Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Воспитание Мой дом – моя крепость

Мой дом – моя крепость

E-mail Печать

altПочти все хотя бы сердцем понимают, насколько важна здоровая семья для прочного и целостного общества. Справедливости ради нужно заметить, что для многих  словосочетание типа «семья – ячейка общества» звучит таким же звоном, как «Мир. Труд. Май».

 

 

Чтобы оживить понятие нужно лишь задуматься над его смыслом. Действительно, если люди не способны   поддерживать мир и конструктивные отношения в своем собственном доме, то уж тем более у них не будет мира с соседями, друзьями и, разумеется, врагами.

Если нет прочного тыла, обеспечивающего не только психологическую разгрузку и бытовые удобства, но и осмысленность общественных, политических и деловых начинаний человека, то апатия, уныние и бездеятельность – закономерны. Уходя на работу, муж и отец семейства должен знать, что труд его принесет радость и добрые плоды для самых близких ему людей – для его семьи. Тогда любые сложности или неприятности во внешнем мире не будут слишком тяжелы.

Понятно всякому, что формирование нравственных ориентиров, культурных предпочтений, вкуса и, наконец, мировоззрения начинается именно в семье. И если ребенок получает по-настоящему доброе воспитание в родном доме, то ему не опасно никакое дурное влияние двора или одноклассников, телевидения или интернета.

Общество надежно и устойчиво, когда оно объединено созидательными целями и патриотично. Необходимое условие патриотизма – любовь к своему прошлому, способность знать и ценить историю своих прародителей, сохранять то доброе, что созидалось предшествующими поколе­ниями. На нашей земле, освященной подвигами мучеников, преподобных отцов, благоверных князей и православныхвоинов, пропитанной кровью наших жертвенных и самоотверженных предков,  есть что любить и ценить.

Осознание преемственности, сопричастности прежнему величию Рос­сии  станет маловероятным без изучения с юных лет собственных корней, без уважения к подвигам отцов и дедов, почи­тания святынь, с которымипобеждали, перед которы­ми молились наши прадеды вдни скорбей и сверше­ний. Впитать ценности своего народа, проникнуться его историей, понять его служение ребенок лучше все­го может в семье, если она хранит верность традиции.

Понимая значение православной веры в формиро­вании России, ее культуры и государственности, в са­моопределении и исторической миссии нашего Отече­ства, в появлении неповторимой национальной рус­ской души, можно с уверенностью сказать, что без пра­вославной веры, а значит, и без православной семьи не будет и русского народа. Будет какое-то другое че­ловеческое сообщество.  Я не говорю здесь о мусуль­манах и немногочисленных приверженцах других тра­диционных религий, имеющих на территории России свою национально-культурную среду, сосуществовав­ших с православным большинством на протяжении столетий. Не говорю, прежде всего, потому, что исламский традиционализм, и, даже, исламская миссионерская деятельность (а, подчас, и прозелитизм) сегодня испытывают значительный подъем  и не встречают серьезных внешних препятствий.  У католиков или иудеев на территории России, благодаря их зарубежным собратьям, достаточно сил и средств для сохранения своей идентичности и поддержания собственных традиций. А вот у православных русских людей во-первых нет иностранных «старших братьев», во-вторых есть псевдосмирение и неловкость в деле осознания своего права на сохранение собственного лица. Эти страхи, привитые еще большевистским интернационализмом, обрели второе дыхание в форме современных спекуляций вокруг таких понятий, как «толерантность», «права человека», «ксенофобия», «фашизм» и т.д. При этом именно русских -   наиболее мирную нацию, победившую фашизм и защитившую от него малые народы, «мировой разум» стремится заставить уважать иные нации больше собственной, чужую волю больше своей, права и достоинства окружающих больше прав и достоинств государствообразующего большинства. В силу этих неблагоприятных для страны обстоятельств, полагаю, что, прежде всего, о помощи самим себе, а ни кому бы то ни было, нам следует сегодня заботиться, и  полит-корректным толерантным реверансам  уже нет места.

Но не всякий житель России, даже принадлежащий кор­нями к православной традиции, согласится с необходимо­стью создавать и поддерживавть  именно православную семью. Многих мучают навязанные вопросы: нужны ли здесь религиозные "границы",  не препятствует ли церков­ная дисциплинасвободе личности, не исчерпывается ли нравственная глубина понятия "семья" общечеловечески­ми ценностями?

Смею предположить, что общечеловечес­кие ценности (и самые высокие из них) – лишь слабый отблеск ценностей христианских, не более того. Нет цен­ностей человечества, как такового. Существуют ценности отдельных народов, философских систем и, прежде всего, религиозных учений. В разные исторические периоды на одних и тех же пространствах существовали разные представления о морали, о ценности человеческой жизни, о долге, о личном и всеобщем благе.  Случалось, что мигрирующие народы при­носили с собой на новые места свою культуру и этику.

Господь хранит уповающие на него благочестивые народы. В то же время  безвозвратно гибнут формации и системы, нации и государства с изуверскими прин­ципами жизни, гибнут, подобно Содому и Гоморре, раз­вратившиеся города, возгордившиеся империи, людо­едские племена.

Более всего высота и адекватность  ориенти­ров, ценностей и устремлений зависит от правильнос­ти представлений того или иного общества о Боге, от отношения народа к Творцу, то есть от религиозной, духовной жизни людей. Если языческие божества, согласно древней мифологии, могут обманывать друг друга, убивать для удовлетворения амбиций, образовывать кланы, нуждаться в человеческих жертвах,  красть или  вести распутный образ жизни, то и человеку, как говорится, "сам бог велел" делать то же самое. Если же народ знает своего Творца – Совершенного, Справедливого, Милосердного и Любя­щего, то и ориентиры соответствующие. И никто не предложил более возвышенных, жертвенных и совер­шенных представлений о Боге,мире, личности и семье, чем представления христианские.

Согласно Евангель­скому слову о браке: "Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает" (Мф.19,З-б). Такова ответственность христианина за нерасторжимость брачного союза, а стало быть, и за выбор спутника жизни, и за деятель­ное сохранение единства. Уже нельзя жениться и «разжениться» по первому случайному зову плоти или по корыстному устремлению.

Совсем противоположному  учат нас современные западные «гуманисты», ратующие за «договорные» отношения, то есть за предельный эгоизм, зак­люченный в сравнительно безопасные рамки.  Каждый стремится при этом к максимальным выгодам и удо­вольствиям для себя и просчитывает способы защиты своих завоеваний от "ближнего". Это не дом, это – ­пороховая бочка. Я уже не говорю о "семьях" однопо­лых. Признание содомского греха разновидностью нормы - это прямое надругательство над образом Бо­жиим, по которому создан человек, это - обесценива­ние смысла жизни человечества, признание человека существом низшим и гнуснейшим по сравнению со все­ми тварями на земле. Это деятельная клевета на Бога и на человека.

Пропаганда и расширяющаяся практика так назы­ваемого "гражданского" брака - есть узаконенная обществом безответственность. Вступающие в подоб­ные отношения не желают отвечать за их последствия ни перед Богом, ни перед людьми, ни друг перед дру­гом.  Но перед Богом - все равно придется.

Все эти примеры "альтернативной", антихристиан­ской семейной жизни культивируются с помощью воз­можностей шоу-бизнеса, масс-медиа и массовой куль­туры в широком смысле. Патологические отношения между людьми наши заокеанские "друзья"и прочие улыбчивые недоброжелатели навязывают везде и всю­ду, чтобы разрушить саму идею семьи и дома как малой Церкви и крепости благочестия.

Какое общество легче уничтожить:общество разум­ных, духовно зрелых ицелеустремленных семей или об­щество усталых развратников?

Благодаря  безудержному стремлению человечества к неограниченной свободе, в том числе в семейных отношениях, мы получили катастрофическую НЕСВОБОДУ. Дети подают в суд на родителей, извращенцы заставляют нормальных людей считаться с их потребностью к публичным проявлениям, число педофилов и насильников превысило критическую отметку, и мы боимся отпускать близких вечером на улицу, а супруги превратились в опасных друг для друга «акционеров» семейного состояния, вынужденных не терять бдительности ни на минуту. Семейный тыл для миллионов людей превратился во второй фронт, приносящий душевные, материальные и психические потери. 

Святое Евангелие сравнивает отношения мужа и жены с отношениями Христа и Церкви и призывает жену повиноваться своему мужу. Апостол говорит: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; по­тому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви...  Мужья, любите своих жен, как и Христос воз­любил Церковь и предал себя за нее" (Еф. 5, 22, 25). Высота и величие отношений Христа и Церкви непос­тижимы дляземного разумения. Крестнаяжертва за грешных людей – мера Его любви. Приблизиться к такому идеалу даже в намерениях невозможно без осо­бого действия благодати Божией. Именно поэтому са­мый возвышенный союз – христианская семья – со­здается в Таинстве брака или венчания, объединяю­щем Божественную силу и человеческие устремления. Одних человеческих усилий недостаточно для дости­жения столь совершенных отношений и для создания христианской семьи. Без этого Таинства даже союз любящих и верных людей будет еще недостаточно пол­ным и плодотворным.

Говоря о том, что муж является Главой жены, апос­тол указывает на иерархическое устройство семьи, где у каждого свои права и обязанности. Главенство мужа не означает его тиранию и приниженное значение женщины. Оно означает, что муж должен быть образ­цом и учителем для всех домашних, что на нем лежит ответственность за принятие важных решений, что жена признает его волю и авторитет.

Апостольские послания (Кор. 14, 35), "Домострой" и труды святых отцов о семейной жизни предписыва­ют женам во всем советоваться со своими мужьями, спрашивать их обо всем непонятном в духовной жиз­ни и в быту. Муж обязан наставлять и воспитывать жену: "Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением; жены мужей своих вопро­шают о всяком благочинии; о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а как муж прикажет, с тем охот­но соглашаться и исполнять по его наставлению" ("До­мострой"). Разве мог нормальный человек, живший лет триста назад, предположить, что муж не будет знать, как отвечать на вопросы жены, и уж тем более не смо­жет научать ее добродетельной жизни; что часто он не сможет быть не только ведущим, но даже и ведо­мым на духовном пути, а будет, скорее, лежачим?!

Каков же идеал православной жены? "Жена добрая, терпеливая и молчаливая - венец своему мужу. Коли нашел себе муж добрую жену - только хорошее вы­носит из дома своего; блажен муж такой жены, и жизнь свою проживут они вдобром мире" ("Домострой").

Искаженные семейные отношения: стремление к пре­словутому равноправию, эмансипация, социальная ак­тивность женщин и вялость мужчин, их неспособность к ответственному поведению и управлению домом – все это плод взаимной безответственности и насилие над человеческой природой. Если муж безволен и без­деятелен, жена приобретает мужской характер и взва­ливает на свои плечи обязанности отца семейства. Если жена непрерывно самоутверждается, не дарит мир и ласку детям и не печется о хозяйстве, то нередко муж становится "мамой" и "домохозяйкой". Вот и появля­ется все больше мужеподобных женщин и женоподоб­ных мужчин. В сегодняшнем кинематографе  то и дело мы видим, как волевая бизнес-леди, ворочает миллионами, финансирует «творческие» затеи непутевого мужа и задерживается  в офисе, пока супруг хлопочет по хозяйству и, чуть ли не в слезах мучается то ревностью, то вопросами о смысле жизни, то страхом перед будущим.

 

 

Весьма важными в браке  представляются три пары взаимодополняющих качеств, необходимых супругам. Для мужа - это ответственность, воля и вели­кодушие. Для жены - кротость, доверие и благодар­ность. Обоим, безусловно, необходима любовь, объе­диняющая, наполняющая смыслом и освящающая дом. Ответственность мужа предполагает его способность и обязанность разрешать внутренние и внешние про­блемы семьи, принимать на себя тяжесть вопросов, сто­ящих перед каждым домочадцем, проявлять глубокий деятельный и искренний интерес ко всем переживани­ям близких. В православной семье не могут сказать друг другу с американской улыбкой: "это твои проблемы". Возлагая на мужа та­кую ответственность, зная его труды во внешнем мире, - на благо родной земли и общего дома, - жена ста­новится кроткой утешительницей, создает прочный и уютный домашний тыл, где можно отдохнуть душой и обрести новые силы. Полное доверие жены мужу не­обходимо, ибо он принимает решения от имени всей семьи. Зная потребности каждого, выбирает нужное и полезное. И если он управляет семьей достойно, то зас­луживает благодарности. Сама его власть тогда не бу­дет тяжелой для жены, когда природную слабость и немощь женщины муж покроет своим великодушием.

Дети по заповеди Божией должны любить отца и мать, слушать и почитать их. За это Господь обещает им благо и долголетие (Исх. 20.12). Этому учит и "До­мострой": «Вы же, дети, делом и словом угождайте ро­дителям своим во всяком добром замысле, и они вас благословят: отчее благословение утвердит дом, а материнская молитва избавит от напасти».

Если каждый член семьи искренен и доверяет ос­тальным, а любое недоразумение незамедлительно, честно и беззлобно разрешается по взаимному согла­сию, если не зреет нарыв недоговоренностей, то конф­ликтов ждать не приходится – любой спорный воп­рос можно снять за несколько минут. Тогда и грех, и слабость, и недопонимание, и сложности характера любого  из членов семьи не превращается в неодолимую стену.  Важно, чтобы все делалось с любовью к Богу, ближним и Отечеству, с пониманием высокого призвания своего народа и во славу Божью.

                      

                        

 


Яндекс цитирования