои прихожане должны отдать столько рыбы в качестве пошлины, сколько мы даже поймать не в состоянии. Поэтому... (тут священник лукаво улыбается) браконьерим потихоньку. Ловят нас, конечно, но сильно не наказывают. И на том спасибо.
Отец Гавриил был назначен настоятелем храма четыре года назад, когда перебрался в Ивановскую область из Казахстана. Прежде он служил в Алма-Ате и других крупных городах республики. Коренному горожанину обосновываться в сельской местности было поначалу и непривычно, и просто очень трудно. Обживаться помогли прихожане - несколько человек, которые подались из Казахстана в Россию вслед за батюшкой. Мой вопрос, что толкнуло на отъезд, священник дипломатично отвел: "Сокращение духовной жизни". И больше к этому вопросу не возвращался.
Живет большинство членов общины тут же, при храме - в большом деревянном срубе, который остался от начальной школы советских времен. Остальные - в домах, оставшихся без хозяев.
Во всем, что касается паствы, настоятель предельно скромен: ни имен, ни конкретных судеб. Рассказывает лишь, что действительно собрался у него "народ грешный, потерянный, которому нет жизни в этом мире. И прибиться им не к кому - только к храму". Да, среди них есть и наркоманы, и бывшие заключенные. Вторая категория людей, входящих в общину, - это достаточно образованные молодые люди из больших городов.
Сейчас в общине двадцать пять человек. Приезжают и паломники, вот недавно была группа...
- Далековато до вас добираться, - замечаю я. - Как вы думаете, почему ездят?
- В больших городах храмов мало, людей много. Скопление народа от одиночества не спасает, а у городских священников просто не хватает времени, чтобы внимательно выслушать, поговорить с каждым. А у меня время есть. С этой группой паломников я целый день провел. И людям хорошо, и мне, поскольку свою работу выполнил.
Техника для сельскохозяйственных работ была приобретена и передана, по определению настоятеля, "в бесплатную аренду" московскими состоятельными людьми, которым идея возрождения российской деревни показалась не просто близкой, но и реальной, жизненной. Доброхоты также выкупили у развалившегося совхоза несколько производственных помещений, в которых в будущем община намерена организовать ферму, мастерские, цех переработки сельскохозяйственной продукции.
Земля же, на которой работают прихожане, принадлежит нескольким семьям местных жителей. Они получили наделы после развала совхоза. Да вот обрабатывать ее селянам нечем. А у отца Гавриила - техника. И они решили объединить свои усилия.
- Вы сами землю пашете? - спрашиваю.
- Технику мне, конечно, пришлось освоить, - отвечает он. - Но большую часть работ, требующих специальной квалификации, на ней у нас делает воцерковленная семья из местных жителей, которая входит в нашу общину. Муж, жена и трое сыновей. Один из них уже взрослый, пришел из армии, воевал в Чечне. Второй парень, помладше - допризывного возраста. Оба закончили местное профессиональное училище механизаторов. Вот и практикуются.
В этом году сельхозобщина, в которой "председателем" монах, засеяла 30 гектаров земли ячменем и овсом. Завели стадо овец. Осенью собираются расширить пашню, посеять озимые рожь и пшеницу. О продаже продуктов своих трудов пока не думали.
Во время разговора около нас крутится чумазый мальчишка лет пяти: то присядет рядом на корточки, пытаясь понять, о чем говорят взрослые дяди, то приласкается...
- Не разговаривает он, - замечает отец Гавриил. - Родители и бабушка пьют сильно, вот он к нам и ходит: ребенку тепла хочется...
И немного помолчав, продолжает:
- ...нужно поднимать и воспитание, и образование. Здесь все разрушается: местная школа на грани закрытия, детский сад уже ликвидировали - нет детей. А без детей - какое возрождение?

Олег Татарченков
Ивановская область

Источник материала.

 


Яндекс цитирования