Вот уже почти пятнадцать лет продолжается бесконечное реформирование российской армии, которое сводилось, в основном, лишь к сокращению личного состава и бесконечному переодеванию военнослужащих. Правда, в последнее время, видимо, высшему военному руководству России стало очевидно, что пора делать реальные шаги этой области и заниматься реальным военным строительством.
Однако для этого необходимо сначала определить, кто является наиболее вероятным противником нашей страны, на каком направлении вероятнее всего развертывание боевых действий, какова будет тактика и стратегия вероятного нашего противника. И только тогда, когда будут получены ясные и четкие ответы на эти вопросы, можно будет строить российскую армию будущего века.
Судя по всему, на часть вопросов руководство Министерства обороны для себя уже ответило – в ближайшее время главным противником нашей страны останется так называемый мировой терроризм; вероятность же боестолкновений с вооруженными силами других государств считается малой. Именно для решения антитеррористических задач и создается нынешняя армия – по замыслу министра обороны компактная, высокомобильная и более чем наполовину укомплектованная контрактниками. На бумаге все выглядит хорошо, просто замечательно, однако реальность не так радужна, как хотелось бы министру – перестройка армии под эти цели идет медленно, молодые здоровые мужчины не горят особым желанием служить по контракту в силу слабой материальной заинтересованности, положение же с призывом обстоит еще более плачевно. Деньги, выделяемые на закупку вооружений, банально разворовываются разнокалиберными чинушами. Вот и получается, что новую армию пытаются построить из обломков той, прежней «несокрушимой и легендарной», не привнося в процесс абсолютно ничего нового.
В этой непростой ситуации неплохим подспорьем регулярным вооруженным силам России могут стать иррегулярные части, территориальные войска и различные ополченческие структуры. В нынешних экономических условиях в России эти иррегулярные формирования могут стать неплохой альтернативой «полуконтрактной» армии: их эффективность равна эффективности «профи» при существенно меньших материальных затратах. В России различные деятели только-только дошли до понимания необходимости создания данных структур и только начали прорабатывать их концепцию, между тем как в соседней Белоруссии подобные структуры небезуспешно создаются. Там еще четыре года назад указом Президента Александра Григорьевича Лукашенко была утверждена Концепция территориальной обороны. Этим документом определены роль и место территориальной обороны в системе обеспечения военной безопасности государства, этапы ее создания и механизмы функционирования. В условиях проводимого сокращения численности белорусской армии и снижения уровня вооружений именно организация территориальной обороны является одним из наиболее экономичных путей компенсации сил и средств, поддержания обороноспособности Белоруссии на должном уровне. Для решения этой задачи создаются территориальные войска, которые станут компонентом сухопутных войск и будут развертываться либо в угрожаемый период, либо в случае внезапной военной агрессии против белорусского государства.
Создание этих войск позволит в период ведения боевых действий освободить регулярную армию от охраны тыловых объектов, коммуникационных узлов и мостов, обеспечения режимных мероприятий в период введения военного положения, ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения. Территориальные войска будут также решать задачи по организации комендантской службы в период оперативного развертывания войск, по эвакуации населения из предполагаемых районов боевых действий, ликвидации последствий "террористического акта", по блокированию и уничтожению незаконных вооруженных формирования во взаимодействии с внутренними войсками МВД.
Их личный состав будет привлекаться также к строительству оборонительных рубежей и ремонтно-восстановительным работам.
Как заявил первый командующий сухопутными войсками Белорусской армии генерал-майор Юрий Портнов, «профессиональную армию могут иметь только богатые государства, поэтому в Беларуси упор будет сделан на иррегулярные территориальные войска». При этом командующий призвал уделить особое внимание изучению опыта партизанских формирований в годы Великой Отечественной войны.
Это ополчение будет предназначено для защиты важных народнохозяйственных и иных объектов и борьбы с диверсионными группами. Комплектоваться части территориальной обороны будут из местных жителей «для защиты мест своего проживания». Для решения подобных задач территориальные войска должны быть очень хорошо обучены и подготовлены. Одно из первых подразделений территориальных войск Белоруссии – первый казачий батальон, состоящий из казаков Всебелорусского объединенного казачества, который в настоящее время создается в городе Вилейки Минской области. В своих рядах ВОК имеет более трех тысяч лиц, относящих себя к казачьему сословию – очень неплохая основа для создания подразделений территориальных войск.
Если присмотреться, то можно увидеть несколько существенных плюсов в существовании таких войск. Первый – это то, что бойцы территориальных формирований отлично знают местность, на которой им предстоит воевать, что существенно повышает их шансы даже в противоборстве с разведывательно-диверсионными подразделениями противника. Второй плюс – это освобождение армейских подразделений от обязанностей по охране различных стратегически важных объектов. Третий плюс – нет необходимости доставки подобным формированиям различного вооружения и материально-технических ценностей со складов и баз, расположенных на довольно значительных расстояниях от зоны их действий. Все необходимое для успешного решения поставленных перед ними задач территориальные войска будут получать со складов и баз, расположенных непосредственно в зоне их ответственности. И, наконец, четвертый плюс – морально-психологический: человек, защищающий свой дом в самом что ни на есть прямом смысле этой фразы сражается с удесятеренным мужеством, отвагой и решимостью.
В настоящее время, по заявлению командующего Сухопутными войсками Республики Беларусь, система территориальной обороны в основном создана, в дальнейшем ее предстоит лишь совершенствовать. Речь, в частности, идет о наращивании усилий по подготовке местных органов власти к практическому управлению территориальными войсками при выполнении ими задач по предназначению.
В ближайшее время планируется завершить создание запасных стационарных пунктов управления штабов зон и районов ТО, а также подвижных управленческих пунктов. Будет проведен комплекс работ по инженерному оборудованию важных объектов, ответственность за охрану и оборону которых в военное время возлагается на формирования территориальных войск. Дальнейшее развитие получит нормативно-правовая база по вопросам территориальной обороны.
Весь этот положительный опыт просто крайне необходимо адаптировать к российским условиям. Объективных причин для создания войск территориальной обороны в России множество, возможностей для их создания тоже. Осталось дело за малым – за принятием политического решения на самом высшем руководящем уровне.
Вот как примерно может выглядеть территориальная оборона в Российской Федерации.
Самым крупным оперативным соединением будет являться округ территориальной обороны, создаваемый в наиболее «проблемных» регионах Российской Федерации – на Кавказе, Дальнем Востоке, в регионах, примыкающих к практически неохраняемой границе с Казахстаном, вдоль западных границ России, вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, крупных стратегических объектов (АЭС, оборонные заводы и т.д.). В каждом субъекте федерации, входящем в округ территориальной обороны, может дислоцироваться 1-3 условных дивизии (в зависимости от важности направления); каждая условная дивизия подчиняется непосредственно региональному штабу территориальной обороны, которые, в свою очередь, подчиняются штабу округа; подразделения территориальной обороны уровня «взвод-рота» должны существовать в каждом относительно крупном населенном пункте региона и подчиняться штабу условной дивизии.
В мирное время подразделения территориальных войск существуют в режиме неполного развертывания; по согласованию с органами МВД, ФСБ, другими силовыми ведомствами небольшие подразделения территориальных войск могут привлекаться к охране стратегически важных объектов, патрулированиям и т.д. Возможно развертывание до штатной численности отельных подразделений с целью проведения интенсивной боевой учебы - сначала на определенный период развертывается первое подразделение, затем – второе и т.д. С определенной периодичностью в каждом округе территориальной обороны должны проводиться учения – как внутренние, так и совместные с подразделениями регулярной армии и МВД по отработке действий в различных критических ситуациях. В случае же возникновения чрезвычайных ситуаций (крупная техногенная катастрофа, террористический акт, природный катаклизм, внешнее военное вторжение, контртеррористическая операция и т.д.) все подразделения территориальной обороны в определенный короткий период времени должны быть доразвернуты до штатной численности и приступать к выполнению стоящих перед ними задач. Как было сказано выше, подразделения территориальных войск могут и должны снять с армейских частей и подразделений МВД обязанности по несению комендантской службы, охране объектов, участию в эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации и т.д.
Комплектоваться подразделения территориальной обороны должны из местных жителей – мужчин, не менее 10-15 лет непрерывно проживающих в данной местности, не имеющих непогашенных судимостей за тяжкие и особо тяжкие преступления, высоких морально-волевых качеств; при этом условие прохождения службы в рядах Вооруженных Сил не должно играть решающей роли – главное, чтобы претендент имел желание служить в частях территориальной обороны и был склонен к воинской организации и при этом бы не имел проблем со здоровьем, несовместимых с владением оружием.
Руководить подразделениями территориальной обороны должны офицеры запаса или действующие офицеры, желательно – имеющие опыт участия в боевых действиях, в то время как рядовыми бойцами могут быть все мужчины дееспособного возраста – от 18 лет и выше.
Материально-техническое обеспечение территориальных войск на первых порах может осуществляться со штатных окружных баз и складов хранения Российской Армии; в перспективе же необходимо создание целой сети таких складов исключительно для нужд территориальной обороны.
Могут последовать возражения в том плане, что еще одну армию Россия не потянет, что мероприятие затратное и т.д. Следует возразить, что переход Российской армии на полноценную «полуконтрактную» основу потребует несравнимо больших финансовых и материальных вложений. Помимо увеличения зарплаты контактникам до приемлемого уровня, необходимо создание полноценной социально-бытовой инфраструктуры для них, строительства жилья и т.д. Для бойцов территориальных войск этого не нужно – они уже имеют жилье, социально-бытовой вопрос у них уже преимущественно решен.
К тому же, в России территориальные войска де-факто существуют. Это – казачество, закон о государственной службе которого был недавно подписан главой Российского государства. Казачество имеет сложившуюся веками организационно-штатную структуру, опыт участия в различных мероприятиях по защите территориальной целостности России, охране Государственной границы, совместным действиям с подразделениями регулярной армии и МВД. Многие казаки имеют опыт участия в боевых действиях в Боснии и Герцеговине, Приднестровье, Абхазии, Чечне и т.д. К тому же, казачьи войска и общества существуют именно в тех регионах России, где создание территориальных войск имеет первоочередную необходимость. Это Кавказ, Дальний Восток, Сибирь. Опираясь на казачьи войска, можно в кратчайшие сроки создать систему территориальной обороны на важнейших направлениях. Для этого потребуется совсем немного – создать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность казачества в этом направлении, создать структуры, которые бы решали вопросы взаимодействия между подразделениями Вооруженных Сил и казачьими войсками, да на официальном уровне разрешить казакам владеть оружием и заниматься тем, чем столетиями занимались их предки – охраной границ.
Впоследствии же, опираясь на опыт казачьих территориальных частей, можно будет приступать к созданию подразделений территориальной обороны в других, «неказачьих», регионах России.
Конечно, это – программа не одного года, а, возможно, и десятилетия. Однако приступать к ее реализации необходимо как можно скорее, тем более, что есть как ресурсы для ее реализации, так и положительный опыт братской Белоруссии.