Почти все хотя бы сердцем понимают, насколько важна здоровая семья для прочного и целостного общества. Справедливости ради нужно заметить, что для многих словосочетание типа «семья – ячейка общества» звучит таким же звоном, как «Мир. Труд. Май».
Чтобы оживить понятие нужно лишь задуматься над его смыслом. Действительно, если люди не способны поддерживать мир и конструктивные отношения в своем собственном доме, то уж тем более у них не будет мира с соседями, друзьями и, разумеется, врагами.
Если нет прочного тыла, обеспечивающего не только психологическую разгрузку и бытовые удобства, но и осмысленность общественных, политических и деловых начинаний человека, то апатия, уныние и бездеятельность – закономерны. Уходя на работу, муж и отец семейства должен знать, что труд его принесет радость и добрые плоды для самых близких ему людей – для его семьи. Тогда любые сложности или неприятности во внешнем мире не будут слишком тяжелы.
Понятно всякому, что формирование нравственных ориентиров, культурных предпочтений, вкуса и, наконец, мировоззрения начинается именно в семье. И если ребенок получает по-настоящему доброе воспитание в родном доме, то ему не опасно никакое дурное влияние двора или одноклассников, телевидения или интернета.
Общество надежно и устойчиво, когда оно объединено созидательными целями и патриотично. Необходимое условие патриотизма – любовь к своему прошлому, способность знать и ценить историю своих прародителей, сохранять то доброе, что созидалось предшествующими поколениями. На нашей земле, освященной подвигами мучеников, преподобных отцов, благоверных князей и православныхвоинов, пропитанной кровью наших жертвенных и самоотверженных предков, есть что любить и ценить.
Осознание преемственности, сопричастности прежнему величию России станет маловероятным без изучения с юных лет собственных корней, без уважения к подвигам отцов и дедов, почитания святынь, с которымипобеждали, перед которыми молились наши прадеды вдни скорбей и свершений. Впитать ценности своего народа, проникнуться его историей, понять его служение ребенок лучше всего может в семье, если она хранит верность традиции.
Понимая значение православной веры в формировании России, ее культуры и государственности, в самоопределении и исторической миссии нашего Отечества, в появлении неповторимой национальной русской души, можно с уверенностью сказать, что без православной веры, а значит, и без православной семьи не будет и русского народа. Будет какое-то другое человеческое сообщество. Я не говорю здесь о мусульманах и немногочисленных приверженцах других традиционных религий, имеющих на территории России свою национально-культурную среду, сосуществовавших с православным большинством на протяжении столетий. Не говорю, прежде всего, потому, что исламский традиционализм, и, даже, исламская миссионерская деятельность (а, подчас, и прозелитизм) сегодня испытывают значительный подъем и не встречают серьезных внешних препятствий. У католиков или иудеев на территории России, благодаря их зарубежным собратьям, достаточно сил и средств для сохранения своей идентичности и поддержания собственных традиций. А вот у православных русских людей во-первых нет иностранных «старших братьев», во-вторых есть псевдосмирение и неловкость в деле осознания своего права на сохранение собственного лица. Эти страхи, привитые еще большевистским интернационализмом, обрели второе дыхание в форме современных спекуляций вокруг таких понятий, как «толерантность», «права человека», «ксенофобия», «фашизм» и т.д. При этом именно русских - наиболее мирную нацию, победившую фашизм и защитившую от него малые народы, «мировой разум» стремится заставить уважать иные нации больше собственной, чужую волю больше своей, права и достоинства окружающих больше прав и достоинств государствообразующего большинства. В силу этих неблагоприятных для страны обстоятельств, полагаю, что, прежде всего, о помощи самим себе, а ни кому бы то ни было, нам следует сегодня заботиться, и полит-корректным толерантным реверансам уже нет места.
Но не всякий житель России, даже принадлежащий корнями к православной традиции, согласится с необходимостью создавать и поддерживавть именно православную семью. Многих мучают навязанные вопросы: нужны ли здесь религиозные "границы", не препятствует ли церковная дисциплинасвободе личности, не исчерпывается ли нравственная глубина понятия "семья" общечеловеческими ценностями?
Смею предположить, что общечеловеческие ценности (и самые высокие из них) – лишь слабый отблеск ценностей христианских, не более того. Нет ценностей человечества, как такового. Существуют ценности отдельных народов, философских систем и, прежде всего, религиозных учений. В разные исторические периоды на одних и тех же пространствах существовали разные представления о морали, о ценности человеческой жизни, о долге, о личном и всеобщем благе. Случалось, что мигрирующие народы приносили с собой на новые места свою культуру и этику.
Господь хранит уповающие на него благочестивые народы. В то же время безвозвратно гибнут формации и системы, нации и государства с изуверскими принципами жизни, гибнут, подобно Содому и Гоморре, развратившиеся города, возгордившиеся империи, людоедские племена.
Более всего высота и адекватность ориентиров, ценностей и устремлений зависит от правильности представлений того или иного общества о Боге, от отношения народа к Творцу, то есть от религиозной, духовной жизни людей. Если языческие божества, согласно древней мифологии, могут обманывать друг друга, убивать для удовлетворения амбиций, образовывать кланы, нуждаться в человеческих жертвах, красть или вести распутный образ жизни, то и человеку, как говорится, "сам бог велел" делать то же самое. Если же народ знает своего Творца – Совершенного, Справедливого, Милосердного и Любящего, то и ориентиры соответствующие. И никто не предложил более возвышенных, жертвенных и совершенных представлений о Боге,мире, личности и семье, чем представления христианские.
Согласно Евангельскому слову о браке: "Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает" (Мф.19,З-б). Такова ответственность христианина за нерасторжимость брачного союза, а стало быть, и за выбор спутника жизни, и за деятельное сохранение единства. Уже нельзя жениться и «разжениться» по первому случайному зову плоти или по корыстному устремлению.
Совсем противоположному учат нас современные западные «гуманисты», ратующие за «договорные» отношения, то есть за предельный эгоизм, заключенный в сравнительно безопасные рамки. Каждый стремится при этом к максимальным выгодам и удовольствиям для себя и просчитывает способы защиты своих завоеваний от "ближнего". Это не дом, это – пороховая бочка. Я уже не говорю о "семьях" однополых. Признание содомского греха разновидностью нормы - это прямое надругательство над образом Божиим, по которому создан человек, это - обесценивание смысла жизни человечества, признание человека существом низшим и гнуснейшим по сравнению со всеми тварями на земле. Это деятельная клевета на Бога и на человека.
Пропаганда и расширяющаяся практика так называемого "гражданского" брака - есть узаконенная обществом безответственность. Вступающие в подобные отношения не желают отвечать за их последствия ни перед Богом, ни перед людьми, ни друг перед другом. Но перед Богом - все равно придется.
Все эти примеры "альтернативной", антихристианской семейной жизни культивируются с помощью возможностей шоу-бизнеса, масс-медиа и массовой культуры в широком смысле. Патологические отношения между людьми наши заокеанские "друзья"и прочие улыбчивые недоброжелатели навязывают везде и всюду, чтобы разрушить саму идею семьи и дома как малой Церкви и крепости благочестия.
Какое общество легче уничтожить:общество разумных, духовно зрелых ицелеустремленных семей или общество усталых развратников?
Благодаря безудержному стремлению человечества к неограниченной свободе, в том числе в семейных отношениях, мы получили катастрофическую НЕСВОБОДУ. Дети подают в суд на родителей, извращенцы заставляют нормальных людей считаться с их потребностью к публичным проявлениям, число педофилов и насильников превысило критическую отметку, и мы боимся отпускать близких вечером на улицу, а супруги превратились в опасных друг для друга «акционеров» семейного состояния, вынужденных не терять бдительности ни на минуту. Семейный тыл для миллионов людей превратился во второй фронт, приносящий душевные, материальные и психические потери.
Святое Евангелие сравнивает отношения мужа и жены с отношениями Христа и Церкви и призывает жену повиноваться своему мужу. Апостол говорит: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее" (Еф. 5, 22, 25). Высота и величие отношений Христа и Церкви непостижимы дляземного разумения. Крестнаяжертва за грешных людей – мера Его любви. Приблизиться к такому идеалу даже в намерениях невозможно без особого действия благодати Божией. Именно поэтому самый возвышенный союз – христианская семья – создается в Таинстве брака или венчания, объединяющем Божественную силу и человеческие устремления. Одних человеческих усилий недостаточно для достижения столь совершенных отношений и для создания христианской семьи. Без этого Таинства даже союз любящих и верных людей будет еще недостаточно полным и плодотворным.
Говоря о том, что муж является Главой жены, апостол указывает на иерархическое устройство семьи, где у каждого свои права и обязанности. Главенство мужа не означает его тиранию и приниженное значение женщины. Оно означает, что муж должен быть образцом и учителем для всех домашних, что на нем лежит ответственность за принятие важных решений, что жена признает его волю и авторитет.
Апостольские послания (Кор. 14, 35), "Домострой" и труды святых отцов о семейной жизни предписывают женам во всем советоваться со своими мужьями, спрашивать их обо всем непонятном в духовной жизни и в быту. Муж обязан наставлять и воспитывать жену: "Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением; жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии; о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а как муж прикажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению" ("Домострой"). Разве мог нормальный человек, живший лет триста назад, предположить, что муж не будет знать, как отвечать на вопросы жены, и уж тем более не сможет научать ее добродетельной жизни; что часто он не сможет быть не только ведущим, но даже и ведомым на духовном пути, а будет, скорее, лежачим?!
Каков же идеал православной жены? "Жена добрая, терпеливая и молчаливая - венец своему мужу. Коли нашел себе муж добрую жену - только хорошее выносит из дома своего; блажен муж такой жены, и жизнь свою проживут они вдобром мире" ("Домострой").
Искаженные семейные отношения: стремление к пресловутому равноправию, эмансипация, социальная активность женщин и вялость мужчин, их неспособность к ответственному поведению и управлению домом – все это плод взаимной безответственности и насилие над человеческой природой. Если муж безволен и бездеятелен, жена приобретает мужской характер и взваливает на свои плечи обязанности отца семейства. Если жена непрерывно самоутверждается, не дарит мир и ласку детям и не печется о хозяйстве, то нередко муж становится "мамой" и "домохозяйкой". Вот и появляется все больше мужеподобных женщин и женоподобных мужчин. В сегодняшнем кинематографе то и дело мы видим, как волевая бизнес-леди, ворочает миллионами, финансирует «творческие» затеи непутевого мужа и задерживается в офисе, пока супруг хлопочет по хозяйству и, чуть ли не в слезах мучается то ревностью, то вопросами о смысле жизни, то страхом перед будущим.
Весьма важными в браке представляются три пары взаимодополняющих качеств, необходимых супругам. Для мужа - это ответственность, воля и великодушие. Для жены - кротость, доверие и благодарность. Обоим, безусловно, необходима любовь, объединяющая, наполняющая смыслом и освящающая дом. Ответственность мужа предполагает его способность и обязанность разрешать внутренние и внешние проблемы семьи, принимать на себя тяжесть вопросов, стоящих перед каждым домочадцем, проявлять глубокий деятельный и искренний интерес ко всем переживаниям близких. В православной семье не могут сказать друг другу с американской улыбкой: "это твои проблемы". Возлагая на мужа такую ответственность, зная его труды во внешнем мире, - на благо родной земли и общего дома, - жена становится кроткой утешительницей, создает прочный и уютный домашний тыл, где можно отдохнуть душой и обрести новые силы. Полное доверие жены мужу необходимо, ибо он принимает решения от имени всей семьи. Зная потребности каждого, выбирает нужное и полезное. И если он управляет семьей достойно, то заслуживает благодарности. Сама его власть тогда не будет тяжелой для жены, когда природную слабость и немощь женщины муж покроет своим великодушием.
Дети по заповеди Божией должны любить отца и мать, слушать и почитать их. За это Господь обещает им благо и долголетие (Исх. 20.12). Этому учит и "Домострой": «Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и они вас благословят: отчее благословение утвердит дом, а материнская молитва избавит от напасти».
Если каждый член семьи искренен и доверяет остальным, а любое недоразумение незамедлительно, честно и беззлобно разрешается по взаимному согласию, если не зреет нарыв недоговоренностей, то конфликтов ждать не приходится – любой спорный вопрос можно снять за несколько минут. Тогда и грех, и слабость, и недопонимание, и сложности характера любого из членов семьи не превращается в неодолимую стену. Важно, чтобы все делалось с любовью к Богу, ближним и Отечеству, с пониманием высокого призвания своего народа и во славу Божью.