Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало История Формы пастырской и катехизаторской работы в общине святых Алексия и Сергия Мечевых

Формы пастырской и катехизаторской работы в общине святых Алексия и Сергия Мечевых

E-mail Печать

alt

Курсовая работа слушателя 4-го курса

Катехизаторского отделения

Корытько Н.А.

Москва 2010

 

ПЛАН

Введение

Глава 1. Богослужение как форма пастырской работы

Глава 2. Проповедь за богослужением

Глава 3. Коллективные беседы пастыря с мирянами

Глава 4. Индивидуальная работа пастыря с мирянами

Глава 5. Работа старшего в группе с мирянами своей группы

§1. Библиография вопроса

§2. Богословское обоснование

§3. Свидетельство ныне живущего очевидца

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В накопленном Церковью опыте пастырской и катехизаторской[1] работы наиболее важен святоотеческий опыт, особенно приближенная к условиям современности его часть.

Именно таким является опыт общины святых Алексия и Сергия Мечевых, несших в первой половине XXвека свет Христов расцерковленнымбольшей своей части) жителям условно-православного московского мегаполиса.

Сформировалась эта община еще до революции, трудами святого праведного московского старца Алексия Мечева - настоятеля храма Святителя Николая в Кленниках. По названию улицы, на которой находился храм, сформировавшуюся вокруг него общину нередко называли «Маросейка».

После последовавшей в 1923 году блаженной кончины отца Алексия во главе общины встал его сын и преемник отец Сергий, принявший венец мученичества в конце 1941 года. Однако, несмотря на расстрел пастыря, община просуществовала еще не одно десятилетие.

После закрытия в 1932 году храма на Маросейке большинство членов общины стало прихожанами храма Ильи Пророка в Обыденском переулке, где служил отец Борис Холчев, которого отец Сергий незадолго до своей смерти благословил взять «Маросейку в свои руки».[2]

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года праведный старец Алексий, пресвитер Московский, и его сын священномученик Сергий были канонизированы.[3]

 

Глава 1. Богослужение как форма пастырской работы

Без сомнения, самой важной формой работы по воцерковлению верующих отец и сын Мечевы считали само православное богослужение. Став в 1893 году настоятелем небольшой церкви Николы в Кленниках, имевшей крайне скромный по численности приход, отец Алексий, тем не менее, «немедленно ввел в своем храме ежедневное богослужение»[4].

Вот как позднее оценивал этот шаг его сын: «Батюшка сделал то, что прежде всего вызывает у многих смущение и осуждение: богослужение начинает совершаться изо дня в день, и вечером, и утром – при изумлении одних, смущении других и, может быть, насмешках третьихначинается подлинное приобщение к вечности через богослужение. И этому последовало начало подлинной духовной жизни, которая, казалось, не могла быть в миру»[5].

Осенью 1921 года на открытии Народной Духовной Академии города Москвы отец Алексий выступил с вступительной лекцией на тему «Высота пастырского служения и каким должен быть священник». В своей лекции о. Алексей отметил, что главное, что требуется от священника, это быть молитвенником и истово совершать богослужение. Этих двух качеств, говорил он, уже достаточно, чтобы стать хорошим пастырем[6].

О благоговейном отношении отца Сергия к богослужению не скажешь лучше его самого:

«Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви. Сами мы не можем сразу постигнуть ее. Но мы знаем, что она была открыта великим и величайшим из угодников Божиих. Поэтому, входя в их опыт, через те молитвы и песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи и молитв за нас грешных, можем и мы начать постепенно прикасаться к этой великой тайне.

И, по мере того, как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относится и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному[7]

 

Глава 2. Проповедь за богослужением

В упомянутой выше лекции о. Алексий говорил также о важности в пастырском служении проповеди священника[8]. Любимой темой проповедей самого о. Алексия была тема любви.

Проповеди о. Сергия были «краткими, яркими, основная мысль в них четко прослеживалась, всегда сообщалось что-нибудь новое и следовал призыв к духовному деланию. Текста проповедей отец Сергий предварительно не составлял. Речью он владел, и ему было достаточно продумать тему и набросать план»[9].

 

Глава 3. Коллективные беседы пастыря с мирянами

В первые послереволюционные годы служащие в храме на Маросейке священники поделили между собой дни недели для совершения богослужений. «Кроме этого, каждый из них раз в неделю вел беседу по окончании вечернего богослужения. О.Сергий брал для своих бесед свв. отцов: Авву Дорофея, Лествицу, Добротолюбие. Умный, образованный, хорошо владевший языком, он привлекал много интеллигентной молодежи, для которой эти беседы были целым откровением, настолько был утерян и забыт весь церковный и святоотеческий опыт.[10] О. Сергий Дурылин говорил об оптинских старцах; о.Лазарь любил евангельские темы. Батюшка о.Алексий читал Жития святых… и, как сам говорил, тогда как его помощники освещали духовный путь теоретически, он показывал, как эта теория проводилась и может проводиться в жизни практически разными людьми с разными характерами, в различные времена при всяких, а следовательно, и современных условиях»[11].

О. Алексий проводил свои беседы по понедельникам в храме, а с конца 1919 года стал дополнительно проводить беседы по средам у себя на квартире[12]. В ходе бесед о.Алексия христианские истины преподавались «не в форме отвлеченных поучений, а в форме рассказов из действительной жизни, личного опыта Батюшки, а также через чтение дневников его духовных детей[13], комментируемых им самим, что весьма заинтересовывало слушателей и оставляло в их душах назидательное воспоминание о беседах надолго»[14].

В соседнем храме Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках были организованы курсы по изучению богослужения, для преподавания на которых отец и сын Мечевы пригласили знатока церковного устава профессора богословия Андрея Гавриловича Кулешова[15].

Многочисленные слушатели курсов, ранее не окормлявшиеся у о.Алексия, составили в общине новую группу, которую прозвали «курсовые». Другой новой группой были духовные дети епископа Арсения (Жадановского), которые после закрытия Чудова монастыря в Кремле стали прихожанами Маросейки, образовав в общине так называемую группу «чудовских».

По свидетельству монахини Иулиании «Эти две новые струи «чудовские» и «курсовые», влившись в число прежних богомольцев и духовных детей батюшки о.Алексея, не сразу могли поладить друг с другом и ужиться.[16] Для объединения всех и были введены Батюшкой беседы у него на квартире по средам»[17].

О. Сергий (как, видимо, и другие священники Маросейки) вел христианские студенческие кружки на дому у студентов[18]. Он сравнивал их с «колокольней», которая звала молодежь к Евангелию, а через него к Церкви, а иногда с передней, через которую надо пройти, но в которой нельзя оставаться жить[19].

Отец Алексий до революции преподавал православный Закон Божий в протестантской Гимназии Е.В. Винклер[20].

На Маросейке иногда устраивались ночные богослужения, после которых «бывали «агапы», то есть общие чаепития»[21].

О встречах пастырей Маросейки с существовавшими в общине устойчивыми группами мирян будет рассказано ниже, в разделе, посвященном таким группам.

 

Глава 4. Индивидуальная работа пастыря с мирянами

В лекции на открытии Народной Духовной Академии города Москвы отец Алексий говорил, что «пастырь должен входить во все нужды своих духовных детей, должен служить им любовью… Особое значение придавал Батюшка исповеди, считая лучшей ту исповедь, на которой исповедающийся сам, не дожидаясь вопросов, исповедует свои грехи. Но … не всякий это может, приходится помогать»[22].

Одной из форм такой индивидуальной работы были уже упоминавшиеся духовные дневники, которые помогали о.Алексию и, особенно, о.Сергию, следить за духовной жизнью своих чад[23].

И сам о. Алексий и его сын были образцами вхождения в нужды каждого, образцами служения чадам любовью.

 

Глава 5. Работа старшего в группе с мирянами своей группы

Как нетрудно заметить, все приведенные выше формы пастырской работы присутствуют если не в каждой, то во многих православных общинах. Сейчас же нам предстоит рассмотреть пастырскую и катехизаторскую работу в группах мирян, на которые подразделялась община Мечевых, что делает ее уникальной по сравнению с другими общинами.

§1. Библиография вопроса

К сожалению, в издаваемых в последнее время сборниках об Алексии и Сергии Мечевых наметилась тенденция почти полного игнорирования этой уникальной стороны жизни созданной ими общины.

В цитировавшемся ранее сборнике монахини Иулиании об отце Алексии есть только два-три абзаца, позволяющие заподозрить (не более того!), что миряне в общине Мечевых делились на группы, во главе которых стояли тоже миряне.

Вот первый из этих абзацев:

«…однажды, на многолюдном собрании всеми присутствующими, о.Сергием и сестрами Чудова монастыря было отмечено, что храм переполняется, а порядка надлежащего нет, желание активно участвовать в жизни храма большое, но ответственность ни за что ни на ком не лежит[24], и решено было твердо распределить между сестрами, постоянно бывающими в храме, обязанности по поддержанию порядка и чистоты, выделить ответственных за ризницу, за ежедневное пение и чтение на клиросах, назначить помощниц по печению просфор для Лидии Александровны; братьям, прислуживающим в алтаре, поручить поочередную уборку алтаря и многое другое. Так образовывались «послушания»; сестрам, чтобы их выделить из прочих богомольцев, выражено было пожелание: тем, кто может, одеть серые платья и белые или черные косынки»[25].

Примером наделения мирянина своими постоянными послушаниями при маросейском храме является Мария Николаевна Соколова (будущая монахиня Иулиания): «Ей была поручена ризница, в ее обязанности также входило следить за порядком во время исповеди у Батюшки»[26].

Другим примером является рассказ об отказе отца Алексия (по инициативе о.Сергия и духовных детей Владыки Арсения) от наемного хора: «Я откажу наемным певчим,.. пойте и читайте вы – чудовские». Старшей из них[27] он предложил быть канонархом…»[28].

В приведенном в конце сборника жизнеописании М.Н.Соколовой говорится, что будучи в ссылке о.Сергий «благословил нуждавшихся в духовной поддержке обращаться к ней с полной откровенностью и доверием. Польза от общения была большая, душа оживала»[29].

«В маросейской общине были группы[30], в которых под руководством Марии Николаевны изучали Библию, писали доклады о прочитанном. Занятия проходили очень интересно. Проработать успели лишь небольшую часть, но она осталась на всю жизнь живой»[31].

В цитировавшемся ранее сборнике И.С. Мечевой об отце Сергии есть рассказ о тайном рукоположении в общине Мечевых: «Некоторые из братьев-алтарников маросейского храма хотели тайно послужить Церкви Христовой в священном сане… неподалеку находился некий епископ… Владыка не произвел на отца Сергия вполне благоприятного впечатления. В итоге переговоров по желанию большинства, были рукоположены во священники четыре брата общины»[32].

Появление четырех тайно рукоположенных священников в единой общине явно располагало к делению ее на группы, даже если бы ранее такого деления не было.

Можно было бы предположить, что при составлении сборников монахини Иулиании и И.С. Мечевой об отце и сыне Мечевых просто не хватило места для отражения этой стороны жизни Маросейки. Но в многократно более объемном сборнике С. Фомина «Пастырь добрый» тоже почти не нашлось места для рассказа о внутренней структуре общины.

Мы находим там лишь более подробное изложение приведенных выше туманных косвенных указаний на наличие групп в составе общины Мечевых.

В дополнение к этому появляются указания на то, что некоторые приближенные к о.Алексию духовные чада с его благословения обращались к нему с духовными проблемами обращавшихся к ним людей.

Так, Мария Тимофеева пишет: «Многие наши по Маросейке тянулись ко мне и рассказывали о себе. Неудобно я себя чувствовала: кто я и что я? Чтобы выслушивать всякие скорби и нужды и передавать их Батюшке, к которому было трудно попасть. А Батюшка мне на это ответил: «Ведь ты моя помощница. Вот так и благословляю: все, что тебе поведают, приноси все ко мне»[33].

Еще более полно такая помощь Батюшке описана в воспоминаниях Александры Ярмолович: «Хотя и в церкви удавалось говорить о разных «душах», как и в чем им помочь, но также приходилось приходить с ними и к нему на квартиру»[34]. Когда ей однажды не удалось лично сопроводить нуждавшегося в помощи к Батюшке, она получила от него выговор: «Александра должна всегда приходить сама со своими, а без себя не присылать»[35].

Однако, в сборнике С.Фомина приводится и письмо о. Павла Флоренского, видимо не слишком хорошо знавшего внутреннюю жизнь Маросейки: «нуждавшихся или обращавшихся за помощью одевали, обували, кормили Члены Маросейской Общины, проникая во все отрасли жизни, всюду своею работою помогали о.Алексию в деле «разгрузки» страждущих. Тут не было никакой внешнейорганизации[36], но это не мешало быть всем объединенными единым духом»[37].

И лишь один абзац на все почти восьми сотен страниц сборника Фомина неопровержимо доказывает, что в общине о.Алексия Мечева было созданное и поддерживаемое им деление на группы. В своем «Слове о Батюшке» о. Сергий говорит: «А Батюшка … не боялся, например,организовывать группы, не боялся, что члены этих групп уйдут из-под его влияния…»[38].

Отрадную картину в вопросе освещения внутренней структуры общины Мечевых представляет лишь давно ушедший с церковных прилавков сборник С.Бычкова о Маросейке и о.Сергии. В своем сборнике С.Бычков рассказывает о братствах, возникших в первые послереволюционные годы в ответ на призыв патриарха Тихона: «Составляйте из благонамеренных прихожан братства, советы – что найдете полезным по местным условиям…»[39]

По сведениям Бычкова о.Алексий «благословлял собираться по домам, читать что-нибудь духовное (часто по выбору самого батюшки), вместе молиться. Это особенно сближало людей, делало их членами одной духовной семьи, или, как впоследствии называли, «группы»[40].

Так, «чудовские», «которые пришли на Маросейку группой в 22 человека … часто собирались на квартире у одной из своих, вблизи от батюшкиного храма. К ним приходил о.Алексей, сначала один, а потом с кем-нибудь из … молодых иереев»[41]. Когда впоследствии догадались пригласить о.Сергия, Батюшка был очень рад.

«Духовные дети о.Алексия собирались еще в «Александровке» (Александровской больнице), на квартире духовных дочерей батюшки… Были и другие семьи. В эти семьи по временам приходил батюшка и наполнял сердца любовью и желанием служить Богу.

Кое-кто из «интеллигенции» отца Сергия встречался в доме Юргенсон, в семье, все члены которой были маросейскими прихожанами»[42].

О.Сергий стремился, чтобы прислуживавшие в алтаре «братья» «встречались друг с другом не только в алтаре. Он устраивал встречи не только чтецов, но и других братьев, по тем или иным причинам не прислуживавших в алтаре. Эти встречи носили непринужденный характер: здесь возникала близость между братьями, завязывались духовные дружбы, не прекращавшиеся в течение долгих лет»[43].

О. Сергию удалось «создать несколько братств, которые занимались воспитанием детей, религиозным самообразованием и совместной молитвой. Среди них выделялось молодежное братство, в которое входила университетская молодежь. Стержнем стали Татьяна Куприянова и Борис Васильев…»[44]

Во главе каждой семьи или группы, на которые делилась Маросейская община (особенно разросшаяся при о.Сергии), «стоял кто-нибудь из более знающих, опытных или старших по возрасту. Он становился помощником духовного отца в выборе чтения и мог оказать первую духовную помощь сестрам – утешить, ободрить, иногда и что-то посоветовать, поддержать в трудную минуту, направить к отцу. Это движение стало большим подспорьем для отца Сергия при его огромной нагрузке. А когда он был арестован, а года через три закрыли храм, эти семьи стали большой духовной поддержкой для своих членов и помогли им не потеряться»[45].

Понимая это, в своих письмах из ссылок и лагерей о.Сергий «поощрял … существование прежних групп, разрабатывал темы для духовного чтения»[46].

§2. Богословское обоснование

В одном из писем о.Сергия к духовной дочери, старшей в своей группе, находим блестящее богословское обоснование деления общины на группы и наделения старших в группах функциями помощника духовного отца в окормлении младших:

«Служить Богу и этим служить людям – подвижничество,

Служить людям и этим служить Богу – пастырство.

Эти два пути часто приводили идущих по ним к разделению, даже и великих.

Если идти с образом пастыря и дальше, то можно говорить в христианском делании и о подпаске, и о пастушонке и даже о верной, настоящей помощнице – овчарке.[47]В этом смысле всех работающих в Христовом царстве, не только носящих священный сан или образ монашества, мужей, жен и даже детей можно поделить на пастырей и подвижников (Здесь можно говорить – по преимуществу. Я нарочну беру по контрасту)»[48].

§3. Свидетельство ныне живущего очевидца

Помимо приведенных выше письменных свидетельств о делении Маросейской общины на группы во главе со старшими, назначаемыми духовником, и о работе старших с членами своей группы, важно и устное свидетельство протоиерея Валериана Кречетова, который, будучи женат на дочери «мечевки», имел возможность воочию наблюдать (а, наверняка, и не только наблюдать) деятельность мечевской общины в реальной жизни.

Именно от него автор впервые узнал о делении мечевской общины на группы и именно благодаря авторитетности полученного свидетельства сумел, как кажется, найти письменные тому подтверждения.

Насколько можно было понять из краткой беседы, отец Валериан считает такой опыт структурирования общины важным и актуальным для сегодняшней церковной жизни.

При этом он отметил, что конспирация у мечевцев была такая, что спецслужбам впору позавидовать – нередко сын не знал, что его отец является тайно рукоположенным священником.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таковы были основные формы пастырской и катехизаторской работы в общине святых Алексия и Сергия Мечевых. Что-то из использовавшегося ими нетрудно увидеть в жизни большинства современных православных общин, а что-то является непривычной и совершенно неоправданно забытой, неизвестной или просто неприменяемой «экзотикой».

В первую очередь это активное привлечение духовно более опытных мирян к окормлению мирян менее опытных, формирование внутри общины духовных групп или семей во главе со старшими, помогающими духовнику в его пастырских трудах.

В результате огромная масса людей, даже регулярно приходящих в храм на службу и готовых принимать посильное участие в жизни общины, оказывается не вовлеченной в ее жизнь и почти не окормляемой пастырем, у которого, в силу непривлечения помощников, до таких людей просто «руки не доходят».

Будем надеяться, что вслед за Маросейкой начала ХХ века и современные православные не захотят мириться с ситуацией, когда «храм переполняется, а порядка надлежащего нет, желание … участвовать в жизни храма … [есть], но ответственность ни за что ни на ком не лежит…»[49].

Точнее говоря, ответственность лежит на приходских наемниках, а ведь послать в Отчий дом наемника и потрудиться в нем самому – совершенно разные степени любви к Отцу…

В помощь тем, кто хотел бы участвовать не только в приходском богослужении, и сделан этот обзор жизни мечевской общины, по мощи и «долгожительству» не имевшей равных среди православных общин Москвы ХХ века.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                Жизнеописание Московского старца отца Алексея Мечева. / Сост. Иулиания (Соколова), мон. – М.: Акант, 2005.

2.                Маросейка: жизнеописание отца Сергия Мечева, письма, проповеди, воспоминания / Сост. С.С.Бычков. – М.: Мартис, 2001.

3.                «Пастырь добрый.» Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева. / Сост. Фомин С. – М.: Паломник, 2007.

4.                   Тайны Богослужения. Священномученик Сергий Мечев. Духовные беседы. Письма из ссылки. / Сост. Мечева И.С. – М.: Русскiй Хронограф», 2001.



[1]В настоящей работе под катехизацией понимается не столько оглашение лиц, готовящихся к крещению (катехизация в узком смысле этого слова), сколько научение истинам христовой веры тех, кто уже крещен (катехизация в широком смысле этого слова).

[2] Тайны Богослужения. Священномученик Сергий Мечев. Духовные беседы. Письма из ссылки. / Мечева И.С. – М.: Русскiй Хронограф», 2001. С.340

[3] Жизнеописание Московского старца отца Алексея Мечева. / Иулиания (Соколова), мон. – М.: Акант, 2005. С.255.

[4] Там же. С.33.

[5] Мечева И.С. Указ. соч. С.150-151.

[6] Иулиания. Указ.соч. С.186.

[7] Мечева И.С. Указ. соч. С.171.

[8] Иулиания. Указ.соч. С.186.

[9] Мечева И.С. Указ. соч. С.326.

[10] Вряд ли сегодняшняя даже церковная молодежь лучше, чем тогдашняя, осведомлена о святоотеческом наследии.

[11] Иулиания. Указ.соч. С.105-106.

[12] Там же. С.107.

[13] Без указания автора дневника.

[14] «Пастырь добрый.» Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева. / Фомин С. – М.: Паломник, 2007. С.180.

[15] Иулиания. Указ.соч. С.107.

[16] Не правда ли, знакомая картина для многих современных приходов?

[17] Там же. С.108.

[18] Фомин, Указ. соч. С.324.

[19] Маросейка: жизнеописание отца Сергия Мечева, письма, проповеди, воспоминания / Сост. С.С.Бычков. – М.: Мартис, 2001. – С.52.

[20] Фомин, Указ. соч. С. 766-769.

[21] Там же. С.295.

[22] Иулиания. Указ.соч. С.187.

[23] Бычков. Указ соч. С87-88.

[24] Как это похоже на любой многолюдный приход в современной России!

[25] Иулиания. Указ.соч. С.116.

[26] Там же. С. 257.

[27] Выделено автором.

[28] Там же. С. 117.

[29] Там же. С. 259.

[30] Выделено автором.

[31] Там же. С. 259.

[32] Мечева И.С. Указ. соч. С.338.

[33] Фомин, Указ. соч. С.354-355.

[34] Там же. С.438.

[35] Там же. С.452.

[36] Выделено автором.

[37] Там же. С.750.

[38] Там же. С.605. Выделено автором.

[39] Цит. по Бычков, указ соч. С.10.

[40] Там же. С.49-50.

[41] Там же. С.50.

[42] Там же. С.50.

[43] Там же. С.87.

[44] Там же. С.24-25.

[45] Там же. С. 105.

[46] Там же. С.134.

[47] Выделено автором.

[48] Там же. С.106.

[49] Иулиания. Указ.соч. С.116.

 


Яндекс цитирования