1
На Сретенье решила в храм прийти.
Какой иконе лучше поклониться?
От той, что в центре – глаз не отвести:
Истории застывшая страница.
Я вижу древний Иерусалим…
Дополнив городскую панораму,
Народ толпится у святого храма,
Меж ними – старец. Может, пилигрим?
Да нет же! Это из Александрии
Ко храму городскому устремлён
Учёный летописец Симеон:
Ему ниспослано принять Мессию!
Свидетельствуют «Жития Святых»,
Что праведнику было триста с лишним!
И прожил бы еще (в отличье от других),
Пока …не встретился с Иисусом лично.
Семейство[1] перед нашими глазами
С младенцем на руках и голубями…
Богоприимец, мудрый Симеон,
Приветствуя родительский поклон,
Приемлет первенца. И в тот же миг
Всё озаряется небесным светом:
На смену Ветхому – достойный лик
И будущее Нового Завета!
Очистившись обрядом перед Богом,
Родители вернутся в Назарет.
А у младенца – обретённый крест
И долгая тернистая дорога…
…Зажгу свечу. Пусть пламенем огня
Озолотится в праздничный февральский вечер
Такая важная и для меня,
И для истории евангельская «Встреча»[2].
2
А на Руси на Сретенье гадали
И по погоде всё определяли.
Важней всего – грядущий урожай,
Смелее, оттепель, не подкачай!
Резвились в этот день не только дети:
У мужиков в деревне – зимобор,
Им нипочём мороз и снежный ветер –
Они на кулаках решают вечный спор.
Кто – в ватниках, кто – в тёплых зимних шубах,
Друг другу мнут бока от всей души!
Обычай может показаться грубым,
Но в праздник все приметы хороши.
Когда в кафтан одетый побеждает –
Встречайте, люди, раннюю весну!
Но если «шубы» драку завершают –
У злой зимы останемся в плену.
А на полях – мышиная возня:
Поистощились личные запасы!
И «серые» воришки дружно, разом
Обхаживают скирды у крестьян.
Какое вероломное обжорство!
Ужель на них совсем управы нет?
Являлся заклинатель – важный дед,
Который с удивительным проворством
Обряд «изгнания» производил –
Сжигал пучок означенных колосьев;
Полученной золою, на морозе,
Гумно осыпав, вслух произносил:
«Нет, не жить вам на белом свете,
Не точить вам пахучего сена,
Не видать вам травы муравой,
Не таскать ячменя золотого»
В народе говорят, что заклинанья
Имели убедительный успех,
А знахаря (не вспомнить, право, грех!) –
Чем Бог послал кормили за старанья.
В разгаре – праздник, множество огней…
Откуда громницы[1] берут начало?
К славянам освящение свечей
От древних римлян перекочевало.
Огонь – частичка главного Светила,
Огонь – источник света и тепла.
Свет Сретенской свечи – живая сила
В борьбе со слабостью, с потоком зла.
Встречаются зима с весною ранней,
Встречаются стихии: кто кого?
Храня очаг жилища своего,
Мы все в плену у этих состязаний.
Автор: Кургинян Светлана Ильинична г.Тольятти